28 июня 2016, 13:10
Интервью

Михаил Галузин: РФ может сыграть важную роль в модернизации инфраструктуры в Индонезии

Станислав Красильников/ ТАСС
Посол России в Индонезии в интервью ТАСС рассказал о развитии торгово-экономических отношений двух стран, сотрудничестве в ВТС и взаимодействии на пространстве АТР

Индонезия - самая многонаселенная мусульманская страна мира и одна из наиболее интенсивно развивающихся экономик Юго-Восточной Азии. О тонкостях российско-индонезийских отношений, развитии торгово-экономических отношений, сотрудничестве в ВТС и взаимодействии на пространстве АТР рассказал посол России в Республике Индонезия Михаил Галузин.

- Как вы оцениваете состояние двусторонних отношений на сегодняшний день? Расскажите, пожалуйста, о ключевых аспектах развития отношений Джакарты с Москвой, подходах руководства этого крупнейшего государства Юго-Восточной Азии к выстраиванию двусторонних торгово-экономических и инвестиционных отношений с РФ, а также о политике этой страны на региональной и международной арене. По каким международным вопросам Россия и Индонезия имеют схожие позиции?

- Россию и Индонезию связывают дружественные партнерские отношения, и в основе такого характера российско-индонезийских отношений лежит, прежде всего, соблюдение норм международного права, закрепленных в Уставе ООН, лежит взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности и законных интересов друг друга. Наши страны придерживаются во многом общей внешнеполитической философии. И РФ, и Индонезия последовательно выступают за урегулирование международных проблем, тем более конфликтных ситуаций, исключительно мирными, дипломатическими, переговорными методами. РФ и Индонезия выступают за то, чтобы каждый народ, каждая страна имели суверенное право выбора модели государственного устройства и социально-экономического развития. Наши страны выступают за соблюдение принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Все это создает очень прочный фундамент для развития дружественных партнерских отношений между РФ и Индонезией. Эти отношения сегодня получили новый мощный позитивный импульс по итогам переговоров между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом Индонезии Джоко Видодо, которые состоялись 18 мая в Сочи.

Наши страны связывают дружественные партнерские отношения, важным элементом которых являются торгово-экономические связи. Мы являемся для Индонезии, надеюсь, очень интересным, перспективным экономическим партнером, поскольку наши технологии, наши высокотехнологичные товары, наша промышленная продукция - все это сейчас и на перспективу востребовано на индонезийском рынке, наряду с такими позициями нашего экспорта, как нефть и нефтепродукты. С другой стороны, Индонезия тоже является важным для нас поставщиком различных товаров, включая морепродукты, кофе, какао, чай, одежду, обувь, текстильные изделия, некоторые изделия бытовой электротехники. Налицо такая своего рода взаимодополняемость российской и индонезийской экономик. Очень важно, что РФ может сыграть важную роль в реализации масштабных планов руководства Индонезии по коренной модернизации инфраструктуры в стране, включая инфраструктуру энергетическую, транспортную, включая воздушный и морской транспорт. Здесь наши страны являются очень перспективными партнерами.

У нас общие подходы к необходимости борьбы с террористической угрозой, общие взгляды на необходимость предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве, предотвращения размещения оружия в космосе. Мы взаимодействуем в вопросах международной информационной безопасности, имею в виду недопущение использования интернета и других информресурсов в преступных целях, прежде всего в террористических целях.

- Чем привлекательна Индонезия для России, в частности в рамках процессов экономической интеграции на широком пространстве АТР?

- Индонезия - это крупнейшая страна и экономика АСЕАН, это крупнейший рынок АСЕАН. Достаточно сказать, что ВВП Индонезии - это порядка $900 млрд, близко к триллиону. Это член Группы двадцати (G20), это крупнейший рынок - 250 млн жителей, среди которых велика доля молодого населения. Это участник АСЕАН, в том числе экономического сообщества АСЕАН. С 1 января этого года запущена деятельность триединого сообщества АСЕАН - сообщества политики и безопасности, экономического сообщества и сообщества в культурной и гуманитарной сферах. Участие Индонезии в интеграционном объединении АСЕАН, которое является очень мощной интеграционной группировкой с населением около 600 млн человек. И АСЕАН для нас очень перспективный партнер, и Индонезия в этих рамках как ведущая асеановская экономика, конечно же, для нас очень важна. В этом контексте хотел бы отметить, что на недавнем саммите РФ - АСЕАН между президентом РФ и асеановскими лидерами достигнуто общее понимание в пользу рассмотрения вопроса о начале консультаций по созданию зоны свободной торговли России и АСЕАН. С интересом воспринята асеановскими лидерами, в том числе президентом Индонезии, инициатива президента РФ о возможности запуска консультаций о налаживании экономического партнерства между такими крупными интеграционными объединениями, как ЕАЭС, АСЕАН и ШОС.

