26 октября 2017, 09:00
Интервью

Зампред правительства Чечни: Грозный привлечет туристов из КНР и внедрит каршеринг

Муслим Байтазиев. Зубайр Байраков/ ТАСС
Муслим Байтазиев
Муслим Байтазиев в интервью ТАСС — о воспитании чеченских Роналду и о китайском следе в кавказских горах

Чечня — одна из наиболее динамично развивающихся республик СКФО. Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров не раз заявлял, что достигать высоких показателей удается за счет взвешенной политики: регион стал привлекателен  не только для инвесторов, но и для путешественников.

По прогнозам правительства ЧР, объем турпотока в Грозный по итогам 2017 года превысит 100 тыс. человек. О том, чем Чечня интересна туристам, как Санкт-Петербург поможет региону продвигать чеченские турпродукты на международный рынок, какие подарки делают меценаты региону, о воспитании чеченских Роналду и о китайском следе в кавказских горах в интервью ТАСС рассказал заместитель председателя правительства Чеченской Республики Муслим Байтазиев.

— Грозный заметно отличается от других крупных городов Северного Кавказа своей инфраструктурой, урбанистикой. Некоторые туристы называют его миниатюрным Дубаем. По вашему мнению, в чем секрет притягательности Грозного?

— То, что Грозный стал привлекательным для туристов,  — заслуга главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Это была его идея — превратить Грозный в современный, динамично развивающийся город. Глава Чечни, например, принимал личное участие в создании недавно открывшегося Цветочного парка, прорабатывал его эскизы, так как ему понравилась эта идея. Республике очень повезло, что ее глава — созидатель.

Второй секрет заключается в том, что мы открыты, у нас очень мало бюрократических проволочек при работе с инвесторами. Благодаря этому у нас появляются очень хорошие друзья — один из них бизнесмен, меценат, который уже реализовал ряд интересных проектов в Грозном.

— Какие это проекты?

— Благодаря этому меценату в Грозном появилась, например, "умная" велодорожка, которая проходит по проспекту Кадырова. Это целая велосипедная инфраструктура: дорожка подсвечена, по периметру расположены урны, установлен счетчик. Вблизи перекрестков установлена сигнальная система, которая позволяет вовремя сконцентрироваться велосипедистам. Работает кафе для велосипедистов. Все это было подарено нашему городу. На этом мы не остановились и недавно выбрали площадку для установки рампы, которую нам к 199-летию Грозного также подарил меценат. Она будет установлена в ближайшее время.

— Какие еще проекты, направленные на развитие городской инфраструктуры, реализуются в Грозном?

— У нас много планов, есть партнеры и друзья, которые нам в этом помогают. Мы ведем переговоры с мэрией Грозного, и я надеюсь, что они включат эти проекты в программу "Умный город", нацеленную на повышение уровня благоустройства.

Планируем запустить каршеринг (краткосрочная аренда автомобиля с почасовой или поминутной оплатой — прим. ТАСС). Грозный станет четвертым городом в России, где будет доступен этот сервис. Уже ведутся переговоры с компаниями. Соответствующую инфраструктуру сможем создать и запустить к декабрю 2017 года.

— Раз мы заговорили о транспорте, хочется спросить, как налаживается прямое авиасообщение с городами-миллионниками? Сейчас, чтобы прилететь к вам, например, из Екатеринбурга, не обойтись без стыковок.

— Мы прорабатываем этот вопрос. Уже к началу ноября этого года появится дополнительный рейс в Москву. В этом же месяце запустим прямое авиасообщение с Санкт-Петербургом. В ближайшее время, возможно в 2018 году, появится связь с Ростовом-на-Дону и Казанью.

— Планируется ли прямое авиасообщение с Крымом? Как два стратегически важных региона развивают связи в туристической сфере?

