24 декабря 2018, 05:00
Интервью

Татьяна Навка. Да, он такой, цветочек аленький!

Татьяна Навка. Пресс-служба компании Navka.Show
Татьяна Навка

Продюсер и исполнительница главной роли в шоу "Аленький цветочек" о мюзикле, взаимоотношениях с коллегами и красных революционных шароварах Дмитрия Пескова — в интервью ТАСС

27 декабря на льду московского "Мегаспорта" состоится премьера нового шоу Татьяны Навки "Аленький цветочек" по одноименной сказке Сергея Аксакова. Представления будут идти до 8 января.

Продюсер и исполнительница главной роли рассказала Андрею Ванденко не только о мюзикле, но и о взаимоотношениях с коллегами, успехах дочери Нади в изучении китайского языка и красных революционных шароварах Дмитрия Пескова.

— Так вот ты какой, цветочек Аленький!

— Хотите, чтобы продолжила фразу? Объяснила, почему именно сказку Аксакова выбрала для мюзикла?

Наверное, тогда надо пояснить, как в принципе родилась идея. Год назад я дебютировала с премьерой ледового шоу "Руслан и Людмила". Мысли о собственном проекте стали появляться у меня давно, несколько лет назад. Друзья, родственники постоянно спрашивали, даже терроризировали: "Таня, ну, когда же? Пора, пора!"

— Кто особенно усердствовал? Муж?

— Дмитрий Сергеевич спокойно относится к тому, чем занимаюсь в профессии. Полагается на мой опыт, не давит, не настаивает. Может что-то посоветовать, если попрошу. А такого, чтобы потребовать: "Ты должна стать продюсером, организовать свою программу", — не было. Скорее, наоборот. С одной стороны, моя задумка с первым проектом ему понравилась, он был горд, что все получилось, с другой — с самого начала понимал, насколько сложно раскрутить такую историю, и волновался, как вынесу подобную нагрузку.

Настоящим локомотивом, движителем была мама. Она во всем меня поддерживает, верит в мои силы даже больше, чем я сама

Настоящим локомотивом, движителем была мама. Она во всем меня поддерживает, верит в мои силы даже больше, чем я сама. Мама с детства говорила, что я самая лучшая, красивая и талантливая. Мол, вот выйдешь сейчас на лед и порвешь соперников. И это всегда очень помогало, добавляло уверенности. Помню, когда забеременела первым ребенком и внутренне распрощалась с профессией, смирившись с мыслью об уходе из большого спорта, мама сразу сказала: "Все прекрасно, доченька, но за формой следи, особо не поправляйся. Тебе скоро возвращаться на лед, ты должна стать олимпийской чемпионкой". Я попыталась возразить, что будем растить победительницу из моей дочки и ее внучки, но мама с такой постановкой вопроса категорически не согласилась. И, как видите, добилась своего. Я вернулась в профессиональный спорт и вместе с Романом Костомаровым завоевала золото Олимпиады в Турине.

В ситуации с шоу мама тоже подталкивала к принятию решения. Я ведь долго каталась в проектах Ильи Авербуха, была приглашенной звездой в его программах. Эта глава моей жизни рано или поздно должна была закончиться. Можно еще сравнить с длинным коридором, в котором много-много дверей. Выйдя из одной, важно не ломиться в закрытую, а найти свою, ту, которая тебе и нужна.

По знаку [Зодиака] я Овен, человек настырный и уверенный. К тому же, обладаю хорошей интуицией, которая не раз помогала не ошибиться в выборе. С детства знала, чего хочу. Родители настаивали, чтобы занималась гимнастикой или легкой атлетикой, но я в пять лет заявила, что буду только фигуристкой, и просила не мешать становиться чемпионкой.

В жизни разные бывают обстоятельства. Когда Роман Костомаров по воле нашего тогдашнего тренера Натальи Линичук ушел к другой партнерше, я не стала распускать нюни, а тут же решила родить ребенка, с пользой использовать паузу. Дверь открылась, и я в нее вошла.

И потом было много ситуаций, когда диаметрально меняла жизнь.

— После ухода из спорта у вас был длительный "Ледниковый период", участие в шоу Первого канала.

— Об этом, собственно, и говорю. Попала в проект Ильи Авербуха, и это было замечательное время. Мы там все выросли — как артисты, личности, тренеры. Нам ведь приходилось кататься с любителями, учить стоять на коньках взрослых, состоявшихся в жизни людей. Задачка, хочу сказать вам, не самая простая. Зато сколько новых друзей мы приобрели!

— Кто был вашим лучшим партнером за эти десять лет?