Развитие экономических отношений с такой важной региональной и глобальной величиной, каковой является Индонезия, пойдет в плюс развитию российской экономики, потому что именно здесь, на индонезийском рынке, востребованы наши высокотехнологичные товары, наша промышленная продукция, наши технологии. Сейчас, по итогам российско-индонезийских переговоров на высшем уровне в Сочи, у нас на повестке дня такие крупные проекты, основанные на российских технологических решениях, на российской передовой промышленной продукции, как строительство нефтеперерабатывающего завода, нефтехимического комбината и мощностей по хранению стратегических запасов нефтепродуктов в Индонезии в провинции Восточная Ява силами компании "Роснефть" и ее индонезийского партнера Pertamina. Объем этого проекта составляет около $13 млрд.

Есть договоренность между российской госкомпанией "Интер РАО - Экспорт" и ее индонезийским партнером - компанией TransAsia Minerals Ltd - о строительстве в Индонезии тепловой электростанции на угле с использованием российских технологий и российского промышленного оборудования. Объем этого контракта составляет около $2,8 млрд.

Есть планы ряда российских компаний по строительству ферроникелевых производств в Индонезии, это тоже инвестиции в сотни миллионов долларов.

Есть очень перспективная сфера сотрудничества госкорпорации "РЖД" с индонезийскими партнерами, прежде всего с госкорпорацией "Индонезийские железные дороги", по модернизации действующей железнодорожной инфраструктуры в Индонезии и с перспективой строительства новой железнодорожной магистрали на Восточном Калимантане. Конечно же, в повестке дня остается вопрос о возможности строительства бокситно-глиноземного комбината компанией "Русал" в провинции Западный Калимантан и участие "Русала" в модернизации алюминиевого комбината в Индонезии.

Повестка дня очень насыщенная, и очень надеюсь, что запуск всех вышеупомянутых и ряда других проектов позволит нарастить наш экспорт в Индонезию. Удовлетворены, что за первые четыре месяца этого года товарооборот между РФ и Индонезией вырос процентов на 11-12 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг приблизительно $770 млн. Но это в основном достигнуто за счет роста нашего импорта из Индонезии, тогда как экспорт немного отстает. Реализация вышеупомянутых проектов, как я надеюсь, помимо прочих позитивных последствий, позволит также сбалансировать нашу торговлю и повысить долю передовой промышленной продукции в нашем экспорте в Индонезию. Все это очень перспективно.

Кроме того, на повестке дня и такие серьезные проекты, как продолжение, как мы надеемся, поставок в Индонезию гражданских самолетов российского производства. Это и Sukhoi Superjet 100 ("Сухой Суперджет-100"), и МС-21, презентация которого состоялась недавно. Контакты на этот счет с индонезийской стороной нами тоже ведутся.

Конечно, мы по-прежнему заинтересованы в импорте из Индонезии достаточно широкой номенклатуры продуктов ее традиционного экспорта, среди которых и морепродукты, и кофе, и чай, и пальмовое масло.

Базовые документы о развитии вышеупомянутых проектов как раз подписаны совсем недавно и, что важно, именно в продолжение, в развитие тех принципиальных договоренностей, которые были достигнуты президентами наших стран. Могу вас заверить, что посольство РФ будет активно содействовать, обеспечивая реализацию этих проектов, обеспечивая их необходимое дипломатическое сопровождение.

- Министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил недавно о том, что мы ждем от Индонезии официального запроса для создания зоны свободной торговли с ЕАЭС. Известно ли о том, когда такой запрос может поступить от Джакарты?

- У Евразийской экономической комиссии и государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) есть серьезный интерес к тому, чтобы работать над созданием зоны свободной торговли как по линии ЕАЭС - АСЕАН в двустороннем формате, так и по линии ЕАЭС - АСЕАН в целом. Так, в мае 2015 года было подписано соглашение о ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом. Налицо взаимный интерес к тому, чтобы продолжать подобную практику. Соответствующий интерес проявляют Сингапур, Индонезия, Камбоджа и другие страны региона. ЕЭК будет продолжать работу по всем этим направлениям. Однако пока официальной заявки от Джакарты для создания ЗСТ не поступало. Надеюсь, что это произойдет в обозримом будущем, и диалог между ЕАЭС и Индонезией будет конкретизирован. Политическая воля, чтобы этот процесс начать, имеется.

- Сегодня глобальный рынок атомной энергетики сместился в сторону развивающихся стран, быстрорастущих экономик. В первую очередь это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, правительство Индонезии ведет курс на полную электрификацию всей страны, реализуются крупные инвестиционные проекты. Можно ли ожидать участия российского капитала в них?

