18 октября 2018, 18:00
Интервью
Наследие ЧМ-2018

Генсек Всемирной туристской организации ООН: Россия улучшила имидж среди туристов

Зураб Пололикашвили. EPA-EFE/ FELIPE TRUEBA
Зураб Пололикашвили
Зураб Пололикашвили – о туристической привлекательности России и Грузии

Генеральный секретарь Всемирной туристской организации ООН (ВТООН) Зураб Пололикашвили рассказал в эксклюзивном интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману о перспективах развития туристической отрасли, а также о проблемах, с которыми сталкивается сектор. Руководитель ВТООН поделился своими впечатлениями от чемпионата мира по футболу, который прошел в России, и дал советы своим российским коллегам.

— Уважаемый господин генеральный секретарь, спасибо за возможность встретиться с вами. Мы находимся в штаб-квартире международной Всемирной туристской организации (ВТООН), созданной ООН где-то полвека назад. Зачем она понадобилась? Насколько я помню, генеральным секретарем Организации Объединенных Наций тогда был Курт Вальдхайм, почему тогда руководство ООН, Генеральная ассамблея приняли решение о необходимости создания организации, которую вы сейчас возглавляете?

— В первую очередь, огромное спасибо за интерес и за то, что у нас есть возможность побеседовать и вместе поговорить про организацию, про наши планы. История начинается еще в 1920 году, когда туристические ассоциации собрались вместе и организовали первую ассоциацию туристов из Европы, потом через многие годы к ним присоединились и другие страны из других регионов и континентов. Именно 45 лет назад, приблизительно тогда, когда я родился, было принято решение создать организацию, которая будет поддерживать развитие туризма по всему миру. В 2003 году организации дали статус [специализированной организации] Объединенных Наций.

— Я не буду сейчас говорить про 20-е годы, но за эти полвека как изменилась отрасль? Какие задачи стояли перед организацией тогда и какие сейчас? Все-таки полвека — это большой срок. И какие изменения за это время произошли?

— Для начала надо подчеркнуть, что изменилось количество туристов по всему миру. Мы смотрели как раз статистику, в 1950 году было 25 млн туристов, которые путешествовали по всему миру, а если посмотрим на цифры в прошедшем году, этот показатель был уже 1,3 млрд туристов. Самое главное, что сам туризм стал одним из самых быстро растущих экономических секторов мира.

— А почему такой рост? Почему именно сейчас такой туристический бум?

— Я думаю, что более доступным стал туризм. Связи между странами стали лучше. Многие страны уже почти отказались от виз. Я думаю, что в будущем, через десять лет, наши дети не будут знать, что такое виза, я надеюсь. Экономическое развитие мира дало туристам возможность путешествовать больше. Сегодня очень многие семьи и люди тратят свои ресурсы на путешествия. Связи между странами и континентами, и регионами дали возможность многократно увеличить туристские потоки.

— С практической точки зрения, чем занимается ваша организация? Какие основные проекты лежат у вас на столе для актуального решения?

— Начну с того, что нашими членами являются 158 стран со всего мира. Мы являемся платформой и организацией, которая дает конкретное видение и проекты по развитию туризма во всем мире. Есть страны более развитые в сфере туризма, и мы хотим использовать уже существующие проекты и дать возможность государствам, где еще пока не так развиты ни инфраструктура, ни обучение, ни технические возможности, совершенствовать туризм на примерах уже развитых стран, использовать эту платформу, помочь им улучшить качество и количество туристов в их странах.

— Вы сравнительно недавно в этом офисе, у вас еще достаточно большая каденция вашей деятельности. Как генеральный секретарь ВТООН, какие задачи для себя лично вы ставите как главные на этом посту?

— Я начал бы с обучения, потому что сегодня очень большая потребность в обучении именно по туризму. Пока еще нет такого количества университетов, частных и государственных школ, которые профильно занимаются туризмом, и мы очень поддерживаем проекты. Как раз с нового года мы очень активно начнем развивать академию нашей организации. Идея в том, чтобы в регионах у нас были центры, где будем давать конкретные методологии и конкретные программы, чтобы помочь странам-членам развивать обучение. Думаю, что это — один из самых главных факторов для того, чтобы улучшить сервис и жизнь туриста, который посещает ту или иную страну.

