6 декабря 2019, 08:00
Интервью

Министр туризма Ставрополья: в эксперименте с курортным сбором получили интересный опыт

Александр Трухачев. Администрация Ставропольского края
Александр Трухачев

Ставропольский край становится одним из лидеров событийного туризма в стране. В этом году десять региональных фестивалей, которые прошли в регионе, были включены в "Национальный календарь событий" Ростуризма. Сейчас гости приезжают сюда не только для того, чтобы поправить здоровье на Кавказских Минеральных Водах, но и ради участия в фестивалях фейерверков и воздушных шаров, посещения гастрольных концертов знаменитых артистов и шоу пилотажной группы "Стрижи". Отдача от зрелищ дает ощутимый эффект для экономики края, и в 2020 году на Ставрополье планируется провести уже порядка 400 мероприятий. При этом в регионе продолжают строить новые туристические объекты, развивать инфраструктуру и благоустраивать города — в том числе за счет средств курортного сбора.

Как на Ставрополье будут развивать экологический и аграрный туризм, и где в крае построят первый в стране эманаторий, в интервью ТАСС рассказал министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Александр Трухачев.

— Александр Владимирович, эксперимент по взиманию курортного сбора проводится в крае с мая 2018 года. Как вы оцениваете промежуточный результат?

— Мы выступили в роли создателей федерального закона ("О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" —  прим. ТАСС), написали его проект, который впоследствии был пропущен через "жернова" нашего общественного совета, краевой Думы, экспертного сообщества. На 139 санаториях и 264 гостиничных комплексах мы этот механизм отработали, включив в эксперимент четыре города-курорта федерального значения: Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск.

Эксперимент мы считаем вполне успешным, хотя было много опасений: как все новое, эта мера поначалу вызвала в обществе бурную реакцию, где-то очень эмоциональную. Но мы провели большой объем работы, встречались с операторами курортного сбора, плотно работали с Министерством РФ по делам Северного Кавказа (ведомство — куратор реализации эксперимента — прим.ТАСС) и разбирали каждую проблемную ситуацию. Были и "подводные камни" при работе с санаториями, которые являются нерезидентами страны и имеют международное участие, но все вопросы мы решили.

При реализации экспериментального механизма мы получили очень интересный опыт, который затем реализовался в формат кластерного подхода. Когда мы определяли объекты по курортному сбору для благоустройства за счет собранных средств, то одновременно взяли несколько федеральных программ, по которым уже работает Ставропольский край: социально-экономическое развитие СКФО, малых городов, благоустройство. То есть все те программы, которые действуют на территории ведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры или в приграничных к ней районах. И, таким образом, добились комплексного кластерного подхода в развитии. В 2018–2019 годах на Кавминводах было построено 12 объектов — такая хорошая "россыпь" получилась.

— Каких показателей по курортному сбору планируете достигнуть по итогам 2019 года и в следующем?

— У нас установлена планка почти на 300 млн рублей по сбору в 2020 году. План этого года — 256 млн рублей, и мы его превысим на 15–18%. За десять месяцев мы собрали 228 млн рублей при плановом показателе 198 млн рублей — уже перевыполнение на 30 млн рублей.

— В этом году в крае был впервые сделан акцент на развитие событийного туризма — прошло около 250 различных фестивалей, концертов, выставок. Как оцениваете экономический эффект? Каких интересных мероприятий ждать в следующем году? 

— Вы правы, раньше у нас событийного туризма как такового не было. Он появился благодаря поручению губернатора Ставропольского края диверсифицировать туристский продукт, до этого связанный в основном лишь с предоставлением экскурсионных туров на Кавминводах и проведением единичных фестивалей. Событийный туризм — это огромное полиформатное направление экономической деятельности, дающее большое количество дополнительных возможностей для развития, позиционирования на рынке, привлечения уникальных туристов.

