Одес Байсултанов: 2017 год определит дальнейшее развитие СКФО

Пресс-служба министерства РФ по делам Северного Кавказа

Первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа рассказал ТАСС о реализации региональных инвестпроектов в рамках государственной программы "Развитие СКФО" на период до 2025 года

С 7 по 10 ноября в Ессентуках проходит семинар-совещание по реализации региональных инвестпроектов в рамках подпрограмм государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года. Представители всех регионов СКФО вместе с региональными властями презентуют свои проекты для того, чтобы войти в госпрограмму и получить финансовую поддержку Федерации и субъекта.

В течение четырех дней представители Министерства РФ по делам Северного Кавказа рассмотрели около 100 проектов и дали предпринимателям советы: что и как нужно сделать в кратчайшие сроки для того, чтобы проект мог войти в программу.

О том, в чем заключается основная цель проведения семинара-совещания в Ессентуках, смогут ли новые проекты войти в туристический и медицинский кластеры и какую роль в развитии СКФО могут сыграть недавние поручения президента России и правительства РФ, в своем интервью ТАСС рассказал первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.

— Сейчас проводится семинар-совещание по реализации региональных инвестпроектов в рамках подпрограмм государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года в Ессентуках. Как ведется отбор проектов для включения в госпрограмму? Сколько проектов получит поддержку?

— Предварительно говорить о том, сколько именно проектов получит поддержку, пока рано — итоги будут подведены до конца следующей недели. Но говорить о том, что в рамках семинара ведется именно отбор проектов, не совсем корректно. Отбор этот был начат еще в феврале 2016 года, с того момента, как Министерством РФ по делам Северного Кавказа была принята новая концепция развития СКФО.

Исходя из ее положений, при ведомстве были сформированы рабочие группы по отбору инвестпроектов в субъектах и создана межведомственная рабочая группа, куда вошли все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, представители регионов и Агентства стратегических инициатив, Ассоциация экономического развития Северного Кавказа, представители пяти крупнейших банков России, АО "Курорты Северного Кавказа" и АО "Корпорация развития Северного Кавказа". Включены все, кто может быть так или иначе полезен для решения этой задачи.

На семинаре презентуются проекты, которые уже прошли два фильтра: муниципальный и региональный. При этом основная задача семинара — удостовериться, что бизнес и региональные власти верно понимают обозначенные нами правила. Потому что используемый нами инструмент новый, он реализуется в России впервые.

Одес Байсултанов, замглавы Минкавказа, о субсидиях
0:00/0:00

Около ста проектов мы уже рассмотрели, 45 из них получили достаточно высокий балл одобрения. Окончательный список проектов мы сформируем до конца следующей недели и будем выходить на межведомственную рабочую группу, которая и займется отбором проектов для включения их в госпрограмму.

На все семь субъектов СКФО выделена субсидия в размере 3,5 млрд рублей — по 500 млн на каждый регион. Несмотря на то что перед нами стоит задача максимально освоить эти средства, мы не гонимся за количеством — нам нужно качество. Потому что от того, как мы реализуем программу в 2017 году, будет зависеть лимит увеличения объемов финансирования госпрограммы в 2018-м и в последующие годы. Я считаю, что 2017 год пройдем хорошо и успешно реализуем проекты. Мы должны в 2017 году доказать, что не просто выбрали правильный путь, а он единственный верный и работа в этом направлении приносит плоды.

— Когда межведомственная группа завершит отбор проектов?

Реализация проектов начнется с 2017 года. Этот год станет стартовым для реализации новой концепции госпрограммы, и я думаю, если мы покажем правильный пример, этот инструмент будет использован и в других регионах

— До конца ноября у нас уже будет четко обозначен круг тех проектов, которые войдут в программу. Единственное жесткое ограничение — не пройдут дублирующие друг друга проекты. Северо-Кавказский федеральный округ густо населен, но он невелик по размерам. Поэтому строить в каждом регионе по несколько консервных или стеклотарных заводов не имеет смысла. В округе и так десятки предприятий по производству алкогольной продукции, десятки предприятий по розливу минеральной воды, но фактически половина из них бездействует или загружена не на 100%. Хотя средства вложены немалые. Наша задача как координатора программы — держать баланс, чтобы не было создано дублирующих производств.

Реализация проектов начнется с 2017 года. Этот год станет стартовым для реализации новой концепции госпрограммы, и я думаю, если мы покажем правильный пример, этот инструмент будет использован и в других регионах.

— Что будет с проектами, которые интересны и перспективны, но в окончательный список на получение поддержки не войдут? Они будут как-то поддержаны?