— Каждый по-своему хорош. Один чертовски харизматичен, второй прекрасно держится на льду, у третьего потрясающее чувство юмора... Дебютировали мы с Маратом Башаровым, и тот сезон стоит особняком. Мы ничего еще не понимали и после Олимпийских игр относились к шоу как к капустнику. Мне было абсолютно безразлично, выиграю или уступлю. Проводила время в приятной компании, и это главное. Поначалу остальные ребята тоже так реагировали. А потом вдруг включился спортивный дух, все начали бороться за первое место. С коньками отлично управлялись Вадим Колганов, Андрей Бурковский и Вилле Хаапасало. Именно с точки зрения техники. Самым веселым моим партнером был Миша Галустян.

Во втором сезоне пришла Чулпан Хаматова и вместе с Романом Костомаровым задала очень высокую планку. Она в детстве занималась фигурным катанием, кроме того, безумно одарена. Уже не говорю об артистическом таланте. Чулпан вдохнула в проект новую жизнь.

Повторяю, это был прекрасный период. Параллельно я участвовала в ледовых шоу Ильи Авербуха, в том числе, в "Огнях большого города" и "Кармен", где танцевала ведущие партии…

— А потом поняли: хватит работать на дядю?

— В принципе, меня все устраивало, я получала приличный гонорар, но в то же время сознавала, что нельзя останавливаться, нужно двигаться дальше. В каких-то проектах Ильи мне не находилось места, я зависела от вкуса и желаний режиссера с продюсерами и постепенно начала уставать от этого. Понимала: надо создавать что-то свое, пока есть силы и желание, пока зритель идет смотреть на меня. Сколько еще лет смогу кататься? Мы же не драматические актеры или оперные певцы, которые до глубокой старости выходят на сцену, остаются в профессии. Наша карьера в этом смысле гораздо более скоротечна.

— Все относительно. Белоусова с Протопоповым катались лет до 75, если не ошибаюсь. Даже в соревнованиях ветеранов участвовали.

— Знаете, всему свое время. Надо уметь не только зарабатывать, но и ставить точку,  останавливаться. По крайней мере, для меня важно получать удовольствие от того, чем занимаюсь. Ничего не должно быть через силу, натужно. Иначе получится халтура, а я строгий самокритик и самоед, перфекционист. Не стану делать плохо…

Ничего не должно быть через силу, натужно. Иначе получится халтура...

Словом, долго думала, как жить дальше и с чего начать строить собственную сольную карьеру. А потом читала на ночь своей Надежде сказку "Руслан и Людмила" и вдруг поймала себя на мысли: "Так вот же оно! То, что мне нужно!"

— Сколько было дочке в тот момент?

— Годик или чуть больше. Надя рано познакомилась с поэзией Пушкина, Есенина, других великих соотечественников. И оперу мы слушаем. Китайский язык учим с носителем.

— Почему именно на нем остановились? На китайском?

— Языками лучше заниматься с младенчества. Английский или французский Надя всегда освоит, их мы, кстати, тоже потихоньку учим, но с китайским, согласитесь, сложнее. А язык интересный, развивает левое полушарие головного мозга, отвечающее за математический склад ума. Я вот вряд ли когда-нибудь осилю эту грамоту, а дочка спокойно щебечет. Даже мне порой специально отвечает по-китайски, зная, что не пойму. Шутит так, разыгрывает…

Но тему детского воспитания предлагаю обсудить отдельно, иначе мы никогда не дойдем до "Аленького цветочка".

Возвращаюсь к "Руслану и Людмиле". Помнила, что есть фильм, снятый в семидесятые годы прошлого века, есть прекрасная музыка Глинки, но мюзикл по первой поэме Пушкина, как ни странно, никто не ставил. Перечитывая ее заново, узнала много нового. Например, неожиданно для меня дядька Черномор, взводный тридцати прекрасных витязей, оказался героем другой сказки. А в "Руслане и Людмиле" это злой колдун.

Поэма разноплановая, населенная интересными персонажами. Ледовая хореография, словно на накатанную дорожку, легла на стихи Пушкина, к которым мы специально писали музыку. Конечно, немножечко поэксплуатировали Глинку с его прекрасной оперой. Скажем, использовали тему Черномора. Почему бы нет? Детям, которые приходили на шоу, приобщение к классике точно не стало помехой.

