Ректор КЧГУ: мы возвращаемся к старой практике пятилетней подготовки школьных учителей

Таусолтан Узденов
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева — старейший вуз КЧР, которому исполняется 80 лет. Сегодня университет позиционирует себя не только как образовательное учреждение, но и как центр сохранения культуры и истории народов Северного Кавказа, а также площадку для внедрения новой системы "выращивания" учителей со школьной скамьи. В ближайшее время здесь реализуют пилотный для России проект по формированию новой педагогической элиты региона, откроют первый в Карачаево-Черкесии археологический музей и создадут новые центры культуры народов республики.
О том, как университет будет расширять сетевое взаимодействие с передовыми вузами страны, поддерживать обустройство скального маршрута в городской черте Карачаевска и развивать международные контакты, в интервью ТАСС рассказал ректор КЧГУ Таусолтан Узденов.
— Общей тенденцией последних десяти лет в Северо-Кавказском регионе был непропорционально большой спрос на высшее образование в сфере экономики и юриспруденции. Меняются ли предпочтения абитуриентов в связи с ситуацией на рынке труда и как реагирует на эти изменившиеся запросы вуз?
— Действительно, самый большой конкурс в КЧГУ — на факультет экономики и управления, но в последние годы стали отмечать увеличение спроса на педагогические специальности. Как единственный в регионе вуз, где готовят педагогов, мы, конечно, рады, что профессия учителя становится востребованной — и у самих выпускников школ, и у их родителей. С 2019 года мы собираемся расширить выбор профилей педагогического направления, планируем начать готовить учителей астрономии, немецкого языка, учителей по технологии, безопасности жизнедеятельности, мировой художественной культуре, обществознанию, социальных педагогов с тем, чтобы охватить полный спектр учительских специальностей. Хотим также развивать направления, связанные с информатизацией и IT-технологиями.
Кроме того, со следующего года обучение на всех педагогических направлениях будет пятилетним. Решили вернуться к старой практике, так как считаем, что четырех лет для подготовки школьного учителя недостаточно. Также ввели для них двухпрофильное образование. Если раньше готовили отдельно педагогов по химии, биологии, географии, то теперь будем, например, выпускать учителей химии и биологии, истории и обществознания, рисования и технологии. В таких специалистах особенно нуждаются малокомплектные школы, где зачастую бывает недостаточно учебных часов для учителей по одному предмету, и это рационально с точки зрения трудоустройства молодежи.
Мы сами часто говорим, что базовая подготовка наших абитуриентов оставляет желать лучшего, и в ответ от школ слышим: на кого обижаетесь, это ведь ученики тех педагогов, которых ваш же вуз и выпустил. Этот замкнутый круг надо разорвать общими усилиями. С 2019 года начнем реализацию проекта, который, как мне кажется, поможет сделать рывок в качестве школьного образования — он будет пилотным для всей России. На системной основе будем выявлять одаренных в педагогическом отношении школьников и затем плотно с ними работать, готовить мотивированных педагогов, осознанно и по призванию выбравших профессию. При этом мы рассчитываем на полное понимание и поддержку со стороны Министерства образования и науки КЧР, районных и городских управлений образования.
— Как именно будет работать эта программа, кто в нее должен быть вовлечен? Потребует ли это содействия со стороны местной власти?
— На базе университета мы еще в прошлом году открыли Центр по выявлению и поддержке одаренных школьников "Талант и успех". Наши методисты будут отбирать ребят-старшеклассников, которые больше других подходят для работы в школе в психологическом плане: не только сами успешно осваивают предмет, но и умеют делиться знаниями, находить общий язык с детьми. С такими школьниками будем работать в выходные и каникулы, приобщать их к профессии учителя. В университете для них организуем мастер-классы ведущих педагогов республики и из других регионов, теоретические и практические занятия.
С организационной точки зрения проект предусматривает подписание трехстороннего соглашения между университетом, школами и муниципалитетами. Университет обязуется на приоритетной основе принять выпускников, еще до окончания школы попавших в условный список педагогической элиты КЧР, и с первого курса выплачивать им стипендию, соразмерную заработной плате начинающего учителя, обеспечить качественную профессиональную подготовку, организовать стажировки в лучших школах России и за рубежом.
Школы, со своей стороны, должны гарантировать трудоустройство молодых специалистов. Сегодня в педагогах особенно нуждаются сельские школы, но мы проводим мониторинг востребованности учителей в каждом общеобразовательном учреждении региона: какие именно специалисты нужны сейчас, в каких школы будут нуждаться в перспективе. Создадим республиканский банк данных и совместно со школами будем готовить учительскую смену из лучших. Очень важно для проекта, чтобы молодых специалистов поддержали муниципальные образования — взяли на себя предоставление жилья или оказали другую социальную поддержку. Существенной мерой могла бы стать разработка программы "Сельский учитель" по аналогии с проектом "Земский доктор". Убежден, если такая программа начнет работать, потраченные государством деньги окупятся сторицей. В селах появятся сильные школы, дети будут получать качественные знания и духовно-нравственное воспитание, а в дальнейшем это даст импульс к серьезному социально-экономическому развитию региона. Необходимо, чтобы и общество, и власть всех уровней приняли как аксиому, что сильные учителя и качественная школа являются главной основой, фундаментом любого поступательного развития, необходимым условием любой перспективы. Безусловно, без этой простой истины у нас нет будущего.