Второй приоритет, который очень интенсивно развиваем, — это новые технологии, потому что сегодня туризм связан с новыми технологиями, новыми продуктами и инновациями. Как раз два месяца назад мы объявили первый конкурс по инновации в туризме. Это первый случай, когда мы дали возможность авторам предоставить нам проекты, и мы помогаем им в финансировании, поиске инвесторов, развитии бизнеса. Мы удивились, когда через полтора месяца у нас на столе уже лежало 3 тыс. проектов со всего мира. Кстати, очень интересные идеи. И надеюсь, что у нас уже есть материал, который можно использовать: помочь им и самому сектору, чтобы улучшить качественные или сервисные данные по всему миру.

Третье, это инвестиции. Думаю, что еще есть очень много возможностей по всему миру, чтобы инвестировать в туризм. И мы хотим помочь странам в устойчивом развитии туризма. Для этого одним из самых главных компонентов являются инвестиции.

Если говорить обо всех трех компонентах вместе — обучении, инновациях и инвестициях, то самая главная цель — это создание новых рабочих мест. Мы хотим соединить все эти три компонента. У нас как раз две недели назад был Всемирный день туризма в Будапеште, мы отмечали. Идея была в том, чтобы за одним столом сидели, с одной стороны, авторы новых идей, а с другой — инвесторы и представители университетов, которые помогают друг другу развивать новые технологии и инновационные проекты.

— Очень интересные перспективы. А в чем вы видите преграды, проблемы, что реально мешает развитию вашей отрасли?

— Конечно, одним из самых важных приоритетов для нас является безопасность, потому что все эти террористические акты, которые, к сожалению, произошли за последние годы, имеют большое влияние на туризм. Природные катаклизмы — это те события, которым мы не в силах противостоять, но мы думаем, что в вопросе правильной быстрой коммуникации мы очень сильны, мы поддерживаем в эти трудные моменты всех. Главные факторы, которые представляют собой проблему, — это терроризм и природные катаклизмы.

— Вы затронули очень болезненную тему. Если позволите, я хотел для себя прояснить. Туризм — очень мирная отрасль, при этом всемирная организация является частью системы ООН, и Вы затронули, скорее всего, самую больную проблему современного мира — проблему международного терроризма. В разных местах всполохи разного рода военных конфликтов, террористических угроз. Самый наглядный и драматический пример — пример Сирии. Я бывал в Сирии много раз, это одно из самых привлекательных мест для туризма всего мира. Сегодня Сирия находится в жутком положении, туристические места разрушены террористическими группировками, это все очень печально. ООН как крупнейшая международная организация пытается как-то влиять на то, чтобы в Сирии наконец установился мир. Наверно, когда мир восстановится, одними из первых появятся в Сирии, вместе с теми, кто будет восстанавливать Сирию, первые туристы. Какова роль вашей организации в системе международных отношений как части ООН? Что вы можете сделать, чтобы ваш голос был услышан?

— Мы всегда пытаемся использовать туризм в интересах мира. Но нет какого-то рецепта. Есть многие страны, где хорошо можно использовать туризм и культурные и человеческие отношения в отношении проблем, которые есть во многих государствах. Поэтому мы поддерживаем все наши страны, Сирия — одна из них. Сирия — очень активное государство в отношении нашей организации. Мы всегда будем поддерживать туризм в Сирии с того самого дня, как это будет возможно.

Мы всегда пытаемся использовать туризм в интересах мира. Но нет какого-то рецепта

То же самое было в Северной Корее, они хотят предпринять первые шаги после того, что случилось в последние годы, хотят использовать туризм, чтобы сблизить народы. Я думаю, это очень хорошая идея Северной Кореи, чтобы использовать туризм в отношениях с Южной Кореей.

— Там же и инвестиции с этим связаны?

— Конечно. Я думаю, что очень близки первые потоки, маленькие, но все-таки группы туристов пойдут.

— В России большой интерес к поездкам в Северную Корею, потому что страна закрытая. Я сам там был недавно, очень интересная страна.

