Высокий курортный сезон в Крыму начнется вместе с майскими праздниками, которые в этом году совпадают с православной Пасхой. Как полуостров подготовился к приему туристов, в интервью ТАСС рассказал министр курортов и туризма республики Сергей Стрельбицкий. Корреспонденты ТАСС поговорили с ним на гольф-пикнике под Бахчисараем, который стал первым в серии фестивалей, запланированных в предстоящем курортном сезоне. Куда жаловаться туристам в случае проблем, какие выводы были сделаны по итогам прошлого сезона, сколько нужно лет для модернизации инфраструктуры и при каких условиях в Крыму может быть введен курортный сбор – в материале ТАСС.
– Как власти Крыма развивают событийный туризм? Формат таких мероприятий, как гольф-пикник, – что-то новое для курорта?
– Событийный туризм всегда сопровождает высокий курортный сезон. Гольф-пикник – первый фестиваль в линейке еще шести массовых мероприятий, которые мы запланировали в этом году. Их темами можно назвать гастрономию, экологию, активный отдых. Фестивали запланированы в течение года с мая по октябрь – по одному в месяц. В конце мая пройдет фестиваль "Майка", в июне – фестиваль лаванды, цель которого – поддержка эфиромасличного производства в Крыму, в июле – фестиваль креатива, в августе-сентябре – два гастрономических фестиваля, на которых акцент будет сделан на крымской морской кухне и продукции крымского производства. Завершит серию фестиваль "Вершина Крыма", посвященный крымчанке Эльвире Насоновой – женщине, покорившей все семитысячники СССР. Наш турист не должен иметь ни одной свободной минуты. Это прекрасное дополнение к посещению исторических памятников и наших прекрасных пляжей.
Главная задача – закрепиться на событийном рынке. И вторая – это позиционирование наших регионов. Вот этот гольф-пикник раскрывает возможности Бахчисарайского района, где развиваются активные виды спорта и откроется школа гольфа. В дальнейшем будут мероприятия в Феодосии, Евпатории, Ялте... И, на мой взгляд, они будут востребованы среди туристов.
– На какую категорию туристов Крым делает ставку, организовывая такие фестивали?
– Конечно, в первую очередь такие фестивали рассчитаны на семьи. Гости приезжают сюда с детьми, чтобы насладиться природой, попробовать качественные местные продукты, позаниматься активными видами спорта и просто оторваться от компьютеров. В Крыму очень любят туристов, которые приезжают семьями. В прошлом году у нас таких туристов было 39% от всего потока.
А первый в сезоне гольф-пикник, скорее, для местных жителей. Количество его участников превышает 700 человек, но в дальнейшем мы рассчитываем на 5-7 тысяч. Нам надо сегодня подготовить крымчан к высокому курортному сезону. Я думаю, уже через неделю им будет очень сложно собраться на такие мероприятия, потому что у нас начинается жаркая пора – приезжает очень много туристов. Эта такая дань уважения крымским труженикам.
– Насколько "жаркими" будут майские праздники? Каков прогноз?
– По тем данным, которыми мы обладаем, наверно, майские праздники будут одними из лучших за всю историю – заявок очень много. Надеемся, сделаем рекорд в этом году, но цифру пока называть не буду.
Безусловно, повлияло то, что майские совпали с празднованием православной Пасхи. У нас много святынь, и, наверно, очень многие туристы хотели бы посетить их именно в такой великий праздник. Конечно, это и та работа, которая проводится нашими туроператорами, объектами размещения по рекламированию Крыма. И выводы мы сделали исходя из их данных. На сегодняшний день прирост по бронированию составляет 20% по сравнению с прошлым годом (с 27 апреля по 11 мая 2015 года Крым посетило примерно 175 тысяч туристов – прим. ТАСС). В интернете регулярно выходят аналитические статьи, которые говорят, что Крым входит в тройку самых востребованных регионов, а некоторые издания говорят, что мы занимаем первое место. Вот это все дает нам основания рассчитывать, что майские праздники пройдут на самом высоком уровне при большом потоке туристов.
Ситуация, которая сегодня наблюдается в Крыму, вселяет оптимизм. Я не помню, чтобы мини-отели начинали подготовку к активному сезону с марта. Сейчас, по той информации, которую мы имеем, они уже готовы. Никогда на 8 Марта не принимали такое количество туристов (с начала года до конца марта Крым принял 203 тысячи туристов – прим. ТАСС).
