5 апреля Федеральная служба войск национальной гвардии РФ отметит свой первый день рождения. Исполнится ровно год со дня, когда президент России Владимир Путин объявил об образовании нового силового ведомства. В состав Росгвардии вошли внутренние войска, специальные отряды быстрого реагирования, отряды мобильные особого назначения, подразделения лицензионно-разрешительной работы и вневедомственной охраны, ранее находившиеся в составе МВД.
О процессе формирования Росгвардии, о борьбе с бандитизмом, подготовке к чемпионату мира по футболу, об обороте оружия, итогах первого года работы и о планах на будущее в интервью ТАСС рассказал первый заместитель главнокомандующего Росгвардией генерал-полковник Сергей Меликов.
— С момента подписания указа президента о создании новой службы — Росгвардии — прошел почти год. Что уже удалось сделать в ее становлении и что еще предстоит?
— Порядок создания Росгвардии определен в три этапа. Первый завершился в декабре 2016 года. В состав Росгвардии были переведены соответствующие подразделения МВД, переданы материально-технические средства, объекты движимого и недвижимого имущества, образованы территориальные органы Росгвардии во всех регионах страны.
Исключение составляет лишь Ленинградская область, которая была объединена в единый территориальный орган Федеральной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области так, как это сделано в других ведомствах (например, УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. — Прим. ТАСС). В Росгвардию были приняты практически 160 тыс. сотрудников и служащих МВД России, в их числе бойцы ОМОНа и СОБРа.
Сейчас идет второй этап, в рамках которого завершится создание всех территориальных органов, будет окончательно выработана структура на территории всей страны и доукомплектована штатная численность.
Третий этап — с сентября 2017-го по январь 2018 года — станет завершающим в создании Росгвардии. Тогда уже окончательно завершится оперативное построение службы, будут выработаны все основные регламентирующие нашу деятельность нормативно-правовые акты, в том числе по взаимодействию с другими силовыми структурами. В рамках третьего этапа на военную службу будут переведены сотрудники ОМОНа и СОБРа, то есть они станут военнослужащими.
— Сейчас штат укомплектован не полностью?
— Штат укомплектован полностью, но нам еще необходимо внести изменения в организационно-штатную структуру войск в целом по стране.
В первую очередь усилия будут сосредоточены на регионах, в которых в 2018 году и пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Эти субъекты мы укрепим за счет перегруппировки личного состава, либо на постоянной основе, либо это будет командировка на период выполнения задач.
Все соцгарантии, в том числе по размещению, предоставлению жилья, безусловно, будут сохранены. Хочу подчеркнуть, что никаких переводов сотрудников из региона в регион не будет. Численность подразделений мы увеличим где-то за счет оптимизации организационно-штатной структуры, а где-то ее сократим. Это коснется прежде всего войсковых частей, которые не будут столь востребованы, как раньше, в связи с переходом к нам полицейских структур.
— В период формирования новой службы не было потеряно оперативное управление? Как справилась Росгвардия с защитой граждан от терроризма и экстремизма?
— В борьбе с терроризмом и экстремизмом мы имеем достаточно серьезный опыт. Перешедшие к нам подразделения ОМОНа и СОБРа давно работали во взаимодействии с внутренними войсками, можно сказать, не один десяток лет, и вопросы, связанные с выполнением этих задач, сегодня решены на довольно высоком практическом уровне. Все задачи, поставленные перед нами руководством страны, Национальным антитеррористическим комитетом, в прошлом году выполнены в полном объеме.
В 2016 году Росгвардией уничтожено 125 бандитов, из них около 10 лидеров бандформирований, ликвидировано более 300 объектов инфраструктуры бандподполья на территории Северо-Кавказского федерального округа. К сожалению, на сегодня республики Северного Кавказа остаются центром террористической активности на территории нашей страны. Предотвращено много попыток выезда граждан РФ для участия в международных террористических организациях, в том числе в боевых действиях на территории государств Ближнего Востока.
В других регионах страны сотрудники СОБРа пресекали попытки захвата заложников, обезвреживали вооруженных преступников, ликвидировали организованные преступные группы, обеспечивали безопасность в период проведения масштабных массовых и крупнейших общественно-политических мероприятий, которые проводились в 2016 году, в том числе во время выборов в Государственную думу. Здесь были задействованы ОМОН и наши войсковые силы.
