Глава банка "Открытие": прибыль будет выше наших целей и ожиданий
Ваш браузер не поддерживает видео
Глава банка "Открытие" Михаил Задорнов на полях Петербургского международного экономического форума в интервью ТАСС рассказал о первых финансовых результатах банка в 2019 году и чего ожидает в целом от группы "Открытие" по итогам года. Также банкир раскрыл планы по дальнейшей судьбе пакета акций ВТБ, находящегося на балансе группы "Открытие", и дал прогноз по ключевой ставке.
— Михаил Михайлович, не так давно группа "Открытие" отчиталась о прибыли в первом квартале — в 2,7 раза увеличилась прибыль.
— Да, прибыль банка по итогам первого квартала по МСФО — 18 млрд рублей, в прошлом году в первом квартале было 6 млрд рублей. А вся группа "Открытие", включая Росгосстрах, пенсионные фонды, получила в первом квартале прибыль 23 млрд рублей. С учетом того, что стратегии и бизнес-планы этого года предусматривают где-то 26–28 млрд рублей за год, очевидно, что пока мы двигаемся с существенным опережением финансового результата. И что очень хорошо, рост объемов бизнеса, а мы же предпринимаем усилия для того, чтобы заметно увеличить свою долю рынка, прежде всего с точки зрения активной кооперации: кредитов, гарантий, кредитов физическим лицам.
— По итогам года именно чистая прибыль банка сколько может составить?
— Мы не можем сейчас прогнозировать точно в силу неопределенности и экономической ситуации и в силу того, что у нас очень амбициозные планы по приросту портфелей. Поэтому будем поквартально работать. Посмотрим, скоро подведем итоги второго квартала. Я думаю, что прибыль будет выше наших целей и ожиданий. Сколько точно, сказать сложно.
— А во втором квартале?
— Пока два месяца прошли. Российскую прибыль пяти месяцев я могу вам сказать — 24 млрд рублей. Это результат самого банка. То есть если первый квартал был 18 млрд рублей, то еще два месяца дали нам около 6 млрд рублей дополнительной прибыли.
— Не так давно "Открытие" сообщило, что планирует выплатить дивиденды ЦБ, и там речь о 2 млрд рублей. На будущее вы также планируете выплату дивидендов ЦБ и будете ли увеличивать?
— Да, уже мы не только заявили, наш наблюдательный совет рекомендовал собранию акционеров. И поскольку у нас и наблюдательный совет возглавляют представители ЦБ, и, естественно, единственный акционер — это Центральный банк Российской Федерации, очевидно, что собрание акционеров в конце июня примет такое решение. Мы выплачиваем 2 млрд рублей — это примерно треть российской прибыли. Как известно, банк в последние три года имел убытки, это первая прибыль в 2018 году. Как я уже сказал, прибыль текущего года будет выше, и со всей очевидностью, что мы хотим и долю прибыли, и абсолютные объемы дивидендов дальше увеличивать. И для Центрального банка это будет один из источников — наряду с продажей активов "Траста", наряду с IPO "Открытия", которое мы планируем на 2021 год, подчеркну — не раньше. 2021 год, при хорошей конъюнктуре через два года. Выплата дивидендов тоже будет одним из направлений фактически возврата для ЦБ этих средств, которые были вложены в капитал и "Открытия", и Бинбанка, и других участников группы.
— Получается, сохраняются сроки окончания санации?
— Безусловно, мы очень четко двигаемся по стратегии не только с точки зрения объемных, финансовых показателей, но и вот к конечной цели данной трехлетней стратегии. Но на этом наша стратегия не заканчивается. Будет, я думаю, следующий трехлетний цикл, к его планированию мы уже сейчас приступаем, то есть осенью будем планировать.
— Есть ли уже интересанты, которые хотят купить долю в "Открытии"?
— Вы знаете, интересанты есть, но поскольку все-таки мы сейчас в основном заняты бизнесом, я думаю, все посмотрят результаты 2019 года, и тогда мы уже будем более предметно разговаривать с интересантами, но они уже есть.
— Не так давно глава ВТБ Андрей Костин предложил, чтобы на санации банки были пять-семь лет и сразу после этого продавались. Чтобы это законодательно было ограничено. Как вы на это смотрите?
— Я думаю, здесь не требуется законодательных ограничений. Но в нашем случае, как мы говорим, что, по сути, и предполагается через три с половиной года после получения ЦБ контроля за этими банками — Бинбанком и "Открытие", мы и предполагаем продажу. То есть я считаю, что это достаточно короткий срок для того, чтобы, по сути, вывести на прибыль и сделать актив интересным для инвесторов. И я также отмечу — как законодатель в прошлом, и достаточно опытный, — что такое закон. Закон — это закрепленная уже на бумаге норма жизни. Для того чтобы она стала именно нормой жизни, надо сначала попробовать, как это происходит, и потом уже закреплять в законе. Поэтому то, о чем мы говорим, оно не требует законодательного решения, а оно должно само сформироваться на каких-то прецедентах. Здесь мы в известном смысле первооткрыватели нового механизма. Давайте посмотрим, как он пройдет, а потом уже будем говорить о законах.
— Раз мы коснулись ВТБ, хотела спросить про акции этого банка, какова их судьба?
