Председатель президиума Столыпинского клуба, уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов на Международном инвестиционном форуме "Сочи-2016" рассказал в интервью ТАСС о том, как вывести самозанятых предпринимателей из "тени", какие предложения для развития малого и среднего бизнеса в России клуб подготовит в стратегии роста, а также почему предпринимателям стоит легализовать свою деятельность.
— Еще несколько лет назад вы ввели такой термин, как самозанятые граждане, и далее постоянно выступали за присвоение им официального статуса. Сейчас наконец-то пошла речь о том, чтобы легализовать их отношения с государством и избавить от налогов на 2 года. Не могли бы прокомментировать?
— Самозанятые — это термин, который существует во всем мире, производное от self-employed. Мы просто перевели его на русский язык, хотя, действительно, до нас вопросами самозанятых граждан никто не занимался.
У нас в России огромное количество людей, которые сами на себя работают, не нанимая другой персонал. Сегодня им намного выгодней оставаться в "тени" и не платить налоги, чтобы лишний раз не сталкиваться с органами власти, а это уже характеризует весь российский бизнес. Поэтому нам так важно закрепить этот термин в нашей стране и предложить им такие условия, чтобы легализация деятельности оказалась выгодной. Самозанятые граждане должны выйти из "тени" и стать полноправными членами общества, которые могут участвовать в пенсионной системе, брать потребительские кредиты и вступать в официальные отношения с государством.
Но существуют некоторые сложности. Сегодня легализация — это сложная и накладная бюрократическая процедура, а высокие налоги не стимулируют самозанятых менять свой статус на более официальный. Напомню, что, когда мы чуть-чуть подняли стоимость страховых платежей, порядка полумиллиона маленьких самозанятых людей моментально ушли с рынка. Они аннулировали свою регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.
— Какие меры вы предлагаете принять, чтобы вывести самозанятых граждан из теневого бизнеса?
— Во-первых, официально ввести на законодательном уровне термин "предприниматель самозанятый". Во-вторых, максимально упростить схему регистрации самозанятых граждан, снять их с учета и сделать удобный платеж на трех уровнях, который позволил бы им нормально и с выгодой работать.
Есть другой вариант: самозанятый предприниматель официально оформляется в многофункциональном центре (МФЦ) и покупает лицензию, которая дает право на работу в течение 12 месяцев. Далее не нужно будет никаких аннулирований регистраций, просто оплачиваешь статус и, если нужно будет, продлеваешь. Со стороны налоговых органов не должно быть никаких проверок в отношении данной категории предпринимателей.
— Какова оптимальная стоимость разрешения на работу должна быть?
— Стоимость такого разрешения должна быть не более 20 тыс. рублей в год, из них 8 тыс. рублей — это отчисления в Пенсионный фонд, 2 тыс. рублей — ФОМС на социальную страховку, а 10 тыс. рублей — это стоимость, которую будут брать регионы в качестве платежа.
При этом региональные власти вправе сами устанавливать платеж для самозанятых граждан в размере от 0 до 10 тыс. рублей.
Но если президент предложил освободить самозанятых граждан от налогов на два года, то, конечно, это правильно. Нужно дать предпринимателям возможность легализоваться, чтобы они освоились за это время и поняли, что официально работать удобно и понятно. Затем придет понимание, что чуть-чуть платить государству за официальный статус намного выгоднее, чем работать в "тени".
— Налоговые каникулы для самозанятых будут распространяться на все категории?
— Пока для категории самозанятых граждан нет официального статуса на законодательном уровне. Для начала их надо легализовать, дать им возможность зарегистрироваться, а потом 2–3 года не брать налог, чтобы дать возможность наладить свое дело.
— Будет какая-то категоризация по сферам деятельности?
— Будут определены сферы деятельности. Сейчас это порядка 40 видов деятельности, которые мы предлагаем, но это не ограниченное число. Иначе может получиться обратный эффект, к примеру, огромные сделки на имущество и недвижимость будут идти через самозанятых.
Допускать этого нельзя, поэтому налоговые льготы будут предоставлены тем, кто дает частные уроки, ремонтирует квартиры или оказывает услуги по уходу за больными. В дальнейшем пассажирский или грузовой извоз на личном автотранспорте тоже может стать функцией самозанятых граждан, а вот сфера торговли не будет относиться к данной категории.
— Как вы считаете, можно ли сохранить за регионами возможность продлевать эти налоговые каникулы, если им выгодно развивать какой-то отдельный вид деятельности?
— Да. Я ранее уже говорил, что 10 тыс. рублей — это социальная федеральная часть, а остальные 10 тыс. рублей взимают региональные власти. Они сами смогут устанавливать размер платежа и в зависимости от развития приоритетных сфер малого бизнеса сохранять или продлевать налоговые каникулы.
— Вы сказали, что законопроект о самозанятых уже подготовлен. Когда можно ожидать его внесения в Госдуму?
— Вчера данный вопрос обсуждался с председателем правительства, и есть определенные противоречия. В частности, некоторые наши эксперты и чиновники считают, что такие категории граждан не предприниматели, но они, как граждане, имеют право работать.
Но это идеологическая вещь, возможно, с ней можно и согласиться, но она будет стоить нам очень длительного периода изменения законодательства. Получается, что под это нужно менять 30% Гражданского кодекса, а председатель правительства Дмитрий Медведев сказал, что менять Гражданский кодекс нельзя. Поэтому лучше всего самозанятых граждан юридически привязать к разряду индивидуальных предпринимателей, но назвать самозанятыми. Это будут обычные индивидуальные предприниматели, но не имеющие права нанимать сотрудников. Это для всех удобно и просто получается.