Согласно анализу ценовой политики на отдых в средствах размещения Крыма, подготовленному управлением маркетинга и развития Министерства курортов и туризма Республики Крым, в санатории в мае минимальная цена путевки на одного гостя в день с трехразовым питанием и базовым лечением на Южном берегу Крыма (ЮБК) составляет 2 583 рубля, в Западном Крыму – 2 433, в Восточном Крыму – 2 125. Цена на отдых в малом отеле на двоих с завтраком на ЮБК начинается от 2 478 рублей, в Западном Крыму – от 1 777 рублей, в Восточном Крыму – от 2 062 рублей, в Бахчисарайском районе – от 1 735. В мае в отели уровня "три звезды" отдых на двоих с завтраком на Южном берегу составляет от 3 686 рублей, в Западном Крыму – от 2 944, в Восточном Крыму – от 2 601, в Бахчисарайском районе – от 2 957. Отдых на двоих с завтраком в отелях уровня "четыре звезды" на ЮБК обойдется от 6 400 рублей, в Западном Крыму – от 4 366, в Восточном Крыму – от 4 900, в Бахчисарайском районе – от 3 500.
– Что-то интересное непосредственно к Пасхе запланировано?
– Мы уже традиционно сделали промосайт, который посвящен именно Пасхе в Крыму и майским праздникам: пасхавкрыму.рф. На нем анонсированы все мероприятия, которые будут проходить в различных городах, собрана информация о наших святынях. Их сложно перечислить – очень много.
– Как обстоит ситуация с путевками на высокий сезон? Много ли их осталось?
– Мы продолжаем мониторить цены, несмотря на то, что на сегодня низкий сегмент цен практически закончился. Очень рады, что муниципалитеты, которым мы доводим эту информацию, и бизнес, который пользуется этой информацией, делают соответствующие выводы. Нам каждую неделю поступают сведения от различных средств размещения, которые переходят на новые формы обслуживания туристов, в частности, "все включено". Более того, сегодня есть объекты, которые сами выступают инициаторами создания пакетных туров. Могу вас заверить, мы становимся очень конкурентоспособны на российском рынке.
– В прошлом году была запущена горячая линия для туристов. Продолжит ли она работать в этом году? На что вам можно жаловаться?
– Пожаловаться можно на все. Более того, горячая линия предусматривает не только жалобы, мы готовы выслушать и предложения туристов, готовы дать консультации по тем или иным вопросам.
В этом году работа горячей линии будет отличаться от 2015 года. Раньше на телефонные звонки отвечали наши сотрудники, а сейчас будет работать профессиональный call-центр. Это шесть операторов, которые будут круглосуточно принимать звонки. Более того, они будут все заявки фиксировать и информировать, а министерство – анализировать. Это даст нам возможность грамотно корректировать стратегию развития туристической отрасли Крыма.
– Может, стоит составить своеобразный антирейтинг гостиниц по итогам работы call-центра?
– Мы не имеем права входить в данную область. Но мы будем делать все возможное для того, чтобы отели, которые не удовлетворяют запросы туристов, были во всяком случае проинформированы об этом и чтобы к ним было более пристальное внимание контролирующих органов.
– Какие-то организационные выводы были сделаны по итогам работы горячей линии в прошлом году?
– В прошлом году была очень серьезная критика и были предложения по благоустройству пляжных территорий. Туриста сегодня уже не устраивает просто пляж и просто шезлонг, он хотел бы получить полный объем услуг. Были жалобы по доступности от тех людей, которые ограничены в возможностях. Были жалобы по поводу парковок возле музеев, дворцов и других туристических объектов. Это все учли и включили данные необходимые мероприятия в план подготовки к сезону 2016 года.
– Что конкретно сделано для благоустройства пляжей?
– У нас будет новая модель – мы привлекаем бизнес для обустройства пляжных территорий. Для этого мы сегодня сделали все, чтобы муниципалитеты имели все возможности для проведения конкурсов по благоустройству.
Это практика Краснодарского края. Такая форма не требует оформления аренды пляжных территорий и позволяет определять на конкурсе лучший проект обустройства пляжа. Сегодня муниципалитеты определили 60 победителей конкурсов. Обязательными условиями являются бесплатный доступ на пляж, безопасность, обустройство и санитарная уборка территории.