— Да, там большая интрига, потому что все, что не дают посмотреть, всегда вызывает интерес. Это инстинкт человека. Я думаю, что в один прекрасный день, когда ситуация нормализуется, Северная Корея будет одной из самых интересных стран для посещения. Такая же ситуация с Сирией.

— Да, дай бог, чтобы уникальные места в Сирии, связанные со всей историей человечества, наконец можно было открыть для туристов.

— Конечно.

— Вот у вас карта мира. Если бы она была мультимедийная, то было бы видно движение сначала в одни страны, больше туристов, потом, через несколько лет, более привлекательными становятся другие страны. На ваш взгляд, с чем это связано? Только с модой на какие-то страны? Или какие-то другие обстоятельства еще на это влияют?

— Я думаю, что сегодня туризм стал большим бизнесом. Есть страны, которые очень активно представляют свои новые туристические направления, они более активно рекламируют свои туристические продукты. Есть страны, у которых очень большой потенциал, но, к сожалению, правительства этих стран не уделяют столько приоритета, недооценивают те возможности, которые у них есть.

Например, Хорватия входит в топ-10 по Европе по туризму. У нас есть статистика, что каждый год у них рост 10−15%, и это очень большое увеличение.

— То есть это прежде всего связано с вниманием руководителей страны к этой отрасли?

— Конечно. Это отрасль связана со всеми сферами: культурой, которая является одним из самых главных компонентов, затем сельским хозяйством; мы также только что говорили про терроризм; внутренней и зарубежной политикой стран. Все это зависит от туризма, и туризм зависит от всех этих компонентов. Инвестиции, мы говорили, а также инфраструктура — это одни из самых главных компонентов для туризма. Многие страны понимают важность туризма для развития экономики, для создания новых рабочих мест. Конкуренция очень большая. Больше туристов там, где больше рекламы, большее развитие туристических диверсификационных продуктов.

— А какие виды туризма, на ваш взгляд, сейчас наиболее привлекательны? Я знаю, что появился экологический туризм, экстремальный туризм. Он все больше и больше модифицируется в разных сферах. Есть какие-то виды туризма, которые уходят уже в прошлое, теряют свою популярность? И какие виды туризма наиболее привлекательны?

— Ничего нового никто не придумал, это все всегда было, есть и будет. Главное то, что страны и компании уже стали создавать эти новые продукты и более детально развивать их. Очень хороший пример — гастротуризм. Всегда все туристы ходили в рестораны, но сейчас гастротуризм стал трендом, есть люди, которые, чтобы познакомиться с кулинарией других стран, специально для этого посещают их. Что уже стало прошлым? Прошлым стали 24-дневные так называемые путевки, которые в прежние времена были одним из способов, чтобы посетить ту или иную страны. Сейчас поездки стали более короткими, люди стараются побольше мест увидеть, побольше попробовать.

Абсолютно согласен с вами, что есть новые тренды: медицинские туризм, гастротуризм, спорт и туризм имеют много общего, религиозный туризм, культурный туризм. Мы очень рады, индивидуально подходим ко всем этим направлениям, чтобы улучшить качество, улучшить информационную часть. Думаю, что большое будущее имеет агротуризм. У людей есть желание покинуть столицы, посетить регионы стран, насладиться экотуризмом.

— Что такое сегодняшний турист, его образ? Есть разные споры, какая древнейшая профессия, но по-моему древнейшее хобби — это точно туризм. Мне кажется, что современный турист отличается от туриста столетней давности, как древний воин от сегодняшнего воина. Насколько у сегодняшнего туриста более высокие требования? С одной стороны, широкая возможность выбора, с другой — современная действительность провоцирует его на большую требовательность. Что готова туристическая отрасль в этом плане предложить?

— В первую очередь, наверно, вы согласитесь, сегодняшний турист все хочет очень быстро. Темпы сегодняшней жизни сильно отличаются от темпов хотя бы 20 лет назад. Раньше никто не мог представить, что без бумажного билета куда-то можно вылететь, поколения моих родителей, когда летают, берут бумажные билеты. Опять-таки новые цифровые и инновационные инструменты позволяют больше знать туристам. Это будет продолжаться, потому что есть много новых идей, очень много новых цифровых технологий, которые позволяют туристу быстрее побывать в той или иной стране.