— И тогда можно уже со следующего года ожидать изменения подходов к регулированию сферы самозанятых?
— Если закон будет принят вскоре, то с 1 января уже можно приступать, но это маловероятно. Необходимо качественно подготовить организационно-техническую базу, чтобы многофункциональные центры (МФЦ) начали выдавать эти разрешения, они должны быть готовы к этому. Я думаю, что это вопрос от нескольких месяцев до полугода.
— То есть, в принципе, мы можем сказать, что с 2017 года этот законопроект может заработать?
— Мы три года готовили данный проект, два года назад он был утвержден Минфином, но потом проект "затерялся". Поэтому я не уверен, что мы сможем стартовать с 2017 года. Во-первых, надо принять закон в трех чтениях, что является достаточно долгой процедурой. Поэтому реальнее говорить о запуске проекта в 2018 году.
— Вы говорили о том, что, согласно вашим расчетам, количество людей, работающих в теневом бизнесе, составляет около 20 млн человек. Российская академия народного хозяйства говорит о 30 млн самозанятых. На ваш взгляд, введение этого законопроекта сколько людей выведет из "тени"?
— По нашим расчетам, это может быть до 5 млн человек. Конечно, точно определить это нельзя, кто-то легализуется, а кто-то захочет остаться в "тени" — вопрос сугубо индивидуальный. Но тем не менее с учетом огромного объема нашей "гаражной" экономики и количества самозанятых граждан, которые сами работают, я думаю, что мы можем рассчитывать на 5 млн человек.
— Получается, 5 млн человек умножаем на 20 тыс. рублей, и выходит цифра в 100 млрд рублей дохода во все уровни бюджетов от легализованных самозанятых. Верно?
— Мы все время мыслим такими категориями, как доходы бюджета. Безусловно, это важно, но на государственном бюджете не сошелся клином весь белый свет, а мы должны, прежде всего, думать о бюджете страны. В отличие от государственного бюджета, это и бюджет домохозяйств, это и бюджет бизнесов, это и бюджет самозанятых. Поэтому очень важно, чтобы самозанятые сами себя обеспечивали и могли производить самые доступные для населения товары и услуги. Именно в кризис они востребованы больше всего, потому что сегодня никто не "шикует". Мы нуждаемся в очень разумных ценах, особенно в условиях снижения спроса.
— Завершая тему самозанятых, на ваш взгляд, в каких сферах сейчас наибольшее количество таких предпринимателей?
— Очень сложно сказать. На мой взгляд, очень много самозанятых граждан в таких сферах, как частное образование, медицинское обслуживание, услуги сиделок и ремонты квартир. К слову, не стоит забывать и о нелегальных производствах, которые производят не только простые вещи, но и достаточно современную технику. Например, есть гаражные заводы по производству электротехнических приборов для военной техники. Недавно я рассказывал об этом президенту (России — прим. ред.). В Челябинске нелегально делают всякие амперметры и спидометры для танков, а потом везут в чемоданах за рубеж. Поэтому очень важно легализовать производственный сектор, он у нас достаточно большой.
— Переходя к теме, которая уже нами поднимается не первый месяц, это ваша программа "Экономика роста". На какой стадии находится подготовка программы и каких реальных изменений можно ожидать? Когда вы намерены внести ее в правительство?
— Мы получили поручение президента и готовим "Стратегию роста", она теперь так называется. Планируем к 1 кварталу 2017 года ее подготовить и думаем, что она будет заслушана на президиуме экономического совета при президенте, как это было уже один раз предварительно сделано.
Считаю, что не стоит ждать окончательной версии проекта, нужно уже сейчас принимать меры. Экономика у нас по-прежнему в негативном развитии, уже 7 кварталов подряд мы теряем ВВП, а на 93% в долларовом выражении упали инвестиции.
Самое главное, что падает спрос у населения, сегодня у людей все меньше денег и уровень жизни в стране падает. С этим негативным трендом нужно бороться уже сегодня. Нельзя ждать даже до конца этого года.
Нужны действия, которые помогут выровнять ситуацию и перевести в позитивное русло развитие экономики. Мы уже предоставили список первоочередных мобилизационных мер, которые могли бы сегодня этот тренд переломить. В нем мы предлагаем налоговые, тарифные, институциональные и другие срочные меры, которые могут быть реализованы оперативно уже сегодня.
Но, кроме этого, мы говорим о снижении процентной ставки и ключевой процентной ставки для малого бизнеса. Она должна снижаться более активно, иначе никакого роста у нас не будет в стране.
— То есть вы считаете сентябрьское снижение, которое сделал Центробанк, недостаточным для малого и среднего бизнеса?
— Конечно. Центробанк таким способом пытается просто "отмазаться". Они хотят отделаться от критики, которая на них постоянно сваливается.
Мы говорим, что к концу года эта ставка должна быть порядка 8%, а в дальнейшем снижаться до 4,5–5%. Это должно быть одно из главных системных макроэкономических решений. Но, естественно, нужны и другие меры.
Мы наталкиваемся на серьезное сопротивление, когда говорим о смягчении денежно-кредитной политики в отношении малого бизнеса. Можно было консолидироваться, зажаться и держаться, цена на нефть росла и имела хорошие перспективы. Сегодня мы должны забыть о том, что наша страна может выжить за счет экспорта нефти или другой минеральной продукции. Нужно искать новые источники заработка и инвестиций, прежде всего в реальное производство, а не природной ренты. Бизнесу нужны кардинальные и срочные меры, чтобы был стимул инвестировать в другие сферы производства.