Репилов: саночник может ракетное топливо себе вколоть вместо допинга, но быстрее не поедет
Двукратный чемпион мира по санному спорту Роман Репилов в интервью ТАСС рассказал, какие чувства он испытал, когда в заключительной гонке в Сочи лишился возможности стать трехкратным из-за ошибки своего товарища по команде Екатерины Катниковой. Также один из самых титулованных российских саночников поделился своими опасениями по поводу выступления на второй Олимпиаде подряд в статусе нейтрального спортсмена.
— Вы были готовы к тому, чтобы побороться за третью золотую медаль чемпионата мира в Сочи, однако грубая ошибка, допущенная Екатериной Катниковой в командной гонке, лишила вас этой возможности…
— Конечно, мне было очень обидно, что так случилось. Я готовился уже стартовать, а тут Катя не попадает по тачпаду, и нас дисквалифицируют за непередачу эстафеты. Но это спорт, все бывает. Она старалась и свой этап проехала хорошо, но поздно поднялась с саней, чтоб ударить по тачпаду.
Она хотела выступить как можно лучше и показать лучшее время. Нам бы оставалось проехать как можем, и тогда поборолись бы за золотую медаль с немцами. Тем более что они проехали не очень чисто. Ну ладно, ничего страшного не произошло, будем работать дальше.
— Она, наверное, сразу после гонки была очень расстроенной?
— Так и было. Но я подошел к ней и сказал с улыбкой: "Не переживай, но больше так не делай!" Главное, чтобы эта неудача не довлела над Катей в дальнейшем.
— По сравнению с прошлым сезоном, когда многое у вас не получалось, этот сезон явно удался. За счет чего стал возможен такой прорыв?
— Тот сезон действительно для меня складывался непросто. Тем более это было на фоне успешных результатов моего товарища по команде Семена Павличенко. У меня тогда была куча проблем, начиная с поломки саней и заканчивая отсутствием въездной визы в Канаду и травмированным плечом.
В этом сезоне на нормальном льду мне стабильно удавалось показывать высокие результаты. И пусть на тренировках, которые предшествовали чемпионату мира, у меня не все получалось. Мы меняли настройки саней и к самим соревнованиям сделали все так, как надо. Сани поехали, и у меня появилась сильная жажда победы. Тем более при такой сумасшедшей поддержке болельщиков.
— Этот сезон для Павличенко складывается не так успешно, как предыдущий, в отличие от вас. Можно сказать, что внутренняя конкуренция является дополнительным стимулом для вас обоих, чтобы достигать высоких результатов?
— Внутри сборной есть две команды, которые ведут разные тренеры. И мы нормально общаемся между собой. Но подходы к достижению результата у нас тоже разные. Начиная от тренировок в межсезонье и заканчивая подводкой к соревнованиям. Но мы встречаемся на гонках и проверяем, кто из нас быстрее.
У нас с Семеном здоровая конкуренция, но до каких-либо подлостей по отношению друг к другу мы, конечно, не опустимся никогда. Но осознание того, что мы конкуренты, действительно присутствует. Это необходимо для достижения высокого результата. А так вне соревнований мы очень хорошо общаемся.
— Следующий чемпионат мира по санному спорту пройдет в Канаде. Думаете ли вы сейчас о том, как выступить на этом турнире успешно?
— В этом сезоне там был этап Кубка мира. Когда я приехал в Уистлер, то сразу начал собирать для себя всю информацию о трассе. Мы тестировали там сани и полозья, многое другое также попробовали. Я выиграл тот этап, поэтому не переживаю, на чем выступать на следующем чемпионате мира. С полозьями мы уже разобрались.
— Какие задачи стоят перед вами еще в этом сезоне?
— Выиграть Большой хрустальный глобус (стать победителем Кубка мира — прим. ТАСС). Перед двумя последними этапами я пока лидирую в общем зачете Кубка мира. А потом поеду спокойно отдыхать домой.
— Две золотые медали чемпионата мира, выигранные вами в Сочи, доказывают, что подготовка к сезону была выстроена правильно. Наверное, когда придет время готовиться к следующему сезону, вам не придется ничего менять?
— Ни в коем случае нельзя останавливаться и думать, что у нас и так все хорошо. Может быть еще лучше, поэтому в любом случае надо пробовать что-то и развиваться. Если стоять на месте, то нас обязательно кто-то обгонит. И в спорте, и в жизни. Всегда нужно стремиться к совершенству.
— А как вам работается с легендарным Альбертом Демченко, который является вашим личным тренером? Какой он в общении?
— Как вы резко сменили тему! Нормально общаемся, хотя бывают у всех взлеты и падения. Жесткий ли он? Нет, нормальный. Но если брать в расчет его непростой характер, то многим людям поначалу будет очень непросто с ним разговаривать. Но мы уже давно работаем вместе и притерлись друг к другу. И сейчас у нас отличные отношения.
— Вернемся к чемпионату мира, который пройдет в Канаде. Есть ли у вас опасения по поводу возможности участия российских саночников в этом турнире? И если они туда поедут, то под каким флагом будут там выступать?
— Когда Всемирное антидопинговое агентство объявило о своих санкциях в отношении РУСАДА (Российского антидопингового агентства — прим. ТАСС) и возможных тяжелых последствиях этого решения для всего российского спорта, мы были как раз в Уистлере. Мне такая ситуация уже знакома. Я же еще на Олимпиаде-2018 в Южной Корее выступал в нейтральном статусе. Скажу, что когда ты едешь без флага, то это полное дно, хуже некуда.
Самое главное для любого спортсмена — это слышать гимн во время своего награждения и видеть поднимающийся флаг своей страны. Ведь флаг объединяет всех: болельщиков, спортсменов, тренеров. А когда ты едешь в прямом смысле без родины и без флага, то ужасно. Тем более когда у людей нет общего мнения по поводу того, стоит ли ехать на Олимпиаду нейтралами, а некоторые считают нас вовсе предателями. Очень тяжело в таких условиях было выступать лично мне.
Но всем же не объяснишь, что ты всю жизнь идешь к тому, чтобы получить шанс выступить на Олимпиаде, рискуя своим здоровьем и после многолетнего тяжелого труда на тренировках.
А сейчас то, что было со мной в Пхенчхане, может повториться. И мне приходится сдерживать себя, чтобы не наговорить ничего лишнего. В первый раз мы поехали в Южную Корею без флага и определенным образом прикрыли тех людей, кто был виновен во всех наших бедах. А сейчас ситуация может повториться. Значит, существует какая-то системная ошибка. Может, сейчас, после всех изменений, лучше будет.
Но если мне придется и на вторую свою Олимпиаду без флага ехать, это вообще будет огромное разочарование. Представьте, что нашему поколению может выпасть такая участь — быть нейтралами на двух главных стартах в своей жизни. Это ужасно.
— Если до главных стартов будут допускать нейтральных спортсменов, то те сперва еще должны доказать, что они не являются участниками никаких допинговых схем…
— А как я лично могу еще доказать, что являюсь чистым спортсменом? Что мне нужно сделать, чтобы поверили? Я огромное количество допинг-проб сдавал, все они были отрицательными. Даже здесь, в Сочи, перед эстафетой меня заставили сдать кровь и мочу.
Но в нашем виде спорта допинг не нужен. Ты хоть ракетное топливо себе вколи, быстрее не поедешь. Для победы ты должен быть готов и физически, и морально. Да и с техникой у тебя не должно быть никаких проблем.
Беседовал Альберт Стародубцев