Всего в Крыму 450 км береговой территории, подходящей для пляжного отдыха. Из них благоустроено всего 100 км, за которые идет борьба. Потенциал огромный!
– Остаются ли рычаги воздействия у республиканских властей?
– Да, безусловно. Создается республиканская комиссия, которая будет контролировать процесс эксплуатации и благоустройства пляжных территорий.
– Сейчас в Госдуме обсуждается законопроект Минкавказа, который предлагает ввод курортных сборов по примеру некоторых европейских стран. Как вы думаете, актуальны ли они для Крыма?
– Для Крыма это неактуально на сегодняшний день. Когда мы были в составе Украины, этот вопрос неоднократно ставился, даже действовал рекреационный сбор.
К вопросу введения сбора надо подходить очень осторожно. Если мы его вводим, то должны: первое – сделать процесс открытым, второе – предусмотреть модель, при которой платить будут все, а не выборочно, ну и самое главное – туристы и участники туристического рынка должны четко понимать, куда эти деньги будут расходоваться. Собрали деньги, и люди должны знать, на что они будут израсходованы: построят новые набережные или новые туалеты и другое. Поэтому этот вопрос нужно тщательно прорабатывать, обсуждать с участниками рынка и только после этого вводить в действие.
– Звучит иногда критика, в частности, от представителей Ростуризма, по поводу медленного развития инфраструктуры. Много ли сейчас таких проектов в работе и планах?
– У нас есть официальная позиция Ростуризма, в которой обозначена поддержка нашей работы. Когда кто-то говорит, что очень медленно что-то движется, я всегда хочу спросить этих людей, с чем они сравнивают. В этом году у меня брал интервью швейцарский корреспондент, так вот первое, что он спросил: "Расскажите, пожалуйста, о провальном сезоне 2015 года". А почему вы считаете его провальным? Давайте проанализируем, как мы обслуживали гостей в прошлом году: представители Евросоюза ввели против нас санкции, началась продовольственная и энергоблокада, против нас идет информационная война. Так скажите, в такие условия 4,6 млн – это победа или поражение? Он сказал: "Это победа". Вот и я так считаю.
Понятно, что нельзя поменять всю инфраструктуру в течение года или двух лет. Краснодарскому краю для того, чтобы он стал таким, какой сейчас есть, понадобилось семь лет. И те деньги, которые выделялись, несравнимы с тем, что выделяется для Крыма. Но мы очень настойчиво идем по пути развития. И говорить, что в Крыму ничего не делается, – это ошибка. Открываются гостиницы, парки развлечений, рестораны, строятся дороги. Надо время. Я думаю, что к сезону 2019 года, когда мост уже будет работать, Крым будет готов принять дополнительное количество туристов.
– Дополнительно – это сколько?
– Специалисты говорят, что емкость Крыма составляет от 8,5 до 10 млн человек.
– Вы уже говорили, что Крыму не хватает гостиниц, – как много? И сколько лет может занять работа по доведению их количества до достаточного уровня?
– Нужно увеличить количество отелей хотя бы в два раза. Крым с каждым годом будет прибавлять в конечности, в количестве самых востребованных отелей – это три-четыре звезды. Для этого есть все основания, потому что те инвесторы, которые зашли на рынок Крыма, уже выстраивают свои бизнес-планы, чтобы в течение двух-трех лет такие отели у нас появились.
В прошлом году открылся клаб-отель в Коктебеле на 120 номеров, курортный клуб в Алуште на 20 современных апартаментов, два корпуса гостиницы "Ялта-Интурист" на 112 номеров, новый корпус курортного отеля "Пальмира Палас" в Ялте на 31 номер, отель-аквапарк "Атлантида" в Ялте на 41 номер и аквапарк на 1,5 тысячи человек, вторая очередь современных аттракционов в аквапарке "Банановая республика" (Евпатория) – одном из самых крупных в РФ.
На этот год запланировано открытие этноцентра в исторической части Бахчисарая, кинопарка "Викинг" в Симферопольском районе, который сможет принимать до 3 тысяч гостей, четырехзвездочного отеля в Евпатории на 128 номеров с рестораном, а также начато строительство артипарка на 19 га, который будет состоять из парков водных развлечений и аттракционов, гостиничного комплекса на 180 номеров и жилого поселка на 50 коттеджей. Он в корне изменит и философию, и инфраструктуру западной части Крыма – именно того места, где когда-то был "КаZантип".
