30 декабря 2018, 12:00
Интервью

Советник мэра Москвы Ресин: Реновация даст 1 млн рабочих мест строителям столицы

Владимир Ресин. Анна Исакова/ пресс-служба Госдумы РФ/ ТАСС
Владимир Ресин
Депутат Госдумы о том, как решаются проблемы дольщиков и что такое храмовое строительство в условиях плотно застроенного мегаполиса — в интервью ТАСС

Советника мэра Москвы, депутата Госдумы, председателя Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству Владимира Ресина называют "патриархом" строительства Москвы. В свою бытность в должности первого заместителя мэра Москвы в течение 23 лет до конца 2011 года и в позиции врио мэра Москвы с 28 сентября по 21 октября 2010 года он взял на себя весь массив вопросов по восстановлению облика Москвы после "разрушительных" 90-х годов.

Сейчас Ресин плотно занимается вопросами “дольщиков”, прежде всего Москвы, где концентрация как недвижимости, так и проблем с долгостроями тоже одна из самых высоких в России. Еще одно направление и еще одна должность — советника патриарха Кирилла по строительству — связаны с кураторством сферы храмового строительства в Москве, самого масштабного за новейшую историю России благотворительного проекта по их строительству и восстановлению.

ТАСС побеседовал с Ресиным о его видении программы реновации и насколько было обоснованным решение не допускать к генподряду на возведение домов для переселения частные компании, о том, как решаются проблемы дольщиков и что такое храмовое строительство в условиях плотно застроенного мегаполиса.

Вопросы дольщиков

Весь этот год прошел под знаком кардинальной реформы долевого строительства. Появились "эскроу-счета", пока на добровольной основе, но которые станут обязательными с 1 июля будущего года. Будет введено проектное финансирование. Убрана "дырка" в новом законодательстве — под конец года президент подписал закон, который обяжет аккумулировать средства на спецсчета в банках в том числе тех, кто получил разрешения до 1 июля 2018 года, когда "эскроу-принцип" заработал. Как это скажется на решении проблем дольщиков? Какие задачи вы теперь видите для работы возглавляемого вами Экспертного совета в Госдуме?

— Вот весной еще у меня был застройщик (он в свое время участвовал в строительстве храмового комплекса при Академии ФСБ). Этот застройщик строит и в России, и за рубежом так, что у него нет ни одного обманутого дольщика. В России он строил дома по прежнему 214-ФЗ о долевом строительстве, который, как известно, не остановил рост обманутых дольщиков, а в Берлине — по европейской схеме. И мне говорит: "Мы здесь работаем по понятиям: все при деле, а рискует один — тот, кто дал деньги". А в Германии схема простая. Девелопер приобретает участок за свои деньги (можно взять кредит под 2%, если у него своих нет), за свои же деньги делает весь проект, примерно получается 30% стоимости всего проекта, и с этим заделом он входит в банк. Дальше банк открывает финансирование на объект, получает деньги и заключает договоры с будущими покупателями, они ему вносят деньги, банк с ним заключает договор, застройщик строит. Фундамент сделал, приняли у него этот фундамент — получай денежки. Не уложился в срок — заплати штраф. После сдачи, если у покупателей нет претензий, банк с ним полностью рассчитывается. Уложился в эти деньги — молодец, не уложился — твои проблемы.

Да, мы сейчас к этому начали двигаться за счет реформы законодательства о дольщиках. Устранили очевидные пробелы. Почему так долго шли? Да не от хорошей жизни, вы поймите. Рынок недвижимости формировался "с нуля", самих квартир не хватало катастрофически, особенно соответствующих современным требованиям. И при этом в 90-е годы просто не было денег ни у девелоперов, ни у покупателей.

Это очень тяжелый вопрос и его породила тяжелая жизнь. Если все было бы хорошо, на кой черт мы становились бы дольщиками. Тот момент, когда появились эти дольщики, я вам скажу, что было. Тогда Гайдар [Егор Гайдар - один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России] полностью отменил бюджетное финансирование жилья и все домостроительные комбинаты, и все эти 500 тыс. строителей в один день, 1 января 1992 года, они остались без финансирования. Строители умели строить, торговать они не умели.

"Долевое строительство" — это была паллиативная мера.

Но при этом людям не объяснили, что "дольщик" — это фактически инвестор со всеми финансовыми рисками. В этом еще была проблема. И низкий уровень финансовой грамотности, и невозможность найти альтернативу для покупки недорогого жилья — все эти факторы привели к печальному результату.

