11 января 2017, 19:50
Интервью

Виталий Смирнов: за рубежом не слышат или не хотят слышать о борьбе с допингом в России

Виталий Смирнов. Александр Щербак/ ТАСС
Виталий Смирнов
Глава Независимой общественной комиссии по борьбе с допингом Виталий Смирнов в интервью ТАСС назвал призывы членов NADO лишить Россию всех турниров из-за допинга необоснованными

10 января несколько членов Национальных антидопинговых агентств (NADO) выступили с требованием отстранить Россию от участия во всех международных соревнованиях, а также лишить страну всех турниров из-за допинга. Глава Независимой общественной комиссии по борьбе с допингом Виталий Смирнов в интервью ТАСС объяснил, почему считает претензии NADO необоснованными.

— Национальные антидопинговые организации 19 стран призвали отстранить Россию от всех международных соревнований и лишить нашу страну права проведения турниров из-за скандалов с допингом. Что представляет собой эта организация — NADO?

— NADO — это неформальный орган, объединяющий Национальные антидопинговые агентства. Мне не понятно, почему для дискуссии о России российская сторона не была приглашена. Я бы, безусловно, откликнулся на их приглашение и напрямую ответил бы на многие вопросы.

Но важен другой момент — когда мы видим, что некое заявление подписано от лица агентств 19 стран, возникает ложное впечатление, что это позиция самих стран, а это не так. Это лишь позиция руководителей небольших, узкоспециализированных коллективов (10–20 человек. — Прим. ТАСС).

В этой связи должен отметить, что у нас по-прежнему сохраняется рабочий контакт как с национальными олимпийскими комитетами, так и с международными спортивными федерациями. Безусловное большинство которых демонстрирует взвешенный и разумный подход к сложившейся ситуации.

— Как вы прокомментируете следующее высказывание участников встречи: "Одни слова, нет реальных действий со стороны России"?

— В конце ноября я выступал на Совете учредителей WADA в Глазго, где подробно рассказал о действиях, предпринятых Россией. Это было масштабное мероприятие, широко освещенное прессой, и странно, что столько уважаемых людей не следят за информацией о деятельности своей головной организации — WADA.

Но мне несложно для них повторить. Во-первых, приняты поправки к Уголовному кодексу, которые ввели уголовную ответственность за склонение спортсменов к применению допинга. Во-вторых, приняты поправки к закону о физкультуре и спорте, в рамках которого Минспорт России исключен из состава учредителей Российского антидопингового агентства (РУСАДА), и среди учредителей остались только ОКР и ПКР (Олимпийский и Паралимпийский комитеты России. — Прим. ТАСС).

Когда мы видим, что некое заявление подписано от лица агентств 19 стран, возникает ложное впечатление, что это позиция самих стран, а это не так

В-третьих, определено прямое финансирование из бюджета государства (уже подтвержденный объем финансирования на три ближайших года в размере 566 млн рублей ежегодно). Это в три раза больше бюджета 2016 года. Здесь я хотел бы сказать, что вряд ли много стран из подписавших это заявление тратят на борьбу с допингом в своих странах соизмеримые деньги. В-четвертых, учредителем Антидопинговой лаборатории определен МГУ им. М.В. Ломоносова. В-пятых, проведено четыре тренинга и семинар совместно с экспертами WADA для 75 всероссийских спортивных федераций. В-пятых, сформирован новый Наблюдательный совет РУСАДА.

Хотел бы отдельно сказать, что вся информация об усилиях, которые предпринимает Россия в рамках борьбы с использованием допинга, почему-то не востребована иностранными СМИ и не доходит до иностранной аудитории. И я не знаю, отчего это происходит: оттого, что нас не слышат, или не хотят слышать.

 — Как вы прокомментируете слова главы Немецкого антидопингового агентства Андреа Гоцманн: "Мы требуем отстранить всех российских спортсменов от соревнований. Это наказание должно действовать до тех пор, пока в России не появится система по борьбе с допингом, которая бы соответствовала кодексу WADA"?

— В прошлом году у меня состоялись встречи с Томасом Бахом и Крейгом Риди (президентом Международного олимпийского комитета и главой WADA), в ходе которых были согласованы две дорожные карты (план) возвращения соответствия РУСАДА. Со своей стороны мы ведем работу в соответствии с указаниями МОК и WADA и находимся с этими организациями в ежедневном контакте.

— Та же Гоцманн говорит: "Допущены могут быть лишь те спортсмены, которые пройдут специальную проверку. Выступать они должны не под флагом России". Что значит — специальная проверка и почему не под флагом родины?

— Хотел бы отметить, что уже как год планированием и тестированием спортсменов в России занимается Британское антидопинговое агентство (UKAD). Какие еще специальные условия нужно придумать для нас?! Они уже не верят и UKAD?!

Мы всегда будем отстаивать их (отечественных спортсменов) право выступать под российским флагом

Что касается выступления наших атлетов не под флагом России, то я вынужден огорчить Гоцманн — мы всегда будем отстаивать их право выступать под российским флагом.

— Насколько обосновано заявление генерального директора NADO Джозефа де Пенсьера со ссылкой на вторую часть доклада Ричарда Макларена (главы независимой комиссии WADA) о том, что Россия даже в сложившейся ситуации не хочет признать проблему допинга в своей стране?

— Для того чтобы отреагировать на доклад Макларена, необходимо для начала его всесторонне изучить. Чем мы сейчас предметно и занимаемся. И странно слышать, что кто-то уже так глубоко его изучил, что готов к радикальным и окончательным утверждениям.

У нас есть рекомендация от Томаса Баха подготовить от имени страны позицию по докладу Макларена. После изучения доклада будет подготовлен соответствующий документ и направлен в дисциплинарную комиссию МОК. Мы собираемся придерживаться этого плана и не реагировать на скоропалительные внешние оценки.

Я уже неоднократно говорил, что проблема допинга существует не только в России — это "болезнь" всего мирового спорта. Мы не отрицаем проблему — да, определенные ошибки были допущены и российскими спортсменами, но никакой государственной поддержки не было и быть не могло.

— Глава Антидопингового агентства США (USADA) Трэвис Тайгарт отметил, что недоволен тем, как проходит борьба с допингом в России, и назвал ситуацию "вопиющей коррупцией в мире спорта, которую когда-либо видели". Не считаете ли вы слишком резкими такие высказывания?

Мы не отрицаем проблему — да, определенные ошибки были допущены и российскими спортсменами, но никакой государственной поддержки не было и быть не могло

— Безусловно, я считаю, что такого рода заявления должны быть обоснованы. Вместе с этим хочу напомнить господину Тайгарту, что вопиющей коррупцией в мире спорта, доказанной на сегодняшний день, является как раз американская история с лабораторией BALCO в Сан-Франциско и легкоатлетической сборной США.

И при том что это был чудовищный скандал, никто и никогда не требовал отстранить не то что всю команду США, но даже команду по конкретному виду спорта.

А когда сегодня мы слышим требования отстранить всех без исключения российских спортсменов, то это выходит за все рамки здравого смысла.

Беседовал Альберт Стародубцев