Национальный проект "Жилье и городская среда" будет реализовываться до конца 2024 года во всех регионах России. Однако именно на территориях Арктики этот процесс будет наиболее специфическим из-за особенностей климата регионов. О том, как в условиях вечной мерзлоты строить новое жилье, сносить старое и благоустраивать общественные пространства в интервью ТАСС на Международном арктическом форуме рассказал министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев.
— Арктика имеет стратегическое значение для России. В то же время это территория экстремальных климатических условий и одновременно — уникальная экосистема. Какие вызовы, на ваш взгляд, стоят перед строительной отраслью в связи с запуском нацпроекта "Жилье и городская среда"?
— Строительство в арктических регионах всегда сложное, и при этом мы не можем рассматривать возведение жилья отдельно от коммунальной, транспортной инфраструктуры и благоустройства. Лето в Арктике короткое, поэтому все это нужно строить в сжатые сроки, соблюдая все технологии, чтобы не переделывать в следующем году. Кроме того, в городах и поселках Арктики много аварийного жилья: дома, которые строили при освоении Севера, воспринимали как временные, никто не собирался жить там долгие годы. Однако на деле произошло иначе, и теперь эти дома представляют собой аварийный фонд, который надо сносить. Людей же надо либо оставлять в регионе, либо переселять в другие субъекты с более мягким климатом. При этом арктические регионы уже довольно успешно решали проблему расселения аварийного жилья: по реализации соответствующей программы "двоечников" в Арктике у нас нет. Так что администрировать нацпроект в этих условиях, конечно, сложно, но я надеюсь, что власти субъектов с этим справятся.
— Вы сказали, что необходимо дать возможность людям из Арктической зоны, из аварийных домов, переселяться в другие регионы. Как этот план будет воплощаться в жизнь?
— Это уже сложившаяся практика. Регионы, которые находятся в арктической зоне, такие программы либо уже реализовывали, либо и сейчас реализуют — где-то за счет региональных средств, где-то за счет бизнеса. Это хороший вариант для жителей, у которых, к примеру, нет постоянной работы в регионе, и которые готовы переехать в более комфортные климатические условия. К тому же это и экономически выгодно: строить в других регионах дешевле, чем в Арктике. Но тут есть важный момент — поскольку арктические регионы будут строить жилье для переселенцев в других субъектах, необходимо сделать так, чтобы их работа и построенные в результате нее квадратные метры шли в зачет именно той территории, которая за свой счет расселяет жилье, а не той, на которой строятся дома для переселенцев. Сейчас мы эти методологические изменения внесем в наши нормативные документы.
— Если мы говорим о жилищном строительстве, достаточно ли в Арктике компаний, которые готовы строить жилье, и как тут будет ситуация в связи с переходом на проектное финансирование?
— В арктической зоне преимущественно реализуются крупные инфраструктурные проекты, поэтому компании, которые осуществляют там общие строительные работы, очень специфичны и не всегда занимаются жилищным строительством. Поэтому отдельный вопрос — это компетенции компаний, которые непосредственно занимаются жилищным строительством. На это нужно обратить самое серьезное внимание, в первую очередь руководителям регионов, чтобы успешно выполнить задачи, поставленные в указе президента о национальных целях. Что касается перехода на проектное финансирование строительства жилья — застройщики в Арктике, как и большинство российских компаний этого профиля, работали по закону о долевом строительстве и привлекали средства граждан. Соответственно, проблемы у них те же, что и в других субъектах: опасения по поводу работы по новой системе, взаимодействия с банками. Мы отслеживаем эту ситуацию и совместно с региональными властями постараемся сделать переход максимально мягким.
— Национальный проект также ставит задачу добиться существенного сокращения городов с неблагоприятной средой. Если мы говорим о благоустройстве в Арктике, как оно будет идти с учетом всех здешних особенностей?
— Я видел много городов в арктической зоне, и нужно сказать, что они неплохо благоустроены. Конечно, учитывая короткое лето и длинную зиму, в Арктике нужны именно закрытые и теплые пространства. И в ближайшие шесть лет будут создаваться именно такие объекты благоустройства, их будет меньше по сравнению с традиционными, но ими можно будет пользоваться все 12 месяцев в году. Да, это будет стоить дороже, поскольку эти пространства будут закрытыми и отапливаемыми.
— Будет ли Россия обмениваться опытом по вопросам благоустройства с соседями по Арктике, с Норвегией, Финляндией?
— Обязательно. В северных странах много интересных наработок, особенно по организации общественных пространств, где люди комфортно могут провести свободное время в любое время года. И наши регионы довольно активно этот богатый опыт изучают и используют.
— Еще в последнее время мы много говорим об индивидуальном жилищном строительстве. Как вы оцениваете его перспективы в арктических регионах и, может быть, в целом по стране?
— Перспективы развития индивидуального жилья в нашей стране достаточно хорошие. Практики наработаны во всех субъектах, так что в процессе подготовки идей по развитию этого механизма мы не станем предлагать чего-то инопланетного, а возьмем на вооружение успешно апробированные решения. Что нужно, чтобы построить дом? Земля, инфраструктура и деньги. Классическая ипотека тут не работает из-за низкой стоимости участка, без инфраструктуры он не стоит почти ничего и не интересен банку в качестве залога. Так что для ИЖС нужна не классическая ипотека, а похожий массовый продукт. Чтобы и земельный участок, и будущий дом были залогом. Над таким продуктом мы и работаем, хотя это непросто. Идет обсуждение с банковским сообществом, и, надеюсь, мы найдем механизм, который устроит всех. Кроме того, сегодня есть ряд государственных программ поддержки — выплаты молодым семьям, "подъемные" для врачей и учителей. Так что эти программы тоже можно изучить, переформатировать, чтобы деньги, которые поступают людям из федерального бюджета, вкладывались в индивидуальное жилье.
— С точки зрения ресурсов, у каких регионов больше шансов эффективно развивать индивидуальное жилищное строительство?
— В выигрышном положении находятся регионы, которые имеют хороший запас лесных ресурсов, которые можно использовать для строительства дома. Такой опыт есть в разных субъектах Российской Федерации, когда по достаточно низкой цене выделяется лес на строительство собственного дома.
— Переселенцы с Крайнего Севера — тоже серьезные претенденты на улучшение жилищных условий. Как вы оцениваете выполнение программы по переселению граждан из этих регионов?
— У нас большая очередь, на несколько десятков лет вперед. Она движется, каждый год выделяется необходимый объем денежных средств, но, конечно, нужно эту ситуацию решать коренным образом и либо увеличивать объем федерального финансирования, либо искать другие источники. Сегодня активно обсуждается вопрос о том, чтобы в софинансировании этой программы приняли участие крупные корпорации, особенно в тех населенных пунктах, где большое количество людей именно в этих компаниях и работают. И тогда можно было бы решить этот вопрос гораздо быстрее.
Беседовала Елена Рузлева