29 августа 2016, 09:01
Интервью

Владимир Миклушевский: ВЭФ покажет, что в Приморье выгодно вести бизнес

Владимир Миклушевский. Пресс-служба губернатора Приморского края
Владимир Миклушевский
Губернатор Приморского края рассказал в интервью ТАСС о том, как регион будет встречать гостей Восточного экономического форума (ВЭФ), и поделился своим видением долгосрочного развития территории

Восточный экономический форум, который пройдет во Владивостоке 2-3 сентября, подведет первые результаты новой экономической политики государства на Дальнем Востоке.


Хозяином форума выступает Приморский край, который уже сейчас показывает динамику роста в основных секторах экономики. 


Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский накануне ВЭФ рассказал в интервью ТАСС о том, как регион будет встречать гостей самого молодого экономического форума страны, как развивается сегодня Приморье, и поделился своим видением долгосрочного развития территории. 

Владимир Владимирович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние экономики Приморского края?

– Даже в условиях непростой экономической ситуации, которая сегодня наблюдается в нашей стране, Приморский край, как и весь Дальний Восток, развивается быстрее, чем другие регионы России.

Конечно, не обошлось и без снижения некоторых показателей: в объемах промышленного и обрабатывающего производства. Но при этом по итогам прошлого года у нас наблюдался пусть и небольшой, но рост валового регионального продукта – порядка 0,3%.

Отмечу, что есть целый ряд отраслей, которые показывают традиционный рост – на 17% у нас выросли объемы добычи полезных ископаемых, более чем на треть – производство машин и оборудования, туризм. Объемы производства в сельском хозяйстве в крае за последние годы увеличились на 14%.

Сегодня мы оцениваем первое полугодие 2016 года и видим небольшой рост в обрабатывающем секторе, на 16% у нас увеличились объемы производства машин и оборудования. Результаты, на мой взгляд, неплохие, учитывая, что у нас только начинают работу территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток и ряд инвесторов сегодня только присматривается.

Однако Приморью необходимо сверяться своими показателями с другими дальневосточными регионами, анализировать ситуацию. Сейчас создается специальный рейтинг социально-экономического развития дальневосточных регионов, который будет включать в себя несколько основных позиций. На данный момент создана рабочая группа под руководством Юрия Трутнева, которая займется формированием критериев. В нее, помимо меня, вошли еще два дальневосточных губернатора.

–​ Какие инвестпроекты уже реализованы в сельском хозяйстве и на какой экономический эффект вы рассчитываете в ближайшее время?

– В стране сегодня взят курс на импортозамещение, и это как раз лучшее время для развития сельского хозяйства. Сейчас мы постепенно приходим к тому, чтобы полностью обеспечивать потребности края в картофеле и овощах. Благодаря интенсивным технологиям, применяемым в последние годы, мы на 60% увеличили производство кукурузы и в 2 раза – сои.

Сейчас мы постепенно приходим к тому, чтобы полностью обеспечивать потребности края в картофеле и овощах. Благодаря современным технологиям мы за последние годы на 60% увеличили производство кукурузы и в 2 раза – сои. Есть хорошие результаты и в животноводстве

Есть хорошие результаты и в животноводстве. За последние пять лет производство молока выросло на 16%. Только в прошлом году на 15% выросли объемы производства яиц, почти такие же показатели по свинине.

Таких результатов нам удалось добиться во многом благодаря приходу в регион крупнейших инвесторов, в том числе и зарубежных. Сегодня в несколько этапов идет строительство шести свинокомплексов компании "Мерси Трейд", резидента ТОР "Михайловский". Единовременно там будет содержаться более 240 тысяч голов, по 40 тысяч в каждом. Уже введены в эксплуатацию первый и второй этапы одного свинокомплекса, где производится порядка 300 тонн свинины в месяц.

В середине осени компания введет в эксплуатацию второй свинокомплекс – производительностью 80 тысяч голов в год на убой. Это позволит ей увеличить объемы производства мяса вдвое. Кроме того, на данный момент готовится к вводу в эксплуатацию элеваторный цех – "Мерси Трейд" занимается еще и производством кормов. 

Другой резидент ТОР "Михайловский" – компания "Русагро-Приморье" – начал реализацию проекта по строительству 10 свинокомплексов. В результате к 2020 году производство свинины в крае увеличится в 12 раз, и часть ее будет экспортироваться за рубеж в страны АТР.

Компания "Грин Агро" также поэтапно строит в Приморье несколько высокотехнологичных предприятий по производству и переработке молочной продукции. Сегодня уже работает первая очередь проекта на 1800 коров, строится вторая на такой же объем. Всего их планируется три. При выходе на полную мощность объем молочной продукции у "Грин Агро" составит 36 тысяч тонн в год. Для сравнения – сегодня у нас в крае в год идет на переработку всего около 40 тысяч тонн молока.

