15 февраля в Сочи начнется Российский инвестиционный форум. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак в интервью ТАСС рассказал о том, почему сроки его проведения перенесены с осени на зиму, как это повлияло на интерес к форуму и какие наиболее важные вопросы обсудят его участники.
— Российский инвестиционный форум, который в этом году пройдет 15–16 февраля, вот уже второй год проводится зимой, а не осенью, как раньше. На ваш взгляд, что это дало и есть ли положительный эффект от переноса мероприятия?
— Делать окончательные выводы относительно эффекта от переноса будет возможно по прошествии нескольких лет. Пока итоги прошлогоднего форума и предварительные итоги регистрации участников предстоящего форума 2018 года позволяют утверждать, что решение было правильным. Уже сегодня есть понимание, что количество участников в этом году будет гораздо больше, чем, к примеру, на последнем осеннем форуме 2016 года. Согласитесь, у нас в конце весны, летом и в начале осени сложилась достаточно насыщенная программа такого рода мероприятий: Санкт-Петербург, Красноярск, Ялта, Владивосток, Ярославль, Валдайский клуб...
Публичные обсуждения актуальных вопросов экономической и политической повестки абсолютно необходимы. Но необходимо учитывать, что руководители компаний, должностные лица органов власти для решения практических задач должны все-таки находиться на рабочих местах. Поэтому решение о более равномерном распределении этих мероприятий в течение года было вполне логичным.
— А какие крупные компании уже заявили о своем желании приехать в Сочи на форум?
— Всего подтвердили свое участие в форуме на данный момент 4550 человек из 65 стран мира. Для сравнения в сентябре 2016 было 2,6 тыс. участников из 43 стран. На форуме зарегистрировано почти 1,5 тыс. представителей СМИ. В этом году ожидается участие более 200 зарубежных компаний, в том числе из США, практически из всех стран Евросоюза. Много представителей азиатских рынков — Таиланд, Китай, Япония. Интерес со стороны этих стран и компаний очень высокий. Наш рынок им интересен.
— А можете перечислить, какие крупные зарубежные компании уже заявили о своем участии?
— Поименно назвать всех не смогу. Пусть простят меня те, кто не войдет в это перечисление. Тем не менее это Siemens, Alstom, Duracell, Enel, ExxonMobil, Fortum, Hyundai Motor, Mercedes-Benz, Renault, Mitsui & Co, Nestle, Ikea, Goldman Sachs, Japan Bank for International Cooperation... Компаний много. Интерес к России огромен. Не только и не столько как к рынку сбыта (он не самый большой в мире), но и к инвестиционным возможностям в нашей стране, к региональным инвестиционным проектам. А они традиционно широко будут представлены в Сочи.
Это еще один сигнал тем политикам, кто уповает на различного рода санкции, абсолютизирует возможности административных ограничений в экономической жизни. Экономический интерес всегда дорогу себе пробьет. Игнорирование этого известного постулата всегда приводит к неадекватному реагированию на экономические вызовы и способно породить хаос.
— Форум в Сочи позиционируется как российский и региональный, почему бы его не вывести международный уровень, тем более что количество иностранных участников традиционно на этом форуме велико?
— Международный характер форума сохранился. Некоторый ребрендинг форума, акцент, подчеркну, только в наименовании форума, на региональной составляющей, на инвестиционных возможностях российских регионов не привел к сокращению количества иностранных участников.
— Какие темы обсуждений и дискуссий станут ключевыми в этом году?
— Будет три основных тематических блока. Первый — "Новая региональная политика: совершенствуя управление". Наименование говорит само о себе. Круглые столы и панельные дискуссии будут посвящены проблемам внедрения в практическую работу органов государственной и муниципальной власти современных методов проектного управления. Это и критерии оценки эффективности работы государственных и муниципальных служащих, и финансовые механизмы стимулирования субъектов РФ и муниципалитетов к созданию благоприятного инвестиционного климата, привлечению инвестиций, наращиванию собственного экономического потенциала территорий и снижению уровня дотационности.
В тематическом блоке "Бизнес в регионах. Придать новый импульс" участники обсудят пути стимулирования регионального предпринимательства, снятия инфраструктурных ограничений и административных барьеров для развития бизнеса, выстраивания диалога бизнеса и власти, продвижения лучших региональных практик по всем этим направлениям.
Третий трек — "Улучшая качество жизни" — затронет темы здравоохранения, экологии, цифрового образования. Ряд круглых столов будет посвящен совершенствованию механизмов оказания социальных услуг.