— Какие первоочередные задачи поставлены перед войсками на ближайшее время?
— Основные усилия будут сосредоточены на подготовке к проведению Кубка конфедераций ФИФА летом этого года. Матчи будут проводиться в четырех регионах. Наша задача — обеспечить безопасность участников этих международных соревнований, болельщиков, граждан.
Кубок конфедераций — это своего рода генеральная репетиция перед проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году. Объем задач, который нам предстоит выполнить на чемпионате мира, по моему мнению, больше, чем при проведении Олимпиады в Сочи.
Олимпийские игры проводились в одном кластере, а здесь будут задействованы сразу 11 городов и большое количество объектов, на которых пройдут тренировочные матчи заранее прибывающих команд. Кроме того, достаточно большое количество людей будет активно пользоваться различным транспортом, в том числе при переезде между городами, где будут проходить матчи.
— На Кубок конфедераций и чемпионат мира приедет огромное количество иностранных болельщиков. Вы планируете привлекать для работы с ними сотрудников, знающих иностранные языки?
— Мы не ставим самоцелью подбор сотрудников, которые знают иностранные языки, только для крупных международных спортивных соревнований. Тенденция подбора сотрудников с разносторонним образованием была еще во внутренних войсках и полицейских структурах, которые вошли в Росгвардию.
Например, у нас будет проводиться чемпионат мира по практической стрельбе из карабина, в обеспечении безопасности будут задействованы сотрудники лицензионно-разрешительной работы (ЛРР), которые будут осуществлять контроль за ввозом и вывозом оружия и боеприпасов, а также подразделения вневедомственной охраны.
Конечно, они должны уметь говорить на иностранных языках, чтобы объяснить и оказать помощь иностранным гостям. Сегодня мы стараемся набирать в Росгвардию молодых людей со знанием хотя бы одного иностранного языка, и делается это не для чемпионата мира по футболу. Росгвардия нацелена на международное сотрудничество.
— Появится ли в войсках национальной гвардии новая спецтехника и оружие?
— Мы уточняем параметры необходимых нам вооружения и экипировки сотрудников с учетом новых задач и перераспределения полномочий между всеми нашими структурами.
В Росгвардии уже создан Научно-технический совет, в который вошли как войсковые представители, так и представители науки, промышленности, а также коллегии военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
Совет будет вырабатывать предложения по основным вопросам перевооружения и дальнейшего научно-технического развития Росгвардии, которые лягут в основу межведомственной комплексной целевой программы по развитию вооружения Росгвардии до 2025 года.
Мы предполагаем четыре основных направления развития. Это техника, вооружение, специальные средства и экипировка личного состава. В первую очередь будем ориентироваться на те образцы вооружения и военной техники, которые уже прошли войсковую апробацию, в том числе и в других силовых структурах.
Конечно, будем концентрироваться на предложениях предприятий промышленности, которые дают нам возможность использовать свой потенциал для войсковых испытаний и внесения определенных конструктивных изменений в предложенные образцы.
Перевооружение будет осуществляться с учетом выполняемых задач, а вооружение и парк техники будут постепенно обновляться.
Сейчас у нас в ходу БТР-80, "Тигры", "Уралы" с бронированными капсулами, высокоточные снайперские комплексы, модернизированные образцы стрелкового вооружения, а также средства защиты, которые позволят обеспечить надежную защищенность личного состава. Отмечу, мы сегодня ориентируемся только на отечественных производителей.
— Подразделения лицензионно-разрешительной работы перешли в Росгвардию, сколько единиц оружия находится на руках у россиян?
— Сегодня на учете состоит более 4,5 млн человек, у которых на руках порядка 7,3 млн единиц оружия, из них около 7 млн единиц — это гражданское, 150 тыс. — боевое стрелковое, 94 тыс. — служебное и около 3 тыс. единиц — холодное оружие.
Как видите, оружия на руках очень много, и контроль за ним, безусловно, должен быть жесточайшим. По данным Федеральной службы государственной статистики, только с 1 октября по 31 декабря 2016 года (мы берем три месяца с момента вхождения структур ЛРР в Росгвардию) было рассмотрено свыше 591 тыс. заявлений на приобретение гражданского оружия, поступивших от граждан Российской Федерации, производителей оружия и торговых организаций, имеющих лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.