– На федеральном уровне несколько раз звучало предложение наделить местные власти полномочиями по контролю за "звездностью" гостиниц. Вы поддерживаете такую инициативу?
– Здесь нужно четко разработать правила игры. Конечно, рычаг такой нужен. Не знаю, насколько этим должны быть наделены местные органы власти, тут нужно подумать. Но контроль за классификацией должен быть жестче, потому что приходится сталкиваться с явными жуликами, которые работают сегодня на этом рынке. И пока они имеют все условия для этого.
– Такие жулики уже добрались до Крыма?
– У нас сейчас не так много отелей, которые прошли классификацию, – всего 27 средств размещения. Поэтому пока таких примеров у нас нет. Власти Крыма заняли очень жесткую позицию по отношению к тем, кто хотел зайти на полуостров и просто-напросто, заработав деньги, ничего не дать Крыму в плане повышения уровня сервиса.
– Как много инвесторов проявляет интерес к Крыму?
– В 2015 году мы рассмотрели 152 заявки, сейчас уже около 25. Практически все удовлетворяются, за все время мы отклонили только пять заявок, по двум из которых инвесторы с нами согласились и внесли корректировки. Реализация остальных трех предложений могла ударить по репутации Крыма. Представьте себе: один решил построить гостиницу прямо на месте билетных касс портпункта на набережной. Второй в центре парка решил что-то возвести. Конечно, это неприемлемо.
Вообще по каждой отклоненной заявке все министры должны лично отчитываться главе республики. Мне кажется, это правильно. Крым сегодня очень нуждается в инвестициях, которые пойдут на инфраструктуру и капитальное строительство.
– Есть ли среди этих заявок поданные иностранными инвесторами?
– Мы это не афишируем. Но, конечно, они есть. Люди уже научились уходить от санкций и заходить на рынок Крыма. Подтверждение тому – Ялтинский международный экономический форум. Только на нашей туристической секции выступило три иностранца, и все из западной Европы – француз, швейцарец и член парламента Австрии. В частности, они говорили о развитии спортивного туризма. Хотя в основном, если мы говорим об иностранных инвестициях, это связано с отелями и санаториями.
– В последнее время с вами часто общаются иностранные журналисты. Из каких стран? Что их больше всего интересует?
– Иностранцы все чаще обращаются за комментариями. В этом году были представители СМИ из Швейцарии и Канады, в 2015 году – Словении, Чехии, Финляндии, Японии, Китая, Австрии. Почему-то всегда начинают с вопроса с какой-то "подковыркой". Я в ответ на это всегда даю понять, что нет оснований сомневаться в достижениях Крыма. Сегодня жители Крыма нацелены не на какую-то политическую возню, а на экономический рост.
– Как вы считаете, возрастающий интерес иностранных журналистов может повлиять на поток туристов из их стран?
– Безусловно, приезжая сюда, они видят, что у нас не ходят люди в полуобморочном состоянии, голодные, что танки не ездят и с автоматами никто не бегает... На них это производит просто колоссальное впечатление. Уезжая, говорят: "Мы приедем, мы расскажем". А пропаганда, которая идет в Западной Европе, на 90% не отражает действительности.
Вообще иностранцы занимают у нас 2% в доле общего потока туристов. Он и при Украине был небольшой – от 5 до 7%, несмотря на то, что мы так сильно стремились в Евросоюз.
Я думаю, если бы сейчас сняли санкции, то иностранных туристов было бы на порядок больше. Потому что по разговорам, которые мы ведем с приезжающими в Крым гражданами дальнего зарубежья, понятно, что интерес к нам просто колоссальный. В целом наш прогноз на год – порядка 6 млн туристов. Способствовать этому должно увеличение пропускной способности аэропорта Симферополь и Керченской паромной переправы. Сегодня уже заявлены рейсы из 58 городов, фактически в день мы будем обслуживать 250 рейсов. Такое количество аэропорт никогда не обслуживал. Паромная переправа увеличивает в два раза пропускную способность по сравнению с 2015 годом (было обслужено 5 млн человек – прим. ТАСС).
Беседовала Елена Богданович