- Что касается электрификации, то хотел бы упомянуть проект строительства тепловой электростанции. Это очень мощный проект. Надеемся, что будет реализован и поспособствует осуществлению тех крупномасштабных планов руководства Индонезии по коренной модернизации энергетической инфраструктуры страны. Индонезия - это страна, являющаяся одной из наиболее динамично растущих экономик в мире. Даже в последние годы, несмотря на турбулентность в глобальной экономике и общее замедление темпов роста, которое не обошло и Индонезию, но тем не менее Индонезия демонстрирует 4-5% рост ВВП в год в последнее время. Это очень хороший показатель, но, с другой стороны, столь быстро растущая экономика потребляет растущее количество электроэнергии. Отсюда повышенная заинтересованность руководства Индонезии в развитии энергетической инфраструктуры страны. Здесь очень могут быть полезными российские технологии и оборудование строительства тепловых электростанций.

Здесь же, как мы предполагаем, в перспективе могут быть востребованы и российские технологии, и оборудование для атомной промышленности, для энергогенерации с помощью мирного атома. Российская госкорпорация "Росатом" проводит активную презентационную деятельность в Индонезии, представляя свои технологические решения, которые на сегодняшний момент являются наиболее передовыми, безопасными и комплексными в мире и, по сути, не имеют аналогов. Есть проект дизайна проектирования и последующего создания реактора малой мощности, экспериментального, над которым тоже в результате победы в соответствующем тендере работает "Росатом". То есть у РФ, на мой взгляд, очень хорошие перспективы для участия в крупных инвестиционных проектах, направленных на дальнейшее наращивание энергогенерации в Индонезии. Это очень перспективная сфера.

- Как развивается сотрудничество Москвы и Джакарты в сфере военно-технического сотрудничества? Планирует ли Индонезия закупать у России истребители Су-35? В каких еще типах вооружений заинтересована Индонезия?

- Индонезия, как и любое другое государство, заботящееся о защите своего суверенитета и территориальной целостности, заинтересована в поддержании и укреплении своей обороноспособности, а для этого нужны современные, хорошо оснащенные вооруженные силы. Я, как посол РФ, могу сказать, что очень рад и горд тому и тем, что сегодня на вооружении индонезийской армии имеются передовые образцы российской продукции военного назначения. Это, например, многофункциональные истребители Су-30 и Су-27 или боевые машины пехоты БМП-3Ф, предназначенные для корпуса морской пехоты Индонезии. Могу сказать, что политическое руководство Индонезии и военное руководство страны очень высоко оценивают тактико-технические характеристики российской продукции военного назначения.

Мы с вами видели в прессе немало публичных заявлений представителей индонезийского военного руководства о заинтересованности в приобретении в РФ тех или иных видов продукции военного назначения, в частности истребителей Су-35. Мы, как дипломаты, будем и далее делать все от нас зависящее, чтобы ВТС между РФ и Индонезией и далее развивалось к взаимной выгоде обеих сторон. Могу сказать, что предпосылки для этого есть.

В целом сфера обеспечения безопасности - региональной и глобальной - это очень перспективная сфера российско-индонезийских связей. Мы активно взаимодействуем в сфере антитеррора, включая и обучение представителей соответствующих ведомств Индонезии и других стран АСЕАН в России с помощью наших профильных ведомств. Хотел бы особо отметить очень большое значение консультаций по стратегической безопасности, которые состоялись в феврале этого года в Джакарте с участием секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева и его индонезийского коллеги министра-координатора по вопросам политики, юстиции и безопасности Лухута Бинсара Панджаитана.

- Увеличилось ли за последнее время количество российских туристов в Индонезию? Индонезия ввела безвизовый режим с Россией, а планируется ли с российской стороны ответная мера?

Сотрудничество в сфере туризма - это одна из важнейших сфер взаимодействия с Индонезией. Мы заинтересованы в том, чтобы наши соотечественники могли проводить свои отпуска и отдыхать в Индонезии в комфортных и безопасных условиях, как это происходило до сих пор.

Однако на фоне событий в мировой экономике, в последние годы турпоток из России несколько сократился. Сейчас можно говорить о десятках тысяч туристов в год. По мере адаптации российской экономики к новым внешним реалиям, а этот процесс проходит успешно, турпоток в Индонезию восстановится и получит дальнейшую тенденцию к росту. Рассчитываем также и на то, что индонезийские туристы чаще будут ездить в нашу страну. В последнее время Россия все больше вызывает интерес у индонезийцев как туристическое направление. Надеемся на увеличение этой тенденции. Готовы работать с индонезийскими партнерами над подготовкой межправительственного соглашения о дальнейшем упрощении взаимных визовых режимов.