Поэтому мы наравне с сельским, экологическим, паломническим, этнографическим туризмом включили в стратегию социально-экономического развития Ставропольского края еще и событийный туризм. В этом году провели 15 крупных международных мероприятий, десять из которых вошли в "Национальный календарь событий" Ростуризма. Поняли свои возможности в этом направлении, оценили ресурсы и предложили губернатору в 2020 году концепцию проведения подобного рода мероприятий. В частности, в список войдут чемпионат пиротехнического искусства, форум по развитию туризма и санаторного дела "Кавказская здравница", международный чемпионат по воздухоплавательному спорту "Жемчужина Кавказа", который планируется провести сразу в четырех городах-курортах, очередной гастрономический фестиваль "О, да! Еда!".

Также у нас пройдет большой музыкальный фестиваль, нечто вроде "Нашествия" или "Дискотеки 90-х", которую мы провели в Ессентуках, то есть это будет многодневный международный музыкальный фестиваль на открытой площадке. Всего в 2020 году запланировано порядка 400 событий, которые уже собраны в один большой каталог. Мы выберем из них топовые по охвату и проявленному интересу со стороны населения и сформируем предложения в Ростуризм для того, чтобы нас включили в событийно-туристское полотно России. На следующий год в краевом бюджете заложено порядка 100 млн рублей на финансирование событийных мероприятий, помимо этих денег планируется привлекать спонсорскую помощь.

В Ставропольском крае ведется активная работа по развитию сферы туризма с учетом глобальных мировых тенденций. Ежегодный прирост количества туристов на Ставрополье составляет порядка 6%. Уже сейчас мы можем говорить о том, что проведение крупных событийных мероприятий способствует росту турпотока. Так, например, за январь — октябрь 2019 года общий туристский поток на Ставрополье составил 1 млн 275 тыс. человек, что на 8,1% превышает показатели аналогичного периода 2018 года. В связи с этим такая практика будет продолжена.

— Как развиваются на Ставрополье нишевые виды туризма: аграрный, экологический, этнографический? Чем можете удивить гостей?

— Совместно с Минприроды РФ мы прорабатываем вопросы развития экологического туризма: как не навредить природе, когда начнут ездить группы. Определяем тропы, подбираем групповые и индивидуальные туры под уже существующие запросы. Если человек хочет пройти в заказники, познакомиться с флорой и фауной заповедника, то решаем такие вопросы адресно, в индивидуальном порядке.

В первом полугодии 2020 года будет реализован проект строительства визит-центра Бештаугорского заказника. Это один из самых крупных заказников на Ставрополье, 70% его территории находится на Кавминводах. При этом в его границах расположен Второафонский монастырь (Успенский Второафонский монастырь на горе Бештау был основан в 1904 году русскими монахами, прибывшими со Святой Горы Афон на Кавказ — прим.ТАСС), так что экотуризм здесь можно совмещать c паломничеством. Рядом с монастырем есть площадка, на которой мы планируем сделать кемпинг, обустроить к нему подъездные пути. Все связанные с этим вопросы сейчас проходят согласование.

Также планируем реализовать в городе-курорте Железноводске проект по созданию этнографического поселения в "русском" стиле XVI–XVII века, разработана концепция проекта, определяем конкретную территорию и механизмы его реализации. На территории предполагается размещение музейного комплекса поселения (муляжа избы), лавки здоровья, демонстрационных мастерских, русской бани, церкви, ветряной мельницы. На участках, свободных от сооружений, предусмотрено озеленение — газоны с посевом многолетних трав, древесно-кустарниковая растительность.

Цель создания этнодеревни — демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций, основных хозяйственных и промысловых особенностей русского народа, а также проведение традиционных народных русских праздников и организация этнокультурного туризма. Параллельно будем воссоздавать несколько исторических поселений сармато-скифского периода на территории Кавминвод.

— Продолжаем работы в районе станице Боргустанской, планируем, что в 2020–2021 годах здесь появится казачий хутор. Инвестор определен, ведутся переговоры, в том числе по вопросам развития агротуризма. В рамках проекта будет сделана казачья хата, музейно-выставочное пространство и организованы конные прогулки.