В результате было выдано более 551 тыс. лицензий. 40 тыс. заявителей получили отказ по разным основаниям, перечень которых достаточно большой.
— Нарушений правил оборота оружия много?
— В 2016 году в рамках проведенных контрольных мероприятий у юридических лиц было выявлено около 2 тыс. нарушений правил оборота оружия, у граждан — свыше 250 тыс. По всем таким фактам приняты административные меры вплоть до лишения лицензии.
Закон "Об оружии" достаточно четко регламентирует сферу оборота оружия, в том числе правила хранения, и любые нарушения недопустимы! Оружие — это угроза человеческой жизни, поэтому к нарушениям любого рода правил нужно подходить принципиально и жестко.
Мы подготовили несколько законопроектов, они не направлены на ущемление прав граждан или на смягчение наших позиций по оказанию госуслуг в этой сфере. Законопослушные граждане не пострадают, но некоторые направления будут скорректированы, усовершенствованы, но не в сторону послабления.
— Планируется ли ужесточение требований для частных охранных предприятий (ЧОП)?
— Росгвардия стала регулятором в сфере оказания частных охранных услуг. Сегодня ЧОПы — это не просто подразделения, осуществляющие охрану, они должны быть серьезным подспорьем для силовых структур в обеспечении безопасности граждан.
Мы считаем необходимым установить требования к охранным организациям, работающим за бюджетные средства, прежде всего потому, что они должны расходоваться рационально. Кроме того, будет уточнена и нормативная база. Установление требований позволит повысить и качество охраны, и качество расхода бюджетных средств на выполнение охранных услуг, и оптимизирует издержки государства на охрану объектов.
Безусловно, ЧОПы должны нести полную ответственность за выполнение тех требований, которые предъявляются к ним как предприятиям, имеющим лицензию, в том числе на оружие.
Всего в России работают более 23 тыс. частных охранных предприятий. Около 6 тыс. из них имеют в своем распоряжении порядка 80 тыс. единиц служебного оружия.
В 2016 году мы были вынуждены прекратить деятельность 904 ЧОПов. Из них только у девяти по решению суда была аннулирована лицензия из-за выявленных нарушений закона. 895 добровольно отказались от данного вида деятельности. Этому есть несколько причин: финансовые издержки, так как не все позволяют себе использовать частное охранное предприятие в качестве охраны, некоторые заключают договор с другими организациями, также возможно, что одно предприятие вливается в другое.
Сейчас Росгвардия создает совет, в состав которого войдут предприниматели, осуществляющие частную охранную деятельность. Работа по его созданию близится к завершению.
Первое заседание совета состоится уже весной, мы выслушаем предложения руководителей ЧОПов, прежде всего крупных, так как в основном эти предприятия обладают лицензией на оружие, охраняют наиболее важные объекты. Конечно, мы не будем игнорировать и мнение представителей небольших частных охранных предприятий. В работе совета будут участвовать представители ЧОПов разного уровня из всех регионов страны.
— 24 марта в результате нападения террористов в Чечне погибли шесть бойцов Росгвардии. Какие результаты расследования?
— Хочу подчеркнуть, что в тех обстоятельствах, в которых оказались наши военнослужащие, они сделали все возможное.
Этот случай показал их мужество и самоотверженность. Уже в первые часы после случившегося к месту происшествия была направлена оперативная группа Центрального аппарата Росгвардии. В ходе нашей работы было установлено, что военнослужащие действовали в соответствии с должностными обязанностями и воинскими уставами. Бандиты были уничтожены. Это позволило не допустить жертв среди членов семей военнослужащих, проживающих в военном городке.
Сейчас идет следствие, которое установит обстоятельства произошедшего и степень ответственности должностных лиц.
Что касается семей погибших военнослужащих, им оформляются страховые и социальные выплаты, оказывается всесторонняя помощь и поддержка, в том числе по линии субъектов РФ, в которых проживали и похоронены погибшие бойцы.
— Сергей Алимович, 5 апреля исполнится ровно год с момента создания Росгвардии. Что бы вы хотели пожелать сотрудникам и военнослужащим ведомства?
— За год было сделано немало. Вся работа проведена без снижения готовности к выполнению служебно-боевых задач. В этом большая заслуга всех наших военнослужащих и сотрудников.
Я желаю им успехов в дальнейшем служении на благо Отечества, а их близким — мирного неба над головой.
Беседовала Анна Романцева