Новые поправки к 214-ФЗ тоже все проблемы полностью не снимут, но поводов для уловок уже будет меньше. Ведь теперь — жесткий контроль счетов девелоперов со стороны банков. Конечно, тут вопрос, а кто будет контролировать сами банки? Мы на уровне нашего экспертного совета постараемся решать точечно вопросы, которые еще будут тянуться шлейфом от периода "беспредела" в долевом строительстве. Ну, и если будут возникать новые в отношении правоприменения нового закона.

СПРАВОЧНО: Реформа долевого строительства началась 1 июля 2018 года, когда был принят соответствующий закон. Он запретил отрасли собирать деньги дольщиков "котлованным" методом и обязал застройщиков размещать их на специальных банковских счетах по принципу "один счет — один дом". Также с 1 сентября 2018 года банки стали контролировать, как застройщики расходуют средства граждан с этих счетов.

Кроме того, с 1 июля 2019 года все российские застройщики, привлекающие средства граждан, обязаны перейти на схему долевого строительства жилья с применением эскроу-счетов — такая добровольная возможность появилась с 1 июля 2018 года. По этой схеме дольщики передают средства не девелоперу, а банку, который замораживает деньги до тех пор, пока застройщик не выполнит обязательства по сдаче объекта. Финансировать проекты застройщики будут с помощью банковских кредитов.

Реновация в Москве

— В ходе реновации запланированы большие объемы строительства, можно ли эту программу увязать с достройкой домов для обманутых дольщиков?

— Это разные вещи, и если мы говорим о реновации, там свои тысячи вопросов. Программа настолько трудная, что не надо ее расширять и ничего больше в нее пытаться вложить. Так же, как и сложна проблема дольщиков. Я врагам своим не пожелаю попасть в эту ситуацию, когда отдал свои деньги и сам ютись годами непонятного где, а старики не все доживают.

Поэтому новая программа реновации хороша в отличии от долевого строительства еще и тем, что москвичи, которые в ней участвуют или скоро примут участие, гарантировано получают взамен своих квартир в старом жилфонде новое комфортное жилье по стандартам текущего времени. Это и увеличение квадратных метров с учетом новых стандартов проживания, и необходимая комфортность городской среды, и отделка квартир по типологии современных норм квартир комфорт-класса.

— Как вы считаете, чем было мотивировано решение властей Москвы отказаться от частно-государственного партнерства в программе реновации? Почему девелопером выступил сам город, что, конечно, не исключило привлечение крупных застройщиков как субподрядчиков?

— Да простая логика. Если у меня есть деньги, зачем мне отдавать их кому-то, чтобы он то же самое сделал, что я сам сделать могу? При этом тот, кому я отдам деньги, может сдуться в любой момент, а я-то не сдуюсь. За мэрией стоит бюджет в два с лишним триллиона рублей, а за компаниями, до недавнего времени, в большинстве случаев 10 тыс. уставного капитала. И опыт долевого строительства показал, что сдуться может любая крупная частная компания, даже самая крупная, что ужасно. Зачем городу такой риск, учитывая большую социальную значимость программы реновации? Правильно, незачем. У Москвы сейчас есть собственные "гиганты" стройки, такие как "Мосинжпроект", например, построившие сеть станций метро и "Лужники".

Я думаю, что по крайней мере пять лет реновация точно будет идти без партнерства с частным бизнесом, если мы говорим о генподряде. Мы абы кого к реновации не допустим.
Проверенных организаций хватает. Они уже пришли на конкурсы на подряд, включая "ПИК". Есть в списке потенциальных участников и средние, мелкие компании, но надежные.

— Что вы думаете о новой волне реновации, имея опыт работы с первой волной, значительную часть которой курировали вы?

— Сейчас городские власти прорабатывают проекты планировок, детальнейшим образом вместе с архитекторами подходят к логике изменения районов, комплексно, не ради того, чтобы дом поставить. Это будет уже не просто спальный район, как у это было у Хрущева [Никита Хрущев — первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы, с его именем связывают программу строительства пятиэтажных домов] и было в "первую волну" реновации [1999-2018 годы]. Мы же строили и без отделки, и в этой вечной стройке по пять лет люди жили. А сейчас самый жесткий приемщик — житель будущий этой квартиры. Он не примет что попало.

Конечно, тему оппоненты новой волны реновации несколько политизировали, раздули. Но сейчас постепенно все становится на свое место. Сейчас языком болтать — уже ничего не сделаешь, сейчас дело делать надо. Не надо на словах доказывать правоту, люди когда переезжают в новые дома, тогда и понимают, где реальность, а где миф. При реновации к тому же есть целый ряд других льгот серьезных — возможность докупить площади со скидкой, помощь при переезде, которых нет в других программах переселения.