— Сергей Аксенов (глава Республики Крым — прим. ТАСС) у нас очень частый гость, приезжает на празднества, связанные с Чечней, мероприятия общероссийского масштаба. Вообще, с Крымом у нас очень теплые отношения. Дети из Крыма приезжают в наши детские лагеря, которые открылись здесь совсем недавно. О прямом авиасообщении с Крымом речь пока не идет, но из Грозного в Крым регулярно ходят пассажирские автобусы.

— Первое место по численности въездного турпотока в РФ занимают граждане Китая. Вы как-то ориентируетесь на туристов из этой страны?

Здесь проходил Великий Шелковый путь, и мы хотим использовать этот исторический факт, чтобы привлечь туристов из Поднебесной

— К нам уже ездят группы из Китая. Я дал задание профильному комитету разработать специальные туристические маршруты для граждан КНР. Китайский турист очень специфичен, у него нет ассоциаций с нашей историей и культурой. Чтобы его заинтересовать, нужно показать ему эту связь — с российским народом, историей страны, регионом. У нас уже есть план, как это сделать. Например, здесь проходил Великий Шелковый путь, и мы хотим использовать этот исторический факт, чтобы привлечь туристов из Поднебесной.

— Вы уже думали о налаживании прямого авиасообщения с Китаем?

— Мы проводили переговоры с крупнейшей китайской авиакомпанией. Однако оставили этот вопрос на ближайшие годы открытым, потому что нам нужен более мощный аэропорт. Сейчас ищем инвесторов для строительства новой инфраструктуры. Нынешний аэропорт был восстановлен по временному проекту после войны.

— Действующий аэропорт не справляется с транспортным потоком?

— Вопрос с новым аэропортом стоит остро. В ближайшие два года к нам поедет большое количество туристов в связи с предстоящим открытием международного научного центра в Гудермесе. Там же гости смогут попробовать себя в стрельбе из разных видов огнестрельного оружия, покататься на спецтехнике (в Гудермесе находится Международный учебный центр сил специального назначения — прим. ТАСС). Поэтому республике нужен современный аэропорт.

— Что Чечня готова предложить бизнесменам, которые заинтересованы в развитии туристического сектора республики?

— Налоговые льготы, упрощение бюрократических процессов, быструю процедуру аренды земли и т.д.  Республика открыта для предпринимателей. У нас уже строятся технопарки — один из них рядом с Грозным. Такая площадка сама по себе предполагает налоговые льготы. В 2016 году нам удалось привлечь на 2,5% больше инвестиций по сравнению с 2015 годом. Это не самая большая цифра, но темп есть.

— Каким вы видите туризм в Чечне: туры выходного дня, событийный туризм, курортно-оздоровительный?

— Мы сейчас активно прорабатываем туристические направления в горных районах. Уже весной 2018 года предложим разнообразные маршруты по джип-туризму. Развивается парапланеризм, огромное количество услуг будет предлагать горный всесезонный туристический кластер "Ведучи". Это пешие прогулки, рафтинг, маунтинбайкинг (езда по горам на велосипеде — прим. ТАСС), велосипедные прогулки с забросом в одной точке и подбором в другой, гастрономические туры выходного дня.

Недавно к нам приезжали любители езды на снегоходах из Перми. Обещают привезти первую группу в январе 2018 года. Могу сказать, что, если сесть на квадроцикл или снегоход, можно неделями осматривать достопримечательности Чечни.

Мы сейчас активно прорабатываем туристические направления в горных районах. Развивается парапланеризм, огромное количество услуг будет предлагать горный всесезонный туристический кластер "Ведучи": пешие прогулки, рафтинг, маунтинбайкинг, велосипедные прогулки с забросом в одной точке и подбором в другой

Во многих смыслах перспективен Галанчожский район — например, с точки зрения туризма, охоты, археологии, этнографического и сельского туризма. Мы выделили там пять специальных зон развития, их с экономической точки зрения оценит специальная комиссия.