— И работодатели, и абитуриенты сейчас прислушиваются к выводам форсайтов, анализируют списки "профессий будущего". Как в этом смысле выстраивает свою стратегию КЧГУ?
— В составе нашего университета сейчас два института и восемь факультетов, где обучаются более пяти с половиной тысяч человек. Вуз готовит кадры более чем по 70 программам высшего профессионального образования и 17 направлениям в сфере послевузовского образования (аспирантуры). При этом мы — старейший вуз республики, в этом году отмечаем 80-летие и, как принято в юбилей, "сверяем часы". И мы не только оглядываемся назад, на достижения, но и смотрим, какие новые тенденции появились, корректируем перспективы. Да, основная наша задача — готовить конкурентоспособных специалистов, но если вуз будет ориентироваться только на текущие кадровые потребности экономики и социальной сферы, мы неминуемо отстанем в развитии. Поэтому, как и любой современный университет, мы должны быть "мобильными", готовить кадры в опережающем темпе, работать, как говорится, на "завтра".
Например, в сфере туризма раньше мы готовили только специалистов высшего образования — менеджеров в сфере туризма, но не готовили отельеров, рестораторов, горнолыжных инструкторов, то есть специалистов, наиболее востребованных в туристических дестинациях Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Их можно подготовить за полгода-год, но это не сфера высшего образования. Поэтому сейчас КЧГУ предлагает соответствующие курсы в рамках программ дополнительного образования. С этого года начали подготовку по самым востребованным на туристическом рынке региона специальностям, начиная от экскурсоводов и заканчивая горными гидами и инструкторами по конным прогулкам.
Высшее образование в сфере туризма тоже постепенно развивается. Но сейчас есть такая тенденция, что на самые востребованные специальности вузам выделяется очень мало бюджетных мест — это характерно для всего СКФО. Мы обозначали эту проблему и перед Министерством просвещения РФ, и перед Министерством РФ по делам Северного Кавказа. Нам не понятно, когда говорят, что одни направления приоритетные и нужно развивать именно эти сектора экономики, но при этом выделяется мало бюджетных мест. К сожалению, большинство семей на Кавказе не могут платить за обучение ребенка 90–150 тыс. рублей в год, многие семьи многодетные, и это для них очень обременительно. К нашему удовлетворению, можно отметить, что наше обращение было услышано, потенциал вуза оценен, и количество бюджетных мест, выделяемых Москвой, с этого года начало увеличиваться.
— Карачаево-Черкесия — один из самых богатых в историко-культурном отношении регионов страны, здесь сохранилось множество памятников, курганов, городищ различных времен и культур. Находит ли это отражение в программах вуза?
— Действительно, сейчас КЧГУ позиционирует себя не просто как учебное и научное заведение, но и как центр культуры и духовного притяжения. Возрождение и развитие культуры, традиций народов Северного Кавказа — важная для нас миссия. Мы делаем это через поддержку родных языков, литературы, культуры, декоративно-прикладного искусства и т.д. С 2017 года у нас работают центры абазинской и ногайской культуры, которые играют значимую роль в изучении, сохранении и развитии самобытной культуры наших народов. В ближайший год хотим также создать центры черкесской, славянской и карачаевской культуры, а еще до конца 2018 года — открыть при вузе первый в КЧР археологический музей. На территории республики много объектов культурного наследия, ежегодно проводятся раскопки. Теперь найденные артефакты можно будет передавать в этот музей, где будут созданы все условия для сохранения таких ценностей. У нас есть исторический факультет, Институт культуры и искусств, в будущем планируем готовить и археологов.
В плане развития культуры нашей республики мы, прежде всего, делаем упор на перспективы Института культуры и искусств (бывшего художественно-графического факультета), в рамках которого реализуются такие направления, как музыка, изобразительное искусство, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
— Как университет решает собственные кадровые проблемы с учетом всех этих изменений? Привлекаете ли к образовательному процессу специалистов из других городов?
— Если говорить об опережающем развитии, а мы ставим именно такую задачу, то, конечно, вуз нуждается и в финансовых, и в интеллектуальных вливаниях. Работаем в двух направлениях. Во-первых, отбираем для себя лучших из наших выпускников и содействуем их дальнейшему обучению. Во-вторых, "охотимся" за перспективными молодыми специалистами — выпускниками ведущих вузов страны. Понимаем, что важно не застояться, нужна "свежая кровь", новые практики, которые в соединении с нашими могут дать синергетический эффект. И третье направление — необходимо приглашать уже состоявшихся известных ученых, "светил", которые могли бы создавать у нас научные школы. Чтобы заполучить хороших специалистов, будем создавать комфортные условия труда. В течение двух лет планируем провести капитальный ремонт всех учебных корпусов и общежитий, обновить материально-техническую базу университета.