— У нас есть обязательная составляющая — подпрограмма. Есть важные в социально-экономическом развитии проекты, которые востребованы, и есть рынок спроса. Эти проекты отдельными решениями мы будем поддерживать и претворять в жизнь, используя те инструменты поддержки бизнеса, которые у нас есть. А таких инструментов немало: только федеральных целевых программ, которые реализуются на территории СКФО, — 29. То есть возможностей достаточно, нужно их правильно и грамотно использовать. Можно привлекать средства из других программ на решение задач реального сектора экономики. Задача министерства — координировать все эти действия.

— В рамках семинара вы неоднократно говорили, что если регионы не смогут представить достаточное число проектов, то предназначенные им средства будут перенаправлены в другие регионы. Каким будет механизм перераспределения средств в этом случае?

— Наша новая концепция позволяет понять, какие из регионов действительно работают эффективно. Всем регионам СКФО даны равные стартовые возможности независимо ни от количественного состава населения, ни от территориального.

Одес Байсултанов, замглавы Минкавказа, о менеджменте регионов
0:00/0:00

Закон о бюджете у нас претерпел существенные изменения: до 1 февраля следующего года мы должны иметь уже принятый акт об адресном распределении этих средств. Если не завершить в ближайшее время отбор проектов, нам не хватит времени, чтобы согласовать акт о распределении средств. Поэтому — столь сжатые сроки предоставления проектов.

С другой стороны, работа в таких жестких временных рамках нам позволит понять, в каком субъекте сильный менеджмент, где идет срыв и где какие минусы. С учетом этого мы уже будем подходить к формированию инвестиционной составляющей по остальным годам. То есть от того, как сейчас себя проявят регионы и как справятся с реализацией проектов и освоением средств, будет зависеть, сколько средств они получат в дальнейшем.

— Ряд проектов, представленных на семинаре, связан со сферами туризма и медицины. Можно ли предположить, что какие-то из этих проектов войдут в состав туристического и медицинского кластеров?

— Говорить о том, что тот или иной проект может войти в состав этих кластеров, пока преждевременно, но через несколько месяцев можно будет ответить на этот вопрос точно. Дело в том, что сама концепция развития медицинского кластера принята, но мы должны пройти ряд обязательных предварительных этапов. При этом у нас есть полное согласование в работе по созданию медкластера с Министерством здравоохранения РФ, есть очень серьезная техническая группа, в которую входят не только федеральные ведомства, но и представители всех ведущих научных сообществ.

Одес Байсултанов, замглавы Минкавказа, о вхождении проектов в медицинский кластер
0:00/0:00

Медицинский кластер — это огромный объект, который включает в себя практически все направления, которые есть на сегодняшний день в науке и отрасли. На линейном ускорителе, например, должны работать не столько врачи, сколько ученые. Университет, казалось бы, есть в каждом медицинском учреждении. Но почему-то за медицинской помощью при возможности предпочитают обращаться в другие регионы, а то и вовсе отправляться за рубеж.

Неофициально у нас каждый год до 100 тыс. человек уезжают за границу для получения высококвалифицированной медицинской помощи. По неофициальной статистике — до 700 тыс. человек. Только из наших субъектов 24 тыс. человек выезжали за пределы округа за высокотехнологичной медицинской помощью.

— Насколько сейчас развиты туристический и медицинский кластеры? Какая работа ведется?

— В составе туристического кластера успешно развивается Архыз в Карачаево-Черкесии, определенные успехи достигнуты по Ведучам в Чеченской Республике. На контроль взяты вопросы, связанные с курортами Матлас (Дагестан) и Эльбрус (Кабардино-Балкария). В стороне не остается старейший курорт Карачаево-Черкесии Домбай, хотя по ресурсам на его развитие есть еще вопросы. У нас есть очень хороший задел по линии туризма горно-спортивного направления.

Что касается медицинского кластера, что-то определенное говорить о нем еще в начале года было тяжело. Объем государственных средств, выделенных на кластер, равен 40 млрд, остальное — частные инвестиции. Вообще проект оценивается в 162 млрд рублей, и это будет один из крупнейших медкластеров в России.

Сейчас нами ведется докапитализация Корпорации развития Северного Кавказа, через которую будет осуществляться финансирование проекта и увеличение уставного капитала.

На данный момент у нас уже есть землеотвод площадью 250 га. Появились средства на проектно-сметную документацию и есть пул потенциальных инвесторов, которых мы, скорее всего, официально представим в феврале на Сочинском форуме.

