Один из лидеров сборной России Семен Павличенко, установивший в немецком Винтерберге рекорд для отечественных саночников по числу завоеванных наград на одном мировом первенстве, в интервью ТАСС рассказал, как ему удалось добиться такого результата.
— Что ты почувствовал, когда понял, что станешь двукратным чемпионом мира?
— Когда стало понятно, что немцы нас не обгонят, я сказал своим товарищам по золотой команде: "Эх, ребята! Теперь я больше не буду считаться единственным чемпионом мира по санному спорту из России". Они посмеялись, и я тоже посмеялся. Очень радостно, на самом деле, было в этот момент.
Очень здорово, что мы победили именно в этом составе. Владислав Южаков на старости лет наконец-то стал первым, Юра Прохоров — вообще большой молодец, очень рад за него. Тане Ивановой, пропустившей не по своей воле последнюю Олимпиаду, тоже очень нужна была эта победа. Вообще, мы этим успехом немного реабилитировались за Пхёнчхан.
Я надеюсь, что все наши ребята, выступающие в двойках и не показывавшие высоких результатов, после этой победы воспрянут духом и начнут дальше работать. В того же Южакова, которому накануне чемпионата мира исполнилось 33 года, многие очень давно уже не верили. А он доказал, что, несмотря ни на что, способен приносить стране медали. Ведь неважно, сколько тебе лет, нужно продолжать бороться и доказывать всем и самому себе в первую очередь, что ты способен на многое.
Если же говорить про себя, то я очень много думал перед этим стартом и продолжал верить в себя. Был настроен на то, чтобы стать чемпионом мира 2019 года, и готовил себя к этому. Но, видимо, не так себя немного настраивал. Ехал сюда, чтобы стать чемпионом мира в личных гонках, а возвращаюсь с золотом в командной гонке.
— В спринте и классической гонке у тебя были хорошие шансы на победу?
— В обеих гонках я боролся до конца, но меня каждый раз чуть-чуть не хватало, чтоб дотянуться до золота. Что мешало? Сейчас расскажу подробнее.
В первом заезде у меня была такая проблема: когда я выходил со второго виража, то в первый раз в жизни у меня помутилось зрение, и дальше по трассе я ехал практически вслепую. А когда добрался до финиша, то сразу пошел к врачу нашей команды. Тот объяснил мое временное ухудшение зрения тем, что я вышел из очень теплой и душной раздевалки на холод, быстро пошел по высокой лестнице в зону старта и без всякой паузы, не отдышавшись, сразу сел в сани. И, видимо, случилась какая-то гипоксия.
Перед вторым заездом, чтобы такого больше не повторилось, я очень долго гулял. И ошибся только в конце трассы, когда неправильно вошел в вираж и меня немного понесло юзом. Очень хотелось отыграть отставание после первого заезда, но не получилось.
— А что скажешь про свой заезд в командной гонке?
— Была допущена самая минимальная ошибка в начале трассы. Вход в первый вираж у меня немного не получился. А потом старался себя контролировать и говорил себе, что надо ехать хорошо. Обычно я всегда еду "на автомате", но тут другое дело. Ведь когда ты выступаешь за команду, то испытываешь гораздо большую ответственность. Поэтому контролировал себя.
— Чей вклад в победу был больше?
— Здесь нельзя никого выделить. Я очень большой отрыв сделал, ребята в двойке тоже здорово проехали, Таня — большая молодчина. Стоит только взглянуть на итоговый протокол, и станет понятно, что мы сообща и по отдельности отлично поработали. Наша победа получилась очень убедительной, с большим преимуществом в полсекунды, а мы словили настоящий кураж.
— На чемпионате мира 2015 года ты выиграл золото и серебро. На двух последующих мировых первенствах и Играх-2018 оставался без медалей. Как ты прожил эти непростые годы, откуда черпал поддержку, очень нужную каждому спортсмену?
— У меня прекрасная семья, у меня крутой тренер. Теща мне помогает, родная сестра является для меня, можно сказать, личным психологом. У меня есть друзья, которые в меня всегда верят. Есть люди, которые кричат, что я должен разорвать всех, а мой друг просто позвонил мне и попросил, чтобы я спокойно доказал свое право стать чемпионом мира.
— Еще после спринта твои глаза горели жаждой успеха. Как ты смог так себя настроить на этот турнир?