— Как развивается научно-исследовательская работа в университете? Какие интересные проекты сейчас реализуете?
— Научно-исследовательская работа в университете — это один из показателей важности мониторинга эффективности вузов. При этом учитываются два параметра — востребованность результатов научной работы в финансовом выражении, то есть на какую сумму купили сторонние организации результаты труда научных работников. Второй показатель — научные публикации в международных рейтинговых журналах, индекс цитирования. У нас создана и действует уникальная лаборатория геоэкологического мониторинга — подобной нет ни в одном другом вузе Северного Кавказа. Находится она в Теберде, и на ее базе проводятся исследования, связанные с одной из самых актуальных для современного человечества проблем — глобальным потеплением. Аспиранты и молодые ученые под руководством заведующего кафедрой экологии и природопользования КЧГУ профессора Вячеслава Онищенко исследуют ледники и представляют свои труды на различных научных форумах. Таяние ледников сейчас очень заметно, и важно спрогнозировать, как изменение климата отразится на регионе.
В этом году мы получили престижный грант "Люди будущего" всероссийского конкурса проектов, направленных на поддержку развития научно-технического творчества школьников. В рамках гранта реализовали образовательный и научный проект "Экохимия": самые талантливые дети Карачаево-Черкесии участвовали в исследовательских экскурсиях, проводили заборы почвы и воды из минеральных и термальных источников, проверяли чистоту воздуха и на основе полученных результатов разработали шесть проектов, призванных решить проблемы экологии региона.
— При оценке эффективности работы университета важным фактором является взаимодействие с зарубежными вузами. Вы уже более пяти лет сотрудничаете с Западно-Чешским университетом. C какими еще вузами налажены связи или планируется взаимодействие в ближайшее время?
— Западно-Чешский университет в городе Пльзень — один из наших зарубежных партнеров. Ежегодно проходят перекрестные стажировки студентов и преподавателей, в перспективе хотим проводить академический обмен и выдавать выпускникам двойные дипломы — такие переговоры уже ведутся. Для полноценного обмена у нас пока мало ребят, хорошо владеющих английским, поэтому собираемся организовать дополнительные курсы иностранных языков для лучших студентов и молодых преподавателей. Думаю, за два-три года ситуация значительно изменится.
Большой интерес к сотрудничеству с КЧГУ проявляют вузы Турции, Центральной Азии и Восточной Европы. Мы уже несколько лет работаем с Айдынским университетом в Стамбуле, сейчас обсуждаем возможное сотрудничество с Сельджукским университетом в Конье и Университетом Акдениз в Анталье (Средиземноморский университет) — это одни из самых крупных классических учебных заведений Турции.
Развиваем также сотрудничество между спортивной молодежью Карачаево-Черкесии и Европы. Например, в рамках совместного проекта по развитию горных видов спорта российские и немецкие молодые альпинисты создадут в 2019 году в Карачаевске профессиональные трассы для скалолазания. В черте города большое количество скал, и он отлично подходит для такого проекта. Предварительная договоренность уже имеется.
— Известно, что большим спросом КЧГУ пользуется у граждан Туркменистана. Расширяется ли география ваших образовательных услуг, молодежь из каких стран стремится учиться в КЧР?
— За последние два года число иностранцев, поступающих в КЧГУ, увеличилось вдвое. Расширяется и география. Сейчас у нас обучается более тысячи иностранных студентов из 13 стран, в их числе Польша, Чехия, Турция, Алжир, Иордания, Египет и страны СНГ. У студентов из арабских стран в целом наш университет сейчас пользуется большой популярностью.
Если раньше иностранцы, прежде всего, были ориентированы на бюджетные места, то с прошлого года мы ведем такую политику, чтобы стимулировать их обучение на коммерческой основе. И наши гости охотно идут на коммерческие отделения, а это материальная поддержка для университета и одновременно свидетельство его престижа и востребованности. Они также формируют образ нашего города как одного из самых комфортных, перспективных международных молодежных центров и образ республики как мультикультурного и привлекательного для иностранцев региона.
— Проводит ли университет мониторинг трудоустройства своих выпускников? Работает ли в вузе программа по содействию студентам в поиске работы?
— Конечно, мы отслеживаем, как трудоустроились наши выпускники, и сами помогаем им в поиске работы. При вузе с 2009 года работает Центр содействия в трудоустройстве, который консультирует студентов по широкому кругу вопросов. Взаимодействуем и с центрами занятости населения, и с работодателями, организуем стажировки, по итогам которых некоторые ребята могут найти работу еще в процессе обучения — многих ставят в резерв. Запросов от предприятий и организаций республики на подбор кадров с каждым годом все больше.
За последние два года показатель трудоустройства наших выпускников вырос на 12% и составил в 2017 году 63%. Мне кажется, это отличная динамика и хороший результат. Показательно и то, что 90% наших иностранных студентов трудоустраиваются по специальности у себя на родине в первый же год после выпуска.
Беседовала Халимат Эбзеева