Некоторые считают, что строительство медкластера отразится на экологии и инфраструктуре городов. Но медкластер строится за третьей санитарной зоной, в месте, где сейчас нет ни одного дерева. Нашей концепцией заложено не менее 100 тыс. кв. м зеленых насаждений, и мы создадим огромный парк. Дело в том, что на участке проходит подземный горный хребет и нельзя возводить тяжелые здания. На этом месте мы и заложили рекреационный парк, который будет доступен всем жителям региона. Оказать дополнительную нагрузку на инфраструктуру медкластер также не сможет, поскольку находится на расстоянии семи километров от ближайшего населенного пункта. Подключение к энергосетям будет произведено через магистральные линии.

У нас есть все шансы объединить лучший российский и зарубежный опыт и создать объекты, которые помогут не только сократить поток медицинского выездного туриста, но и создать все условия, чтобы к нам приезжали лечиться из-за границы. Поэтому при строительстве мы должны придерживаться европейских стандартов и сделать его максимально комфортным и привлекательным.

У нас есть все шансы объединить лучший российский и зарубежный опыт и создать объекты, которые помогут не только сократить поток медицинского выездного туриста, но и создать все условия, чтобы к нам приезжали лечиться из-за границы. Поэтому при строительстве мы должны придерживаться европейских стандартов и сделать его максимально комфортным и привлекательным

При этом необходим якорный инвестор, вокруг клиники которого будут появляться и развиваться меньшие объекты. Так, вокруг одной клиники на территории медкластера могут быть созданы десятки частных клиник. Если мы делаем объект, через который проходит большой поток людей, то их необходимо кормить, развлекать, перевозить — появляются точки питания, кинотеатры, такси и транспортная инфраструктура, а это сопутствующие рабочие места, развитие мелких производств и рост налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Министерством РФ по делам Северного Кавказа уже подписано трехстороннее соглашение с итальянской фармацевтической компанией и Ставропольским краем о создании в Ставрополье предприятия по производству лекарств. В рамках развития медкластера мы поддержали аэропорт Минеральные Воды, подписав соглашение о расширении маршрутной сети с компанией "Ютэйр", потому что транспортная доступность — один из важнейших элементов любого развития.

— Какие преимущества даст Северному Кавказу исполнение поручений президента России по увеличению объемов финансирования по госпрограмме развития СКФО, создание и утверждение стратегии развития портов Каспия и возрождение Тырныаузского комбината?

— В 2017 году при формировании бюджета на 2018-й и плановые 2019–2020 годы президентом РФ дано поручение о рассмотрении возможности увеличения лимитов нашей программы. Во многом увеличение зависит от того, как субъекты СКФО проявят себя в 2017 году, насколько успешно реализуют собственные инвестиционные проекты.

На сегодняшний день более 50% вольфрамо-молибдена в России закупается за рубежом. К 2020 году ресурсы тех компаний, которые у нас являются поставщиками, будут исчерпаны. Если мы к тому времени не восстановим месторождение, отрасль почти на 100% будет зависеть от внешних факторов, и это может сказаться на оборонной способности страны.

Реализация Каспийского транспортно-логистического комплекса также имеет важное стратегическое решение. Другие страны, имеющие выход к Каспийскому морю, уже развивают свои порты. Если мы сейчас не займемся развитием своих портов, то через пять-десять лет нам будет сложно догнать конкурентов. Необходимо начинать работать прямо сейчас, чтобы не потерять инфраструктуру портов, которая есть сейчас, но с каждым днем все больше устаревает. Также мы должны воссоздать транспортный коридор "север—юг", который не функционирует сегодня.

Кроме того, развитие портов Каспия станет мощным импульсом для развития всего Северного Кавказа. Около 10 млн тонн зерна собирается в Ставрополье, а мощность Махачкалинского порта — 300–500 тыс. тонн. На сегодняшний день многие арабские страны отказались от выращивания зерновых — им выгоднее покупать. Соответственно, Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край могут стать поставщиками зерна, но необходима удобная транспортная инфраструктура.

Из регионов Северного Кавказа в арабские страны может поставляться халяльная продукция. На этом рынке мы должны и можем доминировать.

Каспийский кластер — тема, которую мы развиваем вместе с заинтересованными ведомствами и сторонами. Министерство РФ по делам Северного Кавказа примет участие в разработке стратегии, но конкретные предложения пока озвучивать преждевременно. Тем не менее уже сегодня могу сказать, что в стратегии будет прописано развитие портовой инфраструктуры в городе Каспийске, модернизация портов Махачкалы, Астрахани, Оля.