Ключевой момент – создание собственной кормовой базы. Приморье планомерно увеличивает посевные площади основных сельскохозяйственных культур, в среднем на 30 тысяч гектаров в год. Прорывное решение в этой сфере – создание селекционно-семеноводческого центра, где будут производиться самые высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур.

Другая важнейшая задача – в ближайшие несколько лет на порядок увеличить поголовье племенного скота и его продуктивность. Для этого мы планируем создать селекционно-генетический центр, который будет заниматься трансплантацией эмбрионов крупного рогатого скота.

Хочу отметить, что Приморский край сегодня в начале большого пути модернизации сельского хозяйства. Мы только начинаем применять серьезные современные технологии, которые позволяют наращивать объемы и качество сельхозпродукции, но результаты уже настраивают на оптимистичные прогнозы.

Еще одной развивающейся отраслью Приморья, как вы уже сказали, является туризм. Какие перспективы развития этой отрасли на ближайшие годы и в отдаленном будущем вы видите?

– Приморье сегодня стремится стать межрегиональным туристским хабом на Дальнем Востоке, который будет формировать маршруты из Азии в Россию и далее – в Европу, а также в обратном направлении. У нашего края есть все для этого. Рядом с краем – огромный туристский рынок. Только из Китая ежегодно выезжают порядка 120 миллионов человек. А объем круизного туризма стран АТР, по разным оценкам, составляет от 2 до 3 миллионов человек в год. Это очень быстрорастущий рынок.

Мы планируем, что к 2025 году только Приморский край будут посещать до 10 миллионов туристов в год. Это серьезные цифры, и нам предстоит еще многое сделать, чтобы к ним прийти: и в развитии туристической инфраструктуры, и в сфере гостеприимства.

Работа идет, и хочу отметить: Приморью есть что предложить гостям. Наш край – это крупнейший культурный центр России в АТР. Мы гордимся приморской сценой знаменитого Мариинского театра, в Приморье десятки лет работают музеи, обладающие уникальными коллекциями. Я имею в виду Приморскую картинную галерею и краеведческий музей имени Владимира Арсеньева. В скором времени у нас появятся филиалы Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи, а в начале сентября откроется приморский океанариум, самый большой в нашей стране и один из крупнейших в мире.

Мы стараемся учитывать разные потребности туристов. Любители спорта могут посетить, например, профессиональную трассу "Приморское кольцо" или матч Континентальной хоккейной лиги. Ежедневно принимает до 500-600 человек первый комплекс интегрированного развлекательного курорта Tigre de Cristal, а с момента открытия его посетили уже более 130 тысяч человек.

Огромное преимущество Приморья, как и всего Дальнего Востока, – уникальная природа, она привлекает к нам любителей экологического туризма со всего мира.

Сегодня мы вместе с другими регионами работаем над созданием межрегиональных маршрутов по Дальнему Востоку и Сибири. На втором Тихоокеанском туристском форуме в мае этого года был презентован проект "Восточное кольцо". Суть его в том, что турист может воспользоваться пакетным туром и посетить за несколько дней самые яркие достопримечательности дальневосточного региона, например Приморскую сцену Мариинского театра, затем Лазовский заповедник, а далее отправиться в Хабаровский край или Якутию.

Наша работа уже дает свои результаты. Мы ежегодно отмечаем увеличение объемов въездного туризма более чем на 9%, а внутреннего – на 11-17%. При этом количество китайских туристов, приезжающих к нам в рамках безвизового соглашения между Россией и КНР, за прошлый год выросло сразу в два раза. И эта тенденция сохраняется.

Какое значение, по вашему мнению, имеет ВЭФ для развития Приморья и Дальнего Востока в целом? 

– Сегодня в Приморском крае, как и на всем Дальнем Востоке, происходят серьезные изменения в инвестиционной политике. Цель одна – обеспечить развитие региона как мощного экономического центра России на Тихом океане. Ее обозначил президент нашей страны, и Восточный экономический форум – это еще один стратегический шаг в этом направлении. Участие в нем принимает Владимир Путин, лидеры Японии и Южной Кореи, и уже одно это говорит о высочайшем уровне форума. Наряду с ПМЭФ, он является одним из самых важных национальных экономических форумов страны.

В прошлом году на ВЭФ мы подписали инвестиционных соглашений на сумму 100 миллиардов рублей. И это реальные инвестиции, которые сегодня работают: одни инвесторы еще строят свои производства, а другие компании уже вносят свой вклад в развитие экономики края. В этом году мы также рассчитываем на серьезные результаты.

С другой стороны, Восточный экономический форум – это отличная возможность показать стране, миру, чего мы добились. Показать, как работают у нас первые ТОР, как себя чувствуют в крае инвесторы, как идет реализация новых законов. Здесь, на форуме, на самом высоком уровне можно обсудить трудности, с которыми сталкиваются инвесторы при реализации своих проектов. Обсудить и, соответственно, выработать наиболее оптимальное решение по их преодолению.