Я жутко волновалась. Это была первая такого рода история в моей жизни. Врагу не пожелаю пережить столько стрессов! Заставляла себя вникать не только в творческие, но и в технические моменты, связанные с использованием спецэффектов, световых проекций. Понимала, что должна контролировать процесс от и до: стоит малую толику пустить на самотек и — пиши пропало, точно выйдет хуже, чем могло бы быть. Не зря говорится: хочешь, чтобы получилось хорошо, сделай сама.

Долго готовили проект?

— Около года. Затеяв совершенно новое для себя дело, потеряла покой и сон. Никогда не переживала так. Даже на Олимпийских играх выходила на лед спокойно, зная, что и как делать. Продюсирование — иная история, в которой куда сложнее совладать с эмоциями. Перед премьерой похудела на пять килограммов. Мама, увидев меня накануне выступления, безуспешно пыталась скрыть слезы, реально расплакалась. "Мама, ты что?!" — "Доченька, до чего ты себя довела! Но не волнуйся, все будет хорошо!"

Целыми днями я пропадала на ледовых аренах. Случалось, возвращалась домой в пять или в шесть утра, трясясь, как заяц. "Тебе холодно?" — спрашивал муж. А меня колотило не от холода — от постоянного нервного напряжения, от зашкаливавших эмоций.

Катались, репетировали на самых разных площадках. Лед нам давали в "Мегаспорте", в ЦСКА, в подмосковном Одинцове – спасибо всем за поддержку. Премьера мюзикла состоялась ровно год назад — 23 декабря 2017 [года]. В этом году выйдем на лед чуть позже — 27 декабря. Пообещала родным, что теперь не стану так нервничать. Пока держусь.

Сколько вы уже дали спектаклей?

— В прошлом декабре и январе 24 раза подряд сыграли "Руслана и Людмилу". Если же посчитать гастрольные выступления, за год набралось около 70 представлений: кроме Москвы, еще в Сочи и Казани. В конце минувшей зимы вновь вышли на лед в столице. Как говорится, по многочисленным просьбам зрителей. И опять собирали огромные залы. В "Мегаспорте" семь тысяч мест, столько ни один театр не вместит. С "Аленьким цветочком" пока планируем 25 спектаклей.

Все, кого планировали задействовать в проекте, откликнулись на приглашение?

— К сожалению, со мной не катается Роман Костомаров, с которым я выиграла Олимпийские игры в 2006 году. С пониманием отношусь к его решению. Роме надо кормить семью, он выбрал налаженную историю с Авербухом. Три летних месяца команда Ильи живет и выступает в Сочи. Конечно, Роман мог бы откатать со мной на Новый год и вернуться, но испугался реакции Авербуха. Каждый кузнец своего счастья. Рома знает, что может прийти ко мне в любой момент, всегда его жду. Мы созданы друг для друга, так дано судьбой.

Илью тоже понимаю, наверное, было бы странно, если бы он сказал Роману: "Иди к Тане, пусть у нее все будет хорошо". Естественно, он заинтересован в сохранении своей команды. Как любой продюсер Илья знает: его сила и успех в именах, которые удалось привлечь в проект. Но контракты со спортсменами не предусматривают драконовских санкций: я ушла, когда истек мой договор, попросту не стала его продлевать. Тем не менее, люди боятся, что Илья не вернет их потом в свое шоу…

В "Руслане и Людмиле" я танцевала в паре с Петром Чернышовым. Он мой партнер не только на льду, но и в режиссуре. Безумно талантливый, артистичный Петя — настоящий друг и подарок судьбы.

Удивительно, но у Чернышова и Костомарова дни рождения в феврале: у Петра — шестого, у Романа — восьмого. Даты рядом, а характеры у двух Водолеев абсолютно разные. Хотя оба труженики и профи высочайшего класса.

Как Авербух отнесся к вашему начинанию?

— Ревниво. От Карабаса-Барабаса ушла его Мальвина. Шучу! По-человечески объяснила Илье: "Жизнь не стоит на месте. Я имею право на самовыражение".

Он смотрел шоу?

— Нет. Ни разу.

Звали?

— Конечно! Приходили Рома Костомаров, Леша Ягудин с Татьяной Тотьмяниной, Алексей Тихонов с Машей Петровой, словом, все ребята, кроме Ильи. Надеюсь, придет в этом году. Обещал…

Первый блин с "Русланом и Людмилой" не получился комом, все прошло хорошо, я стала думать, куда двигаться дальше. Пришла идея с "Аленьким цветочком". Сегодня дети знают различные интерпретации истории французской писательницы Лепренс де Бомон о красавице и чудовище. Мало кто в курсе, что у нас есть своя чудесная сказка, рассказанная писателем Сергеем Аксаковым. Ее сюжет — прекрасный повод раскрыть драматургию любви, поговорить о том, что внутренний мир человека гораздо важнее его внешности.