— Пока эти акции на балансе группы, не только банка, но и НПФ "Открытие", где также есть определенный пакет акций ВТБ. В прошлом году мы были разочарованы динамикой акций, они потеряли почти четверть стоимости. Это, безусловно, сказалось на доходности Пенсионного фонда и прибыльности банка. В этом году акции, напротив, за первые пять месяцев выросли в цене, это дало нам дополнительную прибыль. Мы пока держим эти акции на балансе. Ясно, что такой пакет может выкупить только правительство Российской Федерации, вряд ли кто-то другой. Будем уже не в этом, в следующем году смотреть, что делать с этим пакетом, но это можно только вместе с правительством решать, поскольку я не вижу рыночного покупателя, который может столь большой пакет и столь дорогостоящие акции купить. Поскольку у нас есть масса работы с другими активами, пока это для нас та инвестиция, которая будет находиться на балансе, и мы будем уже в конце года смотреть, что с ней делать дальше.
— Недавно прошло годовое собрание акционеров ВТБ, и там было озвучено, что вы на набсовете воздержались от голосования по вопросу дивидендов...
— Нет, мы на набсовете голосовали против того, чтобы распределять дивиденды таким образом. Моя позиция очень проста: я уверен, что ВТБ мог выплатить и должен выплатить по итогам 2018 года больше дивидендов, это показывают все расчеты. И если ситуация будет развиваться так, как мы предполагали, то возможны и промежуточные дивиденды в текущем году по итогам 2018-го. Потому что у коллег (банка ВТБ — прим. ТАСС) достаточно капитала для того, чтобы и свои планы выдержать, и соблюсти нормативы Базеля III на начало 2020 года. Есть возможность заплатить акционерам — не только нам, но и другим, рыночным акционерам, физическим лицам — больше дивидендов, чем это было сделано.
— Насколько больше, по вашему мнению? Не 50%? (Акционеры ВТБ утвердили выплаты дивидендов за 2018 год в размере 26,8 млрд рублей, что соответствует 15% чистой прибыли по МСФО — прим. ТАСС.)
— Не 50%. 50% действительно невозможно. Я не буду называть цифры, мы давали коллегам свои расчеты, и мы не можем поддержать такую низкую долю выплаты дивидендов, которая сейчас пока закреплена на общем собрании. Мы договаривались на набсовете, что вернемся к вопросу о промежуточных дивидендах, если и в том случае наши, а не консервативные расчеты финансистов ВТБ подтвердятся жизнью уже по итогам полугодия.
— На днях вы заявили, что "Открытие" подключилось к Системе быстрых платежей. Какие будут тарифы на первом этапе? Когда планируется ввод тарифов за переводы?
— Мы не будем устанавливать комиссии. Мы подключились, тестируем, уже пошли активные платежи буквально с этой недели. После подключения мы будем целый ряд дополнительных сервисов подключать к СБП, и надо сначала расширить круг этих сервисов, а потом уже обсуждать тарифы. Я считаю, что это очень будет востребованная клиентами всех банков система. Вопрос тарификации возникнет уже тогда, когда мы распространим большее количество услуг именно для использования Cистемы быстрых платежей.
— В какие сроки можете установить тарифы?
— Мы не раньше чем в конце года будем обсуждать это.
— Вы неоднократно говорили о планах продажи 20% акций банка "Открытие" в 2021 году. А когда будет приватизация Росгосстраха и НПФ "Открытие"?
— Все-таки пока мы ориентируемся на банк, но считаем, что если будут предложения, которые выгодны нам и нашим акционерам, Центральному банку, с точки зрения этих активов, то… вряд ли это будет, конечно, полная продажа, если будет вхождение в капитал НПФ или Росгосстраха инвесторов, то это вполне возможно и до, и после приватизации части пакета "Открытия". Почему? Потому что это все-таки самостоятельные бизнесы, они генерят собственную прибыль: чистая прибыль НПФ составила по итогам первого квартала больше 4 млрд рублей — был очень удачный первый квартал, когда активы, которые падали в цене по ОФЗ в прошлом году, или акции ВТБ, они, наоборот, в первом квартале росли. Росгосстрах дал нам 6 млрд рублей прибыли (по итогам 2018 года — прим. ТАСС). Если будут желающие вложиться в эти активы, мы будем только приветствовать. И это никак не связано в целом со сроками продажи 20% пакета акций "Открытия".
— Скоро будет совет директоров Банка России по вопросам ключевой ставки. Какие у вас прогнозы?
— Мой прогноз в том, что будет движение на четверть процентного пункта вниз. С моей точки зрения, вся объективная ситуация выступает в пользу этого. Я имею в виду — уже практически снизившаяся инфляция, упавшие инфляционные ожидания населения, очень хорошая ситуация с федеральным бюджетом — нужно, чтобы денежно-кредитная политика сочеталась с фискальной. Все складывается в пользу такого шага. Безусловно, решает совет директоров ЦБ, который гораздо более, чем мы, информирован по всем моделям инфляции. Более того, я скажу, что мы ожидаем, что до конца года будет как минимум еще одно снижение ставки. Поэтому наши пока прогнозы от сегодняшнего дня — это 0,5% снижение ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации.
Беседовала Мария Степанова