— Я уже много раз беседовал с разными главами государств, они все отмечали, что Россия является очень привлекательной для туристов в их странах. Действительно, в Россию исторически приезжают очень много туристов, путешественников. На мой взгляд, Россия всегда с честью выдерживала испытания наплывом туристов, а самый наглядный пример — это последний чемпионат мира по футболу, который был в России. Вы там тоже были и видели, что, на мой взгляд, если посмотреть суммарную оценку, мировые СМИ и туристы, которые приезжали в Россию, говорят, что Россия этот экзамен на туристический бум, связанный с чемпионатом мира, выдержала. Как руководитель Всемирной туристской организации, какие бы вы могли дать советы своим российским коллегам по развитию отрасли? И какие маршруты в России, по вашему анализу, являются наиболее привлекательными в России?

— Хочу поздравить Россию с успешным проведением чемпионата мира, это была очень большая реклама для страны. Хочу отметить, что чемпионат мира — это еще один инструмент, чтобы хорошо рекламировать те туристические возможности, которые есть у страны. В течение двух месяцев такой диверсификации туристов из стольких стран в России никогда не было. Я видел статистику по проданным билетам, одним из лидеров была Северная Америка. Такого интереса никогда не было. Может только еще во время Олимпийских игр в 1980-м году.

— Тогда меньше было.

— Потому что тогда не было так развито воздушное сообщение. Я думаю, что был рекордный год. У чемпионата мира очень большая трансляция. Думаю, что Россия поменяла свой имидж по гостеприимству. Я лично с очень многими людьми разговаривал, которые посещали чемпионат мира, и они были удивлены, потому что очень многого не знали про культуру, не знали про россиян, не знали про традиции и гастрономию. Были города, о которых никто вообще раньше не слышал, а в ходе ЧМ эти города посещали миллионы людей.

В этих городах вообще не было никакой туристической инфраструктуры, гостиниц и персонала. Нужно сейчас как-то использовать всю эту инфраструктуру, чтобы этот темп продолжался, надо придумать какие-то мероприятия. Мы договорились с министерством культуры, что вместе подумаем и будем развивать и использовать эту инфраструктуру в дальнейшем, чтобы привлечь еще больше туристов в Россию.

Можно хорошо использовать Fan ID, есть большая база всех болельщиков.

— Уже президент России Владимир Путин принял решение, что обладатели Fan ID могут без виз посещать Россию.

— Это очень большое достижение. Я думаю, мы говорим об очень большом рынке, болельщикам можно дать какую-то мотивацию, чтобы они опять вернулись в Россию, вот эту мотивацию нужно придумать.

— Я хочу поговорить с вами о стране, в которой наблюдается бум российских туристов, — вашей родной Грузии. Мне очень приятно, что я говорю с вами на русском языке, несмотря на то, что между Россией и Грузией, к сожалению, в политическом плане еще есть неурегулированные вопросы, и ведется по этому поводу дискуссия. Но в плане туристическом Грузия становится все более и более популярным маршрутом у россиян. Недавно я узнал, что в прошлом году более миллиона россиян побывало в Грузии, что очень показательно. Кстати, к вопросу о гастрономическом туризме. Я своему многолетнему другу, который 18 лет был министром туризма и культуры Азербайджана, господину Гараеву как-то сказал о том, что есть такой слоган для азербайджанского туризма: "Азербайджан — рай для тех, кто не хочет худеть". Я думаю, что в полной мере относится и к Грузии данный слоган. Как вы считаете, с профессиональной точки зрения, за счет чего Грузия смогла вот таких добиться успехов в привлечении туристов в свою в страну?

— Очень интересный вопрос. В первую очередь, я очень надеюсь, что в той ситуации, которую вы сейчас хорошо презентовали, очень скоро путем диалога все встанет на свои места. Я уверен, что все будет быстро. Этому и служит как раз туризм.

Уверен, что из Грузии очень много туристов посещают Россию. Дружба между соседями продолжается

Страна номер один, откуда приезжают туристы в Грузию, — это Россия. У нас наблюдается постоянный рост туристов из России. И это дает возможность иметь те отношения, которые у нас есть, чтобы новое поколение знало про Грузию. Уверен, что из Грузии очень много туристов посещают Россию. Дружба между соседями продолжается. Я очень рад, что участвовал в процессе по развитию туризма в Грузии, я был министром экономики в очень интересные времена. Думаю, что достичь этого мы смогли благодаря большому труду.