— Мюзикл — затратная история?

— Очень! Но суммы — продюсерская тайна. Понятно, что речь о десятках миллионов рублей.

— А деньги чьи?

— Мои и спонсорские.

— Мужа подключали к процессу?

— Боже упаси! В этом не было необходимости. Когда участвовала в шоу Ильи Авербуха, спонсоры тоже ведь давали деньги, в том числе, под меня. Все знают: если будут звезды, проект получится успешным.

С большинством артистов я сама договаривалась.

Филипп Киркоров, которому позвонила в прошлом году с предложением спеть для мюзикла, не дав договорить, сразу сказал: "Согласен". Попробовала остудить пыл: "Подожди, ты даже не слышал музыку, не видел текста песен!" Филипп был непреклонен: "Навка, то, за что ты берешься, не может быть провальным!" Было приятно услышать такое.

В "Аленьком цветочке" у нас споют Николай Басков, Александр Панайотов. И Филипп Киркоров опять подтвердил: "Я с тобой!" Ани Лорак сразу откликнулась, как и в прошлом году: "Когда надо, прилечу!" Уломали даже Григория Лепса, который никогда не участвовал в мюзиклах. Некоторые артисты сами звонят: "Можно, спою у вас?" Не из-за моего мужа, нет. Сложилось мнение, что наша команда делает качественный продукт.

Вот и сейчас настраиваемся на серьезную работу. Выступать будем все праздники, вплоть до 8 января. Только первое пропустим. Конечно, хотелось бы посидеть дома, с семьей, но артисты обязаны трудиться, когда другие отдыхают.

— Муж не ревнует?

— К работе или к партнерам по льду? Конечно, он собственник, но это и хорошо!

— В вашей жизни многое изменялось после замужества?

— Сложный вопрос. В целом, внутри осталась той же, что и была. Но в какой-то момент пришло понимание, что теперь я не спортсменка Татьяна Навка, а жена известного политика и уважаемого человека.

Значит, должна следить за всем, в том числе, за внешним видом.

— Кстати, о нем, о виде. Какое-то время назад интернет-сообщество возбудилось из-за фото Дмитрия Пескова в красных революционных шароварах и уггах. Тут же пошли комментарии, мол, Татьяна Навка не следит за дресс-кодом мужа. Писали даже, будто шаровары ваши.

— Его! Его! Штаны известной американской фирмы, не будем рекламировать. Красный цвет — любимый у Дмитрия Сергеевича. Благодаря мужу и в моем гардеробе появилось много вещей этого цвета. Раньше не могла предположить, что красное настолько мне к лицу.

— Так вы участвуете в создании имиджа мужа?

—  У него свое мнение об одежде. Но, по-моему, я смогла повлиять на стиль Дмитрия Сергеевича, сделав его более современным. Однако красные штаны, повторюсь, исключительно выбор мужа. Вся его жизнь проистекает в строгих костюмах и галстуках, поэтому он при малейшей возможности норовит переодеться в спортивную, максимально удобную, не стесняющую движений одежду. Даже когда идем в гости, старается быть в чем-нибудь попроще, подемократичнее.

— У вас теперь много новых обязательств?

— В любой ситуации стараюсь оставаться собой. И детей воспитываю, руководствуясь этим принципом. Подстраиваться под обстоятельства, соответствовать чьему-то мнению не по мне. Чем старше становлюсь, тем яснее понимаю, что не хочу укладываться в придуманные другими рамки, играть по непонятным правилам. Я с раннего детства трудилась, всего добилась сама, никогда не врала, никому не завидовала. Я настоящая, несделанная. Зачем мне сейчас меняться? Ради чего? Для кого?

У меня своя дорога, верю в собственное счастье. Буду к нему стремиться. Знаю за собой слабости, стараюсь с ними справиться, стать сильнее. К соперникам всегда относилась с уважением и никогда — с ненавистью. Это идет из семьи, от родительского воспитания.

— Зависть чувствуете?

— Стараюсь не обращать на нее внимания. И искренне сочувствую тем, кто разрушает себя негативом. Мне жаль таких людей.

Честно скажу, было неприятно, когда стали поливать грязью нашу с Дмитрием Сергеевичем свадьбу. Столько гадостей понаписали, что нельзя было не заметить. Якобы мы и улицы в Сочи перекрывали, и отель целиком выкупили для гостей.