Главное, чтобы и первые дома, и последующие должны быть высококачественные, должны вызывать у людей восхищение. И так уже происходит. Недовольных единицы. Но недовольные будут всегда. И сегодня уже такие же единицы остались среди противников реновации. По одному из первых домов, в который был переезд, мы [власти Москвы] были сами виноваты, дали повод (речь о переселении на Карамышевской набережной, которое не попадало в реновацию, переселение шло в рамках строительства метро в дома не по стандартам реновации — прим. ТАСС). Дом был переведен из других программ и не доделан как надо. Все-таки в таких делах надо ликвидировать недоделки, а потом давать смотровые. 

Если у граждан есть вопросы, для этого работает Фонд реновации, Мосгосстройнадзор, я сам всегда готов обсудить проблемы, если они есть. Пожалуйста, сообщайте на мой адрес priemnaya@v-resin.ru.

Я один из соавторов этого закона о реновации, созданного с учетом мнения москвичей, для запуска ее новой волны, новой программы, тем более слежу за этим. Не хочется о себе оставлять память негативную. Мы же закон в Госдуме приняли и следим, как он выполняется.

То, что квартиры сдаются комфорт-класса, это повышает нагрузку на стройкомплекс. Может ли возникнуть дефицит материалов или специалистов?

 Материалов — нет. В этом смысле мы давно импортозамещены, и производственных мощностей для этих целей в стране хватает. Сегодня главный дефицит — отделочники. Надо наращивать число колледжей, привлекать молодежь, учить маляров, штукатуров. В первые годы реновации объемы пока небольшие, но в целом на всю программу, чтобы ее выполнить, нужно около 1 млн человек (сейчас в стройкомплексе Москвы работает более 400 тыс. человек, по данным портала мэра - прим. ТАСС). Это и возведение современных домов, и отделка комфорт-класса, и дороги около нового жилья. То есть и сама реновация, и сопутствующая инфраструктура.

Например, в советское время в стройкомплексе Москвы было 500 тыс. человек. Затем, когда я возглавил стройкомплекс, их стало миллион. Во время кризиса снова число сократилось. А сейчас у Москвы есть все возможности в любое время увеличить мобилизацию строителей до того уровня, который диктуют поставленные городом задачи.

Раздельный сбор мусора

— Если говорить о том, что реновация станет мощным стимулом для переосмысления всей городской среды, не стоит ли начать в новые кварталы внедрять новых подходы к сбору мусора?

— Все идет к раздельному сбору мусора, и я думаю, что придет время, и мусоропроводов в домах не будет, хотя его для какой-то одной категории отходов можно использовать, но пока это еще на грани концепции. Сейчас дома проектируют с мусоропроводами.

Стоит понимать, что пока надо подготовить инфраструктуру для раздельного сбора, подготовить людей. Ведь даже четыре мусоросжигающих завода в Московской области, на которые поедет и московский мусор, будут запущены к 2022 году. Половина их загрузки — московский мусор. Это много, это очень много. Но я вместе с коллегами стал одним из соавторов поправки, отложившей вступление в силу закона "Об отходах производства и потребления" для Москвы, который предполагает переход регионов России с 2019 года на новую систему обращения с отходами и создание условий на раздельный сбор мусора. Поправка позволила до 2022 года отложить новые требования для трех городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Мы не имеем права заставлять москвичей платить намного больше за практически те же услуги: алгоритм раздельного сбора и переработки пока не отработан.

Нужно еще несколько лет на его отладку. Нужен переходный период, потому что сама технология это требует. Нужно запустить заводы в Мособласти. Работа разъяснительная будет идти. Все методы, которые требуются, когда идут общественные слушания, также должны применяться здесь. Убеждать надо людей. Со своим народом воевать — никогда не победишь. Это без толку.

СПРАВОЧНО:  В 2019 году Россия должна перейти на новую систему обращения с отходами. Каждый регион должен самостоятельно утвердить нормативы накопления мусора, определить объекты обращения с отходами и отобрать региональных операторов, которые будут вывозить отходы из мусорных баков на переработку, сжигание или захоронение. Некоторые регионы приурочили к старту "мусорной реформы" переход на раздельный сбор мусора. По данным Минприроды РФ, 16 субъектов РФ уже приступили к этой работе, 11 "на старте". Отсрочку получили только города федерального значения: согласно поправкам к 29 статье 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подписанным президентом РФ 25 декабря 2018 года, Москва, Севастополь и Санкт-Петербург могут не переходить на новую систему до 1 января 2022 года.

