14 декабря 2019, 09:00
Интервью

Руководитель "Курортов Краснодарского края": туристы едут не только на побережье

Юлия Панькова. Пресс-служба администрации Краснодарского края
Юлия Панькова

Юлия Панькова в интервью ТАСС – о том, как небольшая станица на Кубани собирает десятки тысяч туристов на фестивале кваса, где в регионе можно научиться доить корову и попробовать экологически чистые продукты

Туристы все чаще едут в Краснодарский край отдыхать не только на популярном черноморском побережье, но и в глубинку, где их привлекают различные фестивали и возможность отдохнуть в тишине, новые туристические маршруты, рыбалка, конные прогулки. Для этого власти региона развивают инфраструктуру и популяризируют событийные площадки, способные привлечь больше туристов. Кроме того, в регионе, который принимал зимнюю Олимпиаду и чемпионат мира по футболу, делают ставку и на деловой туризм, который сейчас набирает обороты.

О том, как небольшая станица на Кубани собирает десятки тысяч туристов на фестивале кваса, где на Кубани можно поучаствовать в установлении мировых рекордов, научиться доить корову и попробовать экологически чистые продукты, а также как власти региона стимулируют развитие туризма, в интервью ТАСС рассказала и.о. директора ГБУ "Курорты Краснодарского края" Юлия Панькова.

- Два года назад была создана событийная дирекция Краснодарского края. Каковы основные задачи этого структурного подразделения?

- Дирекция была создана по инициативе губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева. Такая структура есть не во всех регионах России, можно сказать, что у нас на Кубани она – почти уникальная. Мы собираем и распространяем информацию обо всех мероприятиях, которые происходят в разных муниципалитетах края, чтобы они становились узнаваемыми. Мы стараемся оказывать максимальную информационную поддержку, можно даже сказать, занимаемся рекламой наших событий.

Туристы могут зайти на наш портал событияюга.рф, где мы регулярно пополняем событийный календарь, чтобы ознакомиться с интересным мероприятиями, которые кроме традиционных видов отдыха могли бы быть им интересны. Мы стараемся ранжировать события: культурные, спортивные музыкальные, детские и другие. Событийная дирекция также нужна для того, чтобы закрыть так называемые "серые зоны" межсезонья как раз за счет привлечения дополнительного потока туристов благодаря мероприятиям.

- Что особенного вы готовите для туристов в предстоящем году?

- Различные события и концерты у нас проходят постоянно, приезжают звезды в том числе и мирового уровня. И если туристы и гости края будут больше узнавать об этом, смогут найти себе интересное занятие, то время года для них будут иметь меньшее значение. Традиционно в Краснодарском крае основные событийные мероприятия формируются из числа крупных событий со сложившимися традициями и историей. Это и фестиваль воздухоплавания "Небесная ривьера", и фестивали открытия курортных территорий - от Сочи до Ейска, ежегодный геленджикский карнавал, кинофестивали и гастрономические фестивали вина, сыра, арбузов. Список всех мероприятий, которые запланированы на 2020 год, можно посмотреть на нашем сайте, а также в социальных сетях – в Instagram, "ВКонтакте", Facebook. Раскрывать какие-либо секреты мы пока не хотим.

- На площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в этом году было подписано соглашение о создании стратегии событийного развития Краснодарского края. В чем заключается суть этой стратегии?

- Сейчас есть общая стратегия событийного развития в России, которая утверждена до 2035 года. Это новая стратегия, которая появилась в стране полгода назад. Каждый регион на основании нее утверждает конкретный индивидуальный список мероприятий, это важные, программные вещи. У нас в регионе существует шесть основных направлений туризма – пляжный, морской и детский, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, развлекательный и круизный, активный, деловой, событийный, образовательный и сельский или аграрный туризм.

Классические виды туризма - это пляжный отдых и семейный отдых - стабильно развиваются на протяжении долгих лет. В последние годы в Краснодарский край, а именно в Ейский район хорошо стали приезжать, например, серферы. У нас очень хорошо развиты зимние виды туризма.

Событие или так называемый event - важнейший мотивирующий фактор в туризме. Ивенты заметно влияют на развитие и маркетинговые стратегии большинства туристских дестинаций.

Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение, ведь сфера туризма обеспечивает значительный вклад в увеличение внутреннего валового продукта, создание новых рабочих мест и повышение качества жизни населения без истощения природных ресурсов. В проведения event-событий активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложение. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества.

Основным достоинством событийного туризма является тот факт, что для развития данного вида туризма не требуется наличие богатых туристско-рекреационных ресурсов. Поэтому событийный туризм является альтернативным видом туризма даже для муниципалитетов, не обладающих выдающимся историко-культурным наследием, а также рекреационными ресурсами.

Мы активно начинаем развивать MICE-направление. MICE - это рабочий, или деловой туризм. Когда мы едем в командировку в другой регион, например, на какой-либо форум, мы тоже считаемся туристами. На Кубани и так достаточно плотная деловая повестка, но мы намерены инициировать проведение гораздо более широкого спектра различных форумов: заседаний всероссийских ассоциаций. В регионе есть хорошая инфраструктура для этого, основными площадка мы рассматриваем Сочи и Краснодар. Так, например, в Краснодаре недавно открылась новая площадка – отель "Мариот", где есть новые интересные бизнес-залы. Мы сейчас формируем базу данных, где у нас будут собраны все площадки, чтобы потенциальные организаторы мероприятий всероссийского и международного уровней могли с ней знакомиться при выборе мест их проведения, оценить достоинства Краснодарского края.