В рамках форума пройдет ставшая уже традиционной встреча, я бы назвал это рабочим совещанием председателя правительства со всеми губернаторами. В форуме уже заявили о своем личном участии 78 глав регионов. На этом совещании предполагается детально обсудить и выработать решения по наиболее актуальным на текущий момент вопросам взаимоотношений регионов с федеральным центром. Это, прежде всего, критерии и правила оказания финансовой поддержки регионам из федерального бюджета и меры по устранению вновь возникших в последние годы так называемых "нефинасируемых федеральных мандатов". Это и практические аспекты ликвидации дефицита федеральной инфраструктуры в рамках подготовки и предстоящей реализации стратегии пространственного развития нашей страны.
— Вы упомянули, что будет представлена система оценки губернаторов в сфере привлечения инвестиций. Речь идет о новом KPI? Можете подробнее рассказать, когда эта система будет внедряться, какие основные показатели лягут в основу этой оценки и кто будет оценивать?
— Эта система внедрена уже довольно давно. Примерно лет десять назад. Другое дело, что она постоянно эволюционирует. Иногда обоснованно, а иногда просто потому, что у кого-то возникла идея что-то "улучшить", отточить формулировку или, чаще, добавить какой-нибудь показатель. Сегодня на повестке вопрос о стабилизации системы KPI. Это тот самый случай, когда необходимо сдерживать "реформаторский зуд" и без особой надобности ничего не менять. Ведь KPI для руководителей территорий это не столько критерии оценки личных профессиональных или организаторских качеств этих руководителей, сколько ориентиры для региональных и муниципальных органов власти по социально-экономическому и политическому развитию регионов. А они должны быть долгосрочными и не могут меняться ежегодно или даже раз в три года. Тем более что практическое выражение результатов оценки существенно возросло.
Если вначале мы ограничивались сбором информации в громадных объемах и по результатам ее анализа ограничивались рассылкой соответствующих рекомендаций, то несколько лет назад были введены гранты для регионов, достигших наилучших показателей по развитию территорий. Сначала это пять млрд рублей для 20 наиболее динамичных регионов. В 2017 году общий размер грантов увеличен до 20 млрд рублей, и по итогам работы за 2016 год гранты были предоставлены 40 субъектам РФ. Теперь это стало не только мерой символического поощрения, но существенной финансовой поддержкой из федерального бюджета почти половины регионов, которые добились положительных результатов в наращивании собственного экономического потенциала и снижении уровня дотационности. Ключевыми показателями эффективности работы являются динамика роста объема инвестиций в регион, количество вновь созданных рабочих мест, увеличение объемов поступлений налогов в консолидированный бюджет территории.
— Что в этом плане будет предметом обсуждения на форуме?
— Совсем недавно вышел указ президента, которым утверждены несколько обновленные показатели оценки эффективности. Принципиальных радикальных изменений, несмотря на множество таких идей, удалось избежать. В настоящее время правительством разрабатываются методики оценки, определения цифровых значений по каждому показателю. Эти методики заслуживают обсуждения и с руководителями регионов, и с представителями бизнеса.
— Будет ли на форуме представлена стратегия пространственного развития Российской Федерации?
— Да. На форуме предполагаются обсуждения и с руководителями регионов, и с бизнесом разрабатываемой стратегии пространственного развития Российской Федерации. Не хочу преуменьшать значение других тем форума, но это, может быть, одна из самых важных в практическом плане дискуссий.
К разработке стратегии в правительстве приступили в прошлом году. Это крайне непростая задача. Поэтому, несмотря на оставшийся небольшой срок для завершения этой работы, вокруг документа продолжаются нешуточные, я бы сказал, фундаментального характера споры. В стратегии предстоит выявить конкурентные преимущества каждого региона, максимально точно спрогнозировать на обозримый период точки роста российской экономики и специализации субъектов Российской Федерации в межрегиональном разделении труда.
Но стратегия не должна стать очередным умозрительным документом, удовлетворяющим любопытство экспертов в области экономической географии. Правительство предполагает, что это будет организующий документ, обязательный к исполнению всеми органами власти и регулируемыми государством компаниями. Его составной практической частью должен стать перспективный инфраструктурный каркас нашей страны, который будет основой для целенаправленной и скоординированной работы органов государственной власти, местного самоуправления и (что очень важно) инфраструктурных компаний всех уровней по снятию инфраструктурных ограничений для привлечения частных инвестиций и наращивания собственного экономического потенциала регионов. Таким образом, стратегия должна быть действенным инструментом координации различных отраслевых и местных "инвестиционных политик", а также ориентиром для бизнеса при принятии своих инвестиционных решений.