Очень важно, когда два самодостаточных человека живут рядом, не ущемляя друг друга и не требуя от партнера ничего, кроме любви

Поскольку впервые столкнулась с таким валом лжи и злобы, то испытала шок. Не понимала: за что? Вроде бы свадьба, светлый и чистый праздник, от которого все должны получить колоссальное удовольствие. Зачем же его портить столь похабным образом? Дмитрий Сергеевич — более закаленный в этом смысле товарищ, постарался меня успокоить, а потом и я стала спокойнее на все реагировать. Вырос защитный панцирь. Поняла, что надо жить своей жизнью, заниматься работой, мужем, детьми.

Мне нравится фраза, которую повторяет Татьяна Анатольевна Тарасова: "Танки грязи не боятся". Вот и я постаралась стать таким "танком". Обидно одно: эти сплетни, досужие разговоры отнимают время и силы. Но мы-то с Дмитрием Сергеевичем знаем, что живем честно, гадостей и подлостей не совершаем, много работаем. В последние недели почти не видим друг друга из-за нагрузки. У мужа командировки, потом шла подготовка к большой пресс-конференции президента страны, у меня — последние деньки перед премьерой. Иногда встречаемся за завтраком и задаем друг другу вопрос: "Зачем нам это нужно? Почему не можем жить, как нормальные люди?"

— И что отвечаете?

— Очень важно, когда два самодостаточных человека живут рядом, не ущемляя друг друга и не требуя от партнера ничего, кроме любви. На мой взгляд, это залог счастливой семейной жизни.

— О работе дома говорите?

— Я о своей могу, а о его практически нет. Стараюсь не задавать лишних вопросов. Тот случай, когда меньше знаешь, крепче спишь. Да и Дмитрию Сергеевичу хочется отдохнуть от забот. Он и так не расстается с мобильным телефоном, даже днем в воскресенье не отключает его ни на час. Уж сколько раз уговаривала… Ответ один: "Не могу, нельзя". Муж — очень ответственный человек. Во всем. В работе, отношении к детям, жене, родным, друзьям, коллегам.

В этом мы похожи. Но у меня круг забот, конечно, гораздо более скромный. Бывают периоды, когда нагрузка спадает. Буквально сегодня выкроила полдня и посидела с Надюшей. Замечательно провели время.

— Просители вас не донимают, Татьяна?

— Вот этого стало слишком много. "Передайте, пожалуйста, Дмитрию Сергеевичу"… Или сразу Владимиру Владимировичу. Сначала пыталась отшучиваться, говорила, что очень часто вижу президента страны. Практически ежедневно. И почти всегда — по телевизору.

Потом поняла: юмор не спасает. Стала сразу отказывать, чтобы не вселять надежд.

Труднее со знакомыми. Обижаются, когда говорю, что не смогу помочь. А я, действительно, не могу! Как вы себе это представляете? Прихожу домой и начинаю атаковать мужа просьбами посторонних людей? Что он мне ответит на это?

— Просьбы ведь тоже разными бывают.

— Да, случается, человеку нужна реальная помощь и поддержка в безвыходной ситуации. Пару раз я включалась и добивалась результата. Но это, скорее, исключение. Всех, к сожалению, не обогреешь, это выше моих физических и моральных сил. Хотя, признаюсь, отказывать человеку очень трудно.

Мы с мужем часто помогаем больным детям, старикам, но никогда этого не афишируем. Может, со временем плотнее займусь благотворительностью, создам собственный фонд или войду в существующий, пока же сконцентрирована на фигурном катании.

— Задаете себе вопрос: сколько еще впереди?

— Знаете, после Олимпиады думала, что покатаюсь еще от силы лет пять, и все. В 2011 [году] решила: вот отпразднуем через год сорокапятилетие Дмитрия Сергеевича, устрою для него мини-шоу на льду, поздравлю любимого человека и после этого с чистой совестью повешу коньки на гвоздь. Действительно, позвала друзей, арендовала небольшой каток, мы организовали показательное выступление для близких и друзей.

Потом появилась новая цель: сделать для мужа еще более масштабное шоу на его полувековой юбилей. В 2017 [году] Дмитрий Сергеевич отпраздновал пятидесятилетие, а я готовилась к премьере мюзикла "Руслан и Людмила". От себя мы с детьми и друзьями сняли для мужа видеофильм. Получилось трогательно и смешно.

Казалось бы, все намеченные даты пройдены, можно остановиться. Вместо этого очередная премьера на подходе. Уже поняла, что лучше не загадывать. Сегодня сконцентрирована на "Аленьком цветочке", до 8 января моя жизнь расписана, а дальше... Как будет, так и будет. Скучать точно не придется.