- Краснодар и Сочи активно привлекают туристов и являются центрами событий на Кубани. А планируется ли развивать event-индустрию в других городах Краснодарского края.

- Спортивные мероприятия на объектах, являющихся наследием Олимпийских игр и чемпионата мира 2018 года, проводятся регулярно, объекты всегда остаются загруженными. Также туристы приезжают просто посмотреть инфраструктуру, оставшуюся после спортивных мероприятий. Что касается делового туризма, то оставшаяся инфраструктура сейчас активно продолжает развивается и в этом направлении: строятся новые отели, расширяется спектр предоставляемых услуг, а главное – повышается уровень сервиса. Если сравнивать с другими регионами Российской Федерации, то здесь он наиболее высокий. Например, если брать такие горнолыжные курорты, как Красная поляна, Роза Хутор, то туристы едут на отдых не только потому, что это объекты олимпийского наследия, но и потому что там высокое качество обслуживания, и есть такой уникальный объект, как казино.

А за счет событийного туризма мы как раз сейчас стараемся распределить поток туристов и в другие города Кубани. У нас есть уже и инфраструктурные проекты, и проекты по повышению качества оказания услуг, и проекты по обучению персонала. Надеемся, что все это повлияет на распределение туристического потока. Постепенно событийный туризм и в нашем крае начинает уходить от курортной зоны. Но, естественно, привлекать туристов лучше получается на территории, обладающие развитой инфраструктурой. Сложно собрать 10 тыс. человек в станице, где нет оборудованных площадок и средств размещения, позволяющих комфортно и на достойном уровне организовать масштабное событие. Поэтому на данном этапе, событийный туризм в глубинке – это камерные мероприятия с численностью до 2-3 тыс. человек.

- Если говорить о событиях, не касающихся деловой повестки, то какие необычные мероприятия привлекают на Кубань максимальное количество туристов?

- Фестиваль кубанского кваса, например, - это главное событие кубанской весны, уникальное по своему масштабу и характеру мероприятие отраслевого туризма, где каждый от мала до велика может окунуться в самобытную культура юга России. Праздник объединяет на одной площадке как местные творческие коллективы, так и российские популярные группы, в качестве ведущих приглашаются известные артисты. Популярность фестиваля объясняется самобытностью проекта, вобравшего все лучшее из наиболее интересных европейских фуд-фестивалей и традиционных кубанских станичных праздников. А изюминкой и отличительной чертой фестиваля кубанского кваса стали ежегодные российские и мировые рекорды.

На IV фестивале в 2019 году установили два новых мировых рекорда с занесением в Книгу рекордов Гиннесса: на "Самый большой стакан с квасом" (более 5 тыс. л) - им угостили более 10 тыс. участников фестивали, и "Самая большая "живая" надпись слова "Квас", составленная из одной тысячи человек. Таким образом, станица Староминская с населением чуть более 29 тыс. человек смогла стать точкой притяжения для более 10 тыс. туристов, что без проведения подобного мероприятия было бы невозможным.

Среди крупнейших мероприятий Краснодарского края с посещаемостью более 10 тыс. человек можно выделить также открытие курортного сезона - в этом году его посетило около 50 тыс. туристов. Байк-фестиваль "Тамань – полуостров свободы" собрал около 15 тыс. гостей, зимние фестивали на курортах Красной поляны (LIVE FEST, "Рождество на Роза Хутор") - общее количество гостей превысило 10 тыс. человек, крупнейший гастрономический фестиваль "О, да! Еда!" - более 15 тыс. гостей.

- Какие объекты на Кубани - лидеры по событийному туризму?

- Излюбленными направлениями развития туризма в Краснодарском крае являются гастро-, этно-, эно- и агротуризм, поэтому именно объекты в этой сфере являются самыми перспективными. В нашем регионе оказывается государственная поддержка в виде субсидий, грантов и иных форм на развитие материально-технической базы, благоустройство территории, проведение событийных мероприятий, продвижение и т.д., благодаря которым субъекты малого предпринимательства в сфере этих видов туризма могут успешно развиваться или начинать туристский бизнес с нуля.

В муниципалитетах проводятся интереснейшие событийные мероприятия, организовываются гастрономические туры, проводятся выставки-ярмарки – все это способствует привлечению туристского потока. Практически все субъекты сельского туризма готовы предложить своим гостям широкий перечень услуг: временное проживание в гостевых домах или усадьбах, участие в сельскохозяйственных работах, питание и дегустация экологически чистых продуктов, экскурсионные программы, услуги по рыбалке и охоте, катание на лошадях, мастер-классы по изготовлению изделий народного промысла и ремесел, участие в различных событийных мероприятиях и многое другое. Туризм позволяет привлечь внимание к историко-культурным ценностям, увидеть ранее неизвестные или забытые этнографические поселения, познакомиться с культурой многонационального народа.

Наш край обладает колоссальными ресурсами для развития сельского туризма. При правильном подходе к организации и продвижению сельского туристического продукта мы сможем рассчитывать на увеличение вклада данной отрасли в социально-экономическое развитие Краснодарского края.

Беседовали Елена Задворная, Валерий Стурит