Так, с 1 января 2019 года Московская область повсеместно переходит раздельный сбор отходов. Систему будут обслуживать 12 комплексов по переработке и четыре завода по термическому обезвреживанию отходов (мусоросжигательные заводы). Из них три уже работают, еще девять будут открыты в течение 2019 года. С учетом запуска четырех МСЗ, полностью новая инфраструктура будет готова в 2022 году.

Поводом для создания нового экологического стандарта в Подмосковье стал острый дефицит места для захоронения мусора. Объем поступавшего на полигоны региона мусора из Московской области и Москвы вдвое превышал официальные возможности свалок. Причем, около 60% этих отходов в 2018 году были сгенерированы столицей.

Строительство храмов

— Обращались ли к вам представители других религиозных конфессий, кроме Православной церкви, с просьбой предусмотреть строительство храмов? В новых кварталах реновации просили жители предусмотреть место для размещения храмов различных конфессий?

 В кварталах реновации пока нет. Но мы включаем в генплан новопроектируемого жилого района места под церковь заранее.

Вообще ко мне ранее, как к первому заму мэра Москвы (до 2011 года — прим. ТАСС), обращались представители разных конфессий. А как к советнику патриарха Кирилла — нет. По статистике, в Москве 80% населения считают себя православными и, конечно, их интересы надо учесть. Если строится 100 религиозных учреждений, 80 из них должны быть православными, а 20 — приходиться на другие конфессии.

С конца января 2012 года я стал советником патриарха Кирилла по строительству и куратором частной программы по возведению в Москве "200 новых храмов". За эти восемь лет в Москве возведено 85 храмовых комплексов, есть среди них и реконструированные, есть воссозданные заново. В итоге рубеж в 200 храмов мы уже преодолели. С 2010 года по 2018 год мы осуществили работу по 233 утвержденным адресам.

На 2019 год перейдут на различных этапах строительства 29 храмов: в рамках самой программы 25 храмов, из них один в ТиНАО и четыре храма сверх программы.
Город не вкладывает в реализацию этой программы бюджетные средства, но есть помощь и патронаж столичного правительства. Придание народной инициативе статуса официальной городской программы открывает множество возможностей для ее реализации.

В этом году мы окончательно убедились, что оптимально строить храмы вместимостью не менее 500 человек. Мое личное мнение — даже на 1000 человек. А проекты меньшей вместимости могут быть использованы при возведении храмов в регионах нашей страны. Эти проекты уже проверены на практике, были доработаны с учетом замечаний, и мы их передали в дар РПЦ.

Сверх утвержденного плана графика, по инициативе настоятелей приходов, ведется работа по проектированию еще 21 храмового комплекса.

Парламентский центр

Как будет использоваться земля, которая была выделена под новый Парламентский центр в Мневниках, учитывая, что пока в управделами президента отказались от идеи переезда Госдумы с Охотного ряда из центра Москвы?

 Во-первых, сейчас важнее не переездом заниматься, а решить те задачи, которые поставил перед нами президент страны. Например, куда более важно избавиться окончательно от такого понятия, как обманутые дольщики, решить проблему с ветхим жильем, отладить работу строительной отрасли и смежных с ней отраслей, выстроить крепкую финансовую систему так, чтобы можно было выйти на рост объемов жилья до запланированных 120 млн кв. м в год.

Сюда требуются и финансы, здесь важны и сильные инвесторы. Ведь они прекрасно понимают всю важность и масштаб поставленных перед всеми нами задач.

Во-вторых, здание Госдумы ожидает капитальный ремонт, это менее затратный вариант, который в какой-то мере снимет остроту проблемы для парламентариев.

Что касается строительства нового Парламентского центра, я не сомневаюсь, к вопросу вернутся позже, в более подходящий для этого момент, момент полной востребованности и финансовой готовности. Все, что можно было сделать без финансовых вложений, организационно, уже подготовлено. Уже прошли общественные слушания, земля в Генплане города Москвы под парламентский центр отведена. Эта земля передана Москвой в Управление делами президента России под Парламентский центр. Утвержден проект всей территории и там помимо Парламентского центра будет и спорт, и медицина, и гостиницы, и жилье и так далее, туда ведется метро, строятся дороги, делается инженерная инфраструктура, то есть работа идет.

Напомню, строительство Парламентского центра всегда предполагалось на внебюджетной основе. Для этого прежде всего должны совпасть интересы заказчиков и инвесторов возможного строительства.

Беседовали Надежда Геращенко и Елена Мишина