Очевидно, что такая организация работы, с одной стороны, позволит обеспечить необходимую синергию, тем самым существенно повысить эффективность бюджетных инвестиций и инвестиционных расходов инфраструктурных компаний. С другой — это станет важнейшим элементом инвестиционного климата в стране, поскольку обеспечит прозрачность и предсказуемость действий государства по развитию территорий.
Но такая планка требований к стратегии означает, что цена ошибок в этой работе будет очень велика. Если планы по инфраструктурному обустройству территорий будут основаны на ошибочных оценках их экономического потенциала, они не найдут адекватного отклика бизнеса. Бюджетные расходы и расходы инфраструктурных компаний, источником которых, кстати, являются те же граждане и бизнес, будут малоэффективны.
Еще одна развилка — пространственные приоритеты. На развитие каких территорий направить огромные государственные ресурсы? Поддержать исторически сложившиеся территории-драйверы экономического роста или сконцентрировать усилия на развитии депрессивных территорий? Развивать малонаселенные территории, искусственно создавая новые центры экономического притяжения населения, или территории с высокой плотностью населения, стабилизируя внутреннюю трудовую миграцию? Очевидно, что решить в среднесрочный период все задачи одновременно будет невозможно. У нас банально нет таких ресурсов.
Поэтому принятию решений должна предшествовать широкая дискуссия с участием представителей регионов и бизнеса. Форум — удобная площадка для такого диалога.
— Продолжая тему региональной политики, в этом году впервые в двух регионах — Хакасии и Костромской области — ввели казначейское сопровождение. Что это за мера, чем она грозит губернаторам?
— Казначейское сопровождение — мера вынужденная. Она предусмотрена соответствующим постановлением правительства для тех регионов, которые оказались в наиболее сложной финансовой ситуации, где есть риск невыполнения социальных обязательств. Федеральное казначейство санкционирует расходы регионального бюджета только с тем, чтобы не возникала задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, по иным социальным выплатам. Это единственное ограничение. При устранении региональными органами власти таких рисков, при достижении необходимой финансовой устойчивости эти меры будут отменены.
— Будет ли эта мера применяться более широко?
— Очень надеюсь, что и в этих двух субъектах эта мера будет отменена в короткие сроки, а применять ее в других регионах не придется. Формирование и исполнение региональных бюджетов, организация исполнения, в том числе финансирования собственных полномочий субъектов, — зона политической ответственности региональных правительств и законодателей. И совсем неправильно перекладывать ее на невыборных чиновников, на сотрудников территориальных органов Федерального казначейства. Это ЧП, очень плохой сигнал для региональных политиков. Мы вынуждены прибегать к такой мере только в исключительных случаях.
— Эта мера предусмотрена правилами реструктуризации бюджетных кредитов, не так ли? Все ли регионы заключили соглашения по реструктуризации?
— Абсолютное большинство регионов (73), которые имеют задолженность по бюджетным кредитам, заключили соглашения об их реструктуризации.
— Все ли регионы нормально восприняли переход на новую систему по реструктуризации долга и отмену бюджетных кредитов. Депутаты в прошлом году достаточно активно просили вернуть в бюджет 200 млрд рублей, которые в 2017 году пошли на бюджетные кредиты регионам.
— Такие предложения звучали, но убедительных аргументов мы не услышали. Скорее, это сложившиеся стереотипы последних лет. Сегодня можно с уверенностью сказать, что финансовые ресурсы, которые ежегодно выделяются на поддержку регионов на безвозмездной и безвозвратной основе, при их эффективном, справедливом распределении позволяют в гораздо большей степени, чем с помощью кредитов, сбалансировать региональные бюджеты. Нет никакой необходимости предоставлять кредиты, порождающие дополнительную, я бы сказал, беспросветную долговую нагрузку у регионов. Эти кредиты мы вынуждены бесконечно рефинансировать, порождая малополезный, не очень прозрачный оборот бюджетных средств и огромную бюрократическую волокиту.
Сегодня в правительстве с участием регионов ведется активная работа по дальнейшему совершенствованию механизмов финансовой поддержки субъектов Федерации. Уверен, что уже в следующем трехлетнем бюджетном цикле справедливость, точность, прозрачность и предсказуемость в межбюджетных отношениях повысятся на порядок. Детальный разговор об этом будет на форуме в Сочи.
— А сколько всего средств в этом году будет выделено регионам из федерального бюджета?
— Прямая помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных целевых трансфертов — 1,5 трлн рублей. Плюс почти 240 млрд рублей — положительный эффект от реструктуризации бюджетных кредитов. Таким образом, объем финансовой поддержки составит более 1,7 трлн рублей. Это существенно, если учесть, что прогнозируемый совокупный объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации составит 9,5 трлн рублей.
Беседовала Лана Самарина