Также мы ведем работу с Министерством по делам Северного Кавказа по строительству в рамках медицинского кластера в Карачаево-Черкесии реабилитационного центра в поселке Мелчхи в Гудермесском районе. Там есть скважина, рядом ручей, бьет родник с сероводородной и бромйодированной водой, которая очень полезна для нервной системы и суставов. Начать строительство планируем в 2019 году, потому что 2018 год потратим на согласование и закладку в бюджет средств на возведение комплекса площадью примерно 15 гектаров.

— При продвижении турпродуктов вы начали тесно сотрудничать с Санкт-Петербургом. Какой помощи ждете от петербургских коллег?

— На территории Санкт-Петербурга действуют 12 туристических информационных центров, где будут распространяться буклеты с информацией о туристском потенциале Чечни. Саму брошюру сейчас разрабатываем, макет будет согласован с нашими петербургскими коллегами.

— Будет ли создано мобильное приложение?

— В этом вопросе мы также опираемся на опыт специалистов из Санкт-Петербурга. Хотим разработать приложение, аналогичное Visit-Petersburg, с помощью которого можно узнать о музеях, достопримечательностях города, составить свою карту путешествий. Приложение будет работать по принципу геолокации, помимо видео- и фотоматериалов с его помощью можно будет узнать информацию об объекте.

— Когда достигнутые на бумаге договоренности с партнерами из Санкт-Петербурга будут реализованы на практике?

— Первые совместные проекты будут реализованы до конца 2017 года. Кроме того, мы договорились, что в территориальных информационных центрах (ТИЦ), расположенных в различных странах мира, наши коллеги из Санкт-Петербурга будут распространять информацию о туристском потенциале Чеченской Республики на государственном языке той страны, где расположен ТИЦ.

— Распространение информации — это хорошо, но что кроме нее готова предоставить Чечня туристам, особенно иностранным путешественникам, у которых порой повышенные требования к средствам размещения и инфраструктуре?

— В республике работает 30 объектов коллективного размещения — гостиниц. К концу этого года таких объектов будет 32. Введено около 2000 коек. Конечно, этого недостаточно. Поэтому  мы работаем над расширением номерного фонда, в том числе и за счет развития сельского туризма.

— Каким образом развитие сельского туризма позволит решить проблему размещения?

— Например, в Итум-Калинском районе Чечни есть очень интересный гостевой дом "Астар". Мне нравится их подход к организации отдыха туристов — очень добродушный, открытый и качественный. У нас в республике пять районов, и я считаю, что по нескольку таких гостевых домов должно быть в каждом. На данный момент — только в одном. Кроме того, в Веденском районе существует туристический кластер "Кезеной-ам", где уже открыта гостиница на 54 номера и 16 коттеджей для гостей. Там тоже не хватает номерного фонда — в высокий туристический сезон невозможно забронировать. Сейчас мы думаем над решением этой проблемы.

— Гостевые дома и отели — достаточно дорогое удовольствие для молодежи, поэтому во многих российских курортных городах популярны хостелы. А как обстоят дела с такими средствами размещения в Чечне? 

— В Грозном они уже есть. Разрабатывая проект по строительству горнолыжного курорта "Ведучи", мы изначально закладывали в него строительство трехзвездочного отеля и отдельно стоящее здание под хостел. Номерной фонд отеля составляет 151 койко-место,  хостел — на 54 койко-места.

— Туристы, "разогретые" многочисленными сообщениями в СМИ про "Ведучи", с нетерпением ждут открытия этого горнолыжного курорта. Когда состоится его запуск?

—  "Ведучи" действительно уникальный курорт. О нем говорят с 2014 года, многие самостоятельно ездят к месту его строительства и пытаются его там обнаружить. Я думаю, что в декабре мы начнем пуско-наладочные работы на "Ведучи". Скорее всего, это будет какой-то технический запуск, старт. Рассчитываем принять первых туристов в январе-феврале 2018 года.

— А есть ли в республике места отдыха для активной молодежи, которая любит путешествовать? 