ВЭФ – это яркая демонстрация того, что Приморье – это перспективная территория, где выгодно вести бизнес, работать, где можно реализовать себя. Приморцы это видят, меняется сознание людей, а с этим и энергетика региона. На мой взгляд, это самое главное.

Какие из подписанных на прошлогоднем форуме соглашений уже выполняются, есть ли такие, реализацию которых пришлось отложить?

– Хочу сразу отметить, что все подписанные соглашения подразумевают реализацию довольно масштабных проектов. Они рассчитаны на несколько лет – взять тех же резидентов ТОР. Ни от каких проектов мы отказываться не собираемся. Начало реализации некоторых проектов может быть сдвинуто на более поздние сроки: нам важно, чтобы как можно раньше начала работать верфь в Большом Камне.

В несколько этапов реализуются самые крупные проекты: у компаний "Грин Агро" и "Мерси Трейд", о которых мы с вами говорили. Реализуется соглашение о создании комплекса для аукционной торговли рыбной продукцией с компанией "Дальневосточный аукционный рыбный дом". Сегодня уже открыта аукционная площадка, реализовано продукции почти на 84 миллиона рублей. На 2018-2020 годы компания запланировала строительство рыбоперерабатывающего завода. Планируемый объем – 500 тысяч тонн продукции в год.

Активно строится профессиональная трасса "Приморское кольцо", открылся первый в регионе складской комплекс класса "А" "Авиаполиса Янковского", резидента Свободного порта. Его загруженность уже составляет более 95%.

Что регион представит на ВЭФ-2016? Какие проекты Приморский край готовит для презентации? Какие соглашения будут подписаны? 

– Безусловно, край представит ключевые для развития экономики региона проекты. В разных отраслях: промышленности, судостроении, сельском хозяйстве, транспорте и логистике, туризме. Свои проекты представят резиденты территорий опережающего развития.

У нас, кстати, заработало первое в стране предприятие в рамках ТОР – завод "Европласт" в ТОР "Надеждинская". Отдельно будет представлен ключевой проект ТОР "Большой Камень" – судостроительная верфь "Звезда". Мы создаем там инфраструктуру для нового микрорайона. К строительству пяти многоквартирных домов для корабелов уже приступила краевая компания – Корпорация развития жилищного строительства.

Один из важнейших макроэкономических проектов всего Дальнего Востока, не только Приморского края – модернизация международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". На форуме будет подробно представлена финансово-экономическая модель их дальнейшего развития. Проект очень масштабный, ведь коридоры включают в себя и автомобильные дороги, и железнодорожные пути, и морские порты, и пограничные переходы, и другую сопутствующую инфраструктуру.

Сегодня мы постепенно увеличиваем пропускную способность этих коридоров. С 1 октября в рамках закона о Свободном порте Владивосток должны в круглосуточном режиме заработать пункты пропуска. За счет средств краевого и федерального бюджетов идет строительство автодорог МТК "Приморье-1". Мы уже ввели в эксплуатацию 13,5 километров трассы Владивосток – Находка – порт Восточный. Дорога идет в обход города Артема до подъезда к поселку Шкотово, что очень удобно и сокращает расстояние.

Скоро начнется строительство 25-километрового участка до Большого Камня. К строительству дороги мы планируем привлечь частные инвестиции, например китайские – наши коридоры существенно сокращают путь товаров из северо-восточных провинций КНР через наши порты в другие страны АТР.

Что касается новых инвестиционных соглашений – на сегодняшний день их уже порядка 50, и эта цифра еще не окончательная. Проекты очень крупные, они предполагают модернизацию портовой инфраструктуры, строительство угольных и газовых терминалов, логистических комплексов, рыбоперерабатывающих заводов, туристических объектов и многое другое.

На ВЭФ-2015 участие Приморского края в выставке регионов Дальнего Востока запомнилось сочетанием новаций и традиций. Что станет "изюминкой" экспозиции региона в этом году?

– В этом году экспозиция Приморья представлена в павильоне, который сделан в форме лотоса. Этот цветок – символ и ВЭФ, и нашего края. У нас в регионе есть сразу несколько лотосовых озер в разных районах, и в период цветения они вызывают настоящее паломничество любителей экологического туризма как из Приморья, так и из других регионов Азии.

Сама выставка тоже символична. Она рассказывает об основных этапах развития нашего края от порто-франко до Свободного порта Владивосток, а также о становлении Приморья как крупнейшего центра России в АТР. Только за последние несколько лет в нашем регионе появился ряд важнейших культурных объектов, которыми мы очень гордимся. Это Приморская сцена Мариинского театра, концертно-спортивный комплекс "Фетисов-Арена", на днях состоится открытие крупнейшего в стране океанариума.

В скором будущем край ожидает открытие филиала знаменитого Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Я с удовольствием посещу выставку и всех приглашаю тоже это сделать.