— Пользуясь случаем, я хочу призвать всех поклонников санного спорта, чтобы они никогда не прекращали верить в себя и всегда настраивались на успех. И не сомневаться никогда, просто выходить и прикладывать все силы для победы. И тогда ты в один прекрасный момент обязательно достигнешь желаемого. Но не всегда нужно идти напролом, часто есть смысл искать другие варианты, как достичь победы.
— Олимпийские игры, которые тебе пришлось покинуть из-за конфликта раньше времени, как-то тебя изменили?
— В принципе, я остался таким же. Продолжаю руководствоваться принципом — меньше громких слов, больше тихих дел. Я так же упорно работаю на тренировках.
— А сейчас атмосфера в команде какая?
— Нормальная атмосфера. Просто работаешь, и все. Надеваешь наушники и идешь тренироваться. Я занят своим делом и не вслушиваюсь в разговоры, которые, наверно, могут быть.
— Отношения с другим лидером сборной России, Романом Репиловым, у тебя остаются товарищескими?
— Конечно. Рома здесь меня тепло поздравил. Он настоящий боец. К сожалению, на тренировках он сломал сани и вынужден был выступать на других. А за один день их очень сложно прикатать. И скорей всего, все это негативно отразилось на результатах выступления Романа на этом чемпионате мира. Репилов обладает колоссальной силой воли, и на новых санях он показал в субботу два хороших заезда. И уже на ближайшем этапе Кубка мира он себя обязательно покажет.
— Твой главный оппонент на Играх-2018 Альберт Демченко поздравил с успехом?
— Да, поздравил.
— Мы уже 15 минут общаемся, сидя на диване в лобби отеля, и тебя поздравили с победой не менее семи коллег из-за рубежа…
— У нас такой вид спорта, где все друг друга поддерживают, взаимоотношения очень дружеские. И совсем неважно, за какую страну ты выступаешь. У нас, мне кажется, самый дружный вид спорта.
— А домашние и друзья тебя поздравили по телефону?
— Конечно, поздравили. Мне позвонил один мой знакомый, который варит пиво. После нашей победы он хочет выпускать пиво с нашей победной фотографией на этикетке.
— Тебе принципиально — будет пиво алкогольное или нет?
— Мне вообще без разницы. Я сам пиво не пью.
— Какие ставил планы перед началом сезона?
— Я очень люблю свой вид спорта, когда спускаюсь по трассе, испытываю колоссальное наслаждение. Поэтому я очень хотел в этом сезоне кататься в двойках, но не смог найти напарника. И в начале осени я сказал своему тренеру, что ставлю перед собой задачу выиграть в этом сезоне три главные медали — либо награды ЧМ, либо ЧЕ, либо одна из наград в общем зачете Кубка мира. Если мне этого не удастся достичь, то уйду в конце сезона из спорта.
Потом, правда, снизил себе планку до двух наград, но все равно задача была непростой. Тренер, узнав про мои планы, немного ошалел, а потом сказал мне: "Ну ладно, поработаем, но ты должен сделать все, чтобы добиться желаемого". А сейчас только первый главный старт позади, а у меня уже три медали.
— Какие следующие задачи теперь будешь решать?
— Мне нужно успешно выступить на чемпионате Европы в Оберхофе и попасть в тройку лучших по итогам Кубка мира. Похоже, все теперь идет к тому, что я буду кататься и после этого сезона.
— Следующий чемпионат мира пройдет в 2020 году в Сочи. Ты уже думаешь об этом турнире?
— Конечно, держу в голове. В конце этого сезона там пройдет чемпионат России, я хочу приехать туда пораньше и протестировать новые сани. У меня уже есть новый инвентарь, который очень важно попробовать именно на домашней трассе. Возможно, и на чемпионате России я буду выступать на новых санях.
— Этот международный сезон завершится в Сочи…
— Буду там биться только за победу, не ставлю перед собой никаких других задач.
— Главной новостной спортивной темой января для России стала работа экспертов Всемирного антидопингового агентства (WADA) в московской лаборатории. От успешности их работы зависело во многом будущее российского спорта. Ты следишь за спортивной политикой?
— Я только от вас узнал про все это. Стараюсь абстрагироваться от всего. Я вообще другой человек, мне нравится, например, смотреть в интернете, как мужики в грязи лазают ("Гонку Героев" — прим. ТАСС). А от всего остального я дистанцируюсь. Даже о том, что в Пхёнчхан поеду нейтральным атлетом, я узнал не сразу.
Беседовал Альберт Стародубцев