— При строительстве любого парка выделяется место для спортивной площадки, уличных тренажеров. Например, недавно открыли поселок Ойсхар, где были построены многоэтажные дома, больницы,  магазины, а также спортивная площадка — мечта моего детства. Это  футбольное поле с искусственным газоном, полноценное поле для игры в теннис, волейбольная, баскетбольная площадки, зал, бассейн. Молодежи это нравится, они охотно приходят заниматься различными видами спорта, в том числе современными. Наша задача — сделать так, чтобы парни не слонялись без дела.

— Вы сами строите площадки или вам помогают, например, представители бизнеса?

— При строительстве новых спортплощадок мы тесно взаимодействуем с бизнесом. Например, в этом году от компании "Спортмастер" получили в дар десять площадок. Бизнес реализует программы социальной ответственности в регионах, и этот процесс отработан. Уже достигнуты договоренности о том, что в следующем году мы получим от "Спортмастера" еще десять спортплощадок. Также прошли переговоры с торговым центром "Лента" и Сбербанком, которые пообещали, что заложат в бюджет 2018 года строительство скейт-парков на территории Чечни.

— Молодежь у вас очень продвинутая в плане спорта. А есть свои Роналду? Воспитываете? 

— Пусть это будет нескромно, но, наверное, мы единственный регион, где заслуги в области спорта не остаются незамеченными. Человек за победу всегда получает либо денежное, либо имущественное вознаграждение. Например, за победу в бойцовских соревнованиях очень часто получают в подарок от главы автомобиль. В других регионах за такие победы иногда дают только грамоты. Мы считаем, что спортсмен, который трудом и потом добывает победу для региона, должен быть вознагражден по достоинству. Конечно, такое поощрение стимулирует молодежь развиваться.

— Чем еще, кроме спорта, интересна для молодежи Чечня?

— Наша молодежь очень технически развита. Например, в республике работает предприятие по созданию дронов для промпредприятий. Такой вид спорта, как гонка дронов, в мире сейчас популярен. Наши ребята их собирают, через интернет у них можно заказать гоночный дрон. Есть у нас кружки и чемпионаты по киберспорту, робототехнике. Пока не хватает площадок, но мы работаем над этим. Недавно заложили капсулу под ледовую арену, начато строительство первого в республике скейт-парка — он заработает уже в конце года.

Также мы думаем о площадках для любителей граффити. Опыт у нас уже есть: два года назад в Грозном был выделен забор длиной около 400 метров возле одной из городских школ, на котором любой уличный художник мог что-то нарисовать.

При организации различных молодежных мероприятий также ставится доска или устанавливается полотно, на котором любой желающий может что-то нарисовать маркером или красками. 

— А что рисуют молодые уличные художники?

— Обычно рисуют что-то связанное с футболом либо с религией. Совсем маленькие дети рисуют солнце, животных.

— Для привлечения туристов сейчас стало модным проводить в регионах различные биеннале. Возможно, и чеченские власти планируют в 2018 году организовать биеннале с привлечением известных скульпторов, художников, а в перспективе, например, создать парк с малыми архитектурными формами?

— Мы уже провели экспериментальную выставку под открытым небом в древнем поселении Хой. Наш друг Юрий Берестов, руководитель компании "Айра", произвел полную подсветку древнего поселения. Было вмонтировано почти 500 светильников, установлены проекторы. На стену одного из разрушенных домов проецировался фильм о поселении Хой, который снял наш местный телеканал. Два других проектора проецировали разработанный нами логотип. Эту выставку мы назвали "Новая жизнь Хой". Мы там выставили 40 работ местного фотохудожника Абдуллаха Берсаева. Работы мастера были посвящены не тому району, где проходила выставка, а всей Чечне. Выставка до сих пор действует, ее в любое время можно посмотреть. В вечернее время она выглядит даже интереснее из-за подсветки.

Беседовали Таисия Боршигова, Виталий Халевин