Туризм — это всегда долгосрочный проект, надо много трудиться, учить, ждать, и я думаю, что мы это хорошо сделали. Сегодняшнее правительство очень помогает туризму. Как раз мы об этом и говорили: есть страны, которые ставят в приоритет туризм, и туризм является одной из самых главных частей экономики Грузии. И принимать 7 миллионов туристов каждый год, когда население только 3,5 млн, — не так легко. Думаю, что эта динамика будет продолжаться и будет много посетителей из России.

— Выступите гидом по Грузии. Никто не может поехать в Грузию, минуя Тбилиси. Кто-то слышал про горные курорты, но если уйти в новые формы, куда вы посоветуете, как главный гид по туристической Грузии, поехать туристам?

— Один раз посетив Тбилиси, надо обязательно вернуться.

— Это понятно.

— Это развитая страна по виноделию. Вино — одна из главных достопримечательностей и гордость нашей страны. Конечно, самое главное в Грузии — это то, что в короткие сроки можно побывать в горах, в тот же самый день — на пляже. Климат — важный фактор нашей страны. Страна очень открытая и доброжелательная. Инфраструктура хорошая, были сделаны большие инвестиции в инфраструктуру. Я сейчас больше рекламирую, чем выступаю в роли гида. Многое можно посмотреть за короткий срок. Я бы рекомендовал ехать туда не на два-три дня, а на неделю. Можно побывать на севере и на юге, там совершенно разные люди, гастрономия и природа.

— Будет неэтично спрашивать генерального секретаря Всемирной туристской организации, какие у вас любимые места в мире. Поставлю вопрос по-другому.

— Я сказал бы, что Грузия для меня самое-самое любимое, чтобы никто не обиделся.

— Но тем не менее. Вы счастливый отец, у вас трое детей. Вот с семьей, кроме Грузии, куда вы любите ездить?

— У меня очень мало, к сожалению, времени на то, чтобы уделять семье. Мы всегда стараемся отвезти детей туда, что связано с их программой по истории или географии. Этим летом как раз они проходили Египет, и у нас была возможность в течение нескольких дней посетить пирамиды. Дети были очень рады и счастливы, когда увидели те достопримечательности, которые они проходят. Думаю, что туризм — это еще один способ обучения детей, и если есть возможность, я бы рекомендовал как можно больше показать своим детям.

Я всегда жалею, когда путешествую, что семья не со мной. Столько много интересного можно увидеть. Очень хотел взять моего сына на чемпионат мира.

— А что помешало?

— Как-то все быстро произошло. Надеюсь, что в будущем вместе посетим.

— Знаю, что поколение ваших родителей и тем более моих родителей жило в то время, когда мало могли путешествовать или практически не могли путешествовать и видеть мир, что могут ваши дети. В этой связи в завершении нашей беседы у меня такой вопрос, что бы вы пожелали туристам всего мира, и сегодня такое время, когда в туристические поездки ездят и школьники, и глубокие пенсионеры. К чему должны стремиться туристы всего мира? Что должны получить от туризма?

— Вопрос не такой легкий. Я порекомендовал бы всем туристам многое посмотреть и пожелал, чтобы у всех была возможность посетить как можно больше мест. Туризм — это развивать себя.

Те времена, о которых вы упомянули, не знаю почему, но наши родители знали больше обо всем мире, чем, к сожалению, нынешнее поколение.

— Знали больше, ездили меньше.

— Да, а сейчас ездят больше, а знают меньше. Как-то так вышло. Так что я пожелал бы всем как можно больше стран посетить. Они всегда являются послами своих стран, это самый хороший инструмент — представлять свою страну в других странах. Сказал бы, чтобы наслаждались и чтобы больше времени проводили с семьей. Главное, путешествовать вместе с семьей и наслаждаться вместе всеми достопримечательностями. У туризма нет лимита. Невозможно посмотреть все, поэтому этот мир и туризм так интересны.

— Давайте будем к этому стремиться. Спасибо, господин генеральный секретарь.

— Спасибо вам.