— Если говорить о развитии санаторно-курортной сферы, какие крупные инвестиционные проекты сейчас реализуются?

— С 2016 года у нас реализуется 35 объектов гостинично-ресторанного и санаторно-курортного сектора, из них 19 объектов уже завершены, остальные находятся в предынвестиционной стадии, стадии строительства или ввода в эксплуатацию. В ближайшее время появится 24 новых объекта санаторно-курортного и туристского назначения, совокупный объем инвестиций — более 10 млрд рублей, будет создано порядка 1300 новых рабочих мест. В частности, появятся такие объекты, как курортный SPA-отель в Кисловодске, санатории "Петергоф", "Стеклянная струя", "Источник Железноводск" и другие.

Из уже построенных самые яркие объекты — санаторий "Источник" в Ессентуках и "Главные нарзанные ванны" в Кисловодске. Дальше мы планируем масштабирование проекта санатория "Машук Аква-Терм", и у нас уже есть первые успехи: там создан центр когнитивного развития, акватермальные зоны, в дальнейшем планируется строительство новых корпусов. Единственные в России "Итальянские термы" открылись в Железноводске. Современный оздоровительный комплекс на базе санатория "Машук Аква-Терм" может принять порядка 55 тыс. гостей в год и включает в себя семь бассейнов, пять из которых — с минеральной водой из собственной скважины.

"Машук Аква-Терм" получил разрешение на геологическое изучение и оценку пригодности участка недр горы Бештау для строительства и эксплуатации радонового эманатория (управляемый радоновый эманаторий, или "радоновая пещера", — это инженерное сооружение, в лечебной камере которого создается и поддерживается оптимальная для лечения широкого спектра заболеваний концентрация радиоактивного газа радона и его дочерних продуктов, а также другие показатели микроклимата — прим. ТАСС). В случае получения разрешения на строительство эманаторий горы Бештау станет первым и единственным проектом в России. В Европе таковых всего пять: BadGastein (Австрия), Luchon (Франция) и гроты Джусти, Аньяно и Сан-Мартино (Италия).

В отличие от водных аналогов, эффективность сухих радоновых ванн — в десять раз больше. В радоновом эманатории можно лечить неврологические, гинекологические, кожные болезни, болезни позвоночника и суставов, органов дыхания, а также нарушение обменных процессов. Уровень радиации в предполагаемом месте отпуска процедур не превышает допустимых параметров излучения, и лечение людей в районе штольни возможно (промышленная разработка урана на Бештаугорском месторождении велась с 1950-х годов и до распада СССР — прим. ТАСС). Однако исследования будут продолжены. Согласно концепции, эманатории горы Бештау смогут посещать более 16 тыс. человек в год.

— Когда планируется реализовать проект?

— Соглашение с инвестором заключено на 2019–2021 годы, за это время проект должен быть реализован. Планы у нас амбициозные, но спешка здесь не нужна: у радиоактивного излучения всегда есть, скажем так, обратная сторона. Поэтому мы постоянно взаимодействуем с экспертами, которые работают непосредственно с задействованными на объекте лаборантами и с людьми, контролирующими процесс с точки зрения медицины. К работе подключены НИИ курортологии и другие медицинские подразделения ФМБА.

Нам важно выдержать баланс и ни в коем случае не навредить. Образно говоря, мы находимся в бальнео-терапевтической поликлинике федерального и общемирового значения: на Кавминводах более 100 используемых разведанных скважин, 40 видов минеральной воды, 18 типов источников — это большой комплекс, который работает на оздоровление. Поэтому надо просчитать все возможные эффекты, даже те, которые неочевидны в начале реализации проекта. Сейчас по поручению губернатора в процесс включено правительство Ставропольского края, создана рабочая группа, и вместе с инвесторами, общественниками и медиками мы прорабатываем все детали.

Беседовала Елена Березина