Борец Садулаев: физическую силу применяю лишь в крайнем случае
Олимпийский чемпион Рио-де-Жанейро по прозвищу Русский Танк Абдулрашид Садулаев одержал победу на чемпионате Европы в Бухаресте и стал четырехкратным обладателем золота европейского первенства. Спортсмен, которому 9 мая исполнится 23 года, рассказал в интервью ТАСС о планах на следующие Олимпийские игры в Токио, отношении к вольной борьбе и ММА, поломанных ушах, любви к кошкам и своем маленьком "танковом заводе".
"Я обычный человек, я могу проиграть"
— Тяжело, наверное, когда от тебя ждут победы и только победы? Год за годом, олимпийский цикл за олимпийским циклом.
— Конечно, это тройная ответственность. Болельщики не представляют себе, что ты проиграешь. Когда я в Париже в позапрошлом году в финале Снайдеру проиграл, мне даже соболезновали. Искренне соболезновали, представляете? Люди чересчур глубоко это восприняли — к этому так относиться нельзя.
Я — обычный человек, я могу проиграть. Сегодня выиграл, завтра все может иначе сложиться. Да, когда ты постоянно выигрываешь, люди ждут от тебя побед. Но некоторые еще больше желают проигрыша. Просто пока у меня есть силы, я стараюсь не подводить и брать только золото.
— Вы тогда, несмотря на проигрыш, даже вышли к нам, журналистам. Извинились. Это был переломный момент?
— Я воспринял это тогда как большой урок. Мне нужно было то поражение. Оно мне на пользу пошло. Я, когда после Олимпиады восемь месяцев отдыхал, поехал на чемпионат России и выиграл его. Причем в весе более высоком. Подумал тогда — я же Россию выиграл, зачем дальше-то тренироваться? А тот парижский финал меня на землю опустил как следует. Сейчас впереди меня ждут ответственные старты, сбавлять обороты не собираюсь — буду пахать дальше.
— Вы довольны тем, как выступили здесь — на чемпионате Европы?
— Думал, что лучше поборюсь, но результатом доволен. Сейчас я на сто процентов не был готов, форму потерял из-за травмы.
— У вас все есть — золото Олимпиады, три золота мира, четыре золота Европы. Зачем? Зачем снова идти и впахивать, получать травмы, ведь на карте стоит многое. Только что сами сказали: я — человек, я могу проиграть.
— Когда ты можешь чем-то порадовать своих родных и близких, болельщиков, что может быть лучше этого?
— В ваших планах есть цель стать первым в истории четырехкратным чемпионом Олимпийских игр? Трехкратных у нас немало.
— Никто не застрахован от травм, от проблем. Пока есть силы и здоровье, я борюсь, но через ступеньки не перепрыгиваю. Хотя аппетит приходит во время еды, конечно.
— Ваша мама — учительница начальных классов, отец — врач. Борьба была вашим решением?
— Родители думали, что у меня ничего хорошего в борьбе не получится, хотя я был способный — в 13-летнем возрасте выиграл свои первые районные соревнования. Первые призовые, 300 рублей, отдал маме. После школы отец поставил меня перед выбором — либо спорт, либо вуз.
— Это говорит о большом доверии, мне кажется. Часто родители сами принимают решение за детей.
— У меня была неделя на размышления. Я хотел достичь самых высоких целей, поэтому переехал в Махачкалу, где начал тренироваться у Шамиля Омарова. Мне надо было профессионально расти.
"Тело само ведет в зал"
— Сейчас борьба доставляет вам радость, или это просто пахота, благодаря которой вы можете себе обеспечить относительно безбедное существование?
— Борьба — это удовольствие, это смысл жизни. Я большую часть своей жизни именно борьбе посвятил. Пропускаю иногда день-два-три тренировок, и все — больше не могу. Тело само в зал ведет!
— И даже во сне снится, наверное.
— Бывало, не скрою. Но нечасто.
— Вам завидуют?
— Не думаю, что зависть — хорошее и продуктивное чувство.
— Вокруг вас после победы на Олимпиаде, наверняка, появилось много людей. Вы умеете отличать настоящих друзей от "прилипал"?
— Я стараюсь чувствовать такие вещи, как неискренность.
— И что тогда? Попросту говоря, в глаз можете дать?
— Физическую силу я могу применить только в крайнем случае.
— Действительно, вы всегда спокойны, как танк. Кстати, ваше прозвище в СМИ звучит как Русский Танк, в Википедии — Аварский Танк.
— Я привык к Русскому Танку.
— Недаром, выходит, вам его дали.
— Я это прозвище от американских журналистов получил после юниорского первенства мира 2013 года в Сербии, когда все схватки досрочно выиграл. Мне тогда маленький сувенирный танк подарил начальник команды, храню его дома.
А что до злобы, то меня мало что может вывести из себя. Разве что кто-то ударить попробует, наверное. Ну или честь и семью словами заденет.
— После Олимпиады в Махачкале вашим именем была названа детско-юношеская спортивная школа. Вы принимаете участие в ее жизни?
— Я сам там тренируюсь, вместе с детьми. Теперь это наш маленький "танковый завод".
— Животные у вас в доме есть?
— Нет, у меня нет времени с ними возиться.
— И все-таки кто вам ближе — кошки или собаки?
— Не знаю, но, наверное, я больше кошек люблю. Их наш пророк Мухаммед любил, наверное, поэтому.
— Кстати у православных тоже кошка в храм зайти может. В старых монастырях в воротах даже есть специальные отверстия для кошек.
— У мусульман то же самое.
"У меня свой вид спорта"
— Если брать Русский Танк образца доолимпийской сборки, и тот, что вышел с олимпийского ковра, они отличаются друг от друга?
— Конечно, человек меняется. Тем более когда слишком много внимания к нему, когда каждый слушает твое слово, ловит каждое твое движение. Надо быть предельно осторожным, это большая ответственность.
— Как вы передвигаетесь по Махачкале? Я видела, что происходит на соревнованиях на Кавказе. До допинг-контроля из-за болельщиков добраться без помощи охраны практически невозможно.
— Да нет, это только на соревнованиях. По Махачкале я передвигаюсь спокойно. В основном на машине.
— Наверное, видят в окне машины ваше левое ухо. Уши у вас, надо сказать, выдающиеся борцовские "пельмешки". Любой чемпион позавидует.
— У нас такая шутка на эту тему есть: "Ломаю уши — правое за одну цену, левое — вдвое дороже".
— Все всегда спрашивают про ММА. Не буду исключением. Вас наверняка туда зазывали не раз, тем более после Олимпиады?
— В ММА никогда не уйду. Да, у меня в ММА выступает много друзей, я смотрю их поединки, переживаю за них. Но у меня свой вид спорта — красивый, мужественный, без оскорблений и словесной грязи. Тем более что борьба — это то, что мне удается хорошо. А на жизнь мне хватает.
Беседовала Вероника Советова