"Хлорка убивает все живое, кроме пловцов". Владимир Сальников о юбилее в условиях пандемии
Отметить 60-летие с размахом Владимиру Сальникову 21 мая по понятным причинам не удастся, в условиях пандемии коронавируса праздничный ужин становится видеоужином. Но скромные торжества — не то, что сейчас сильно заботит четырехкратного олимпийского чемпиона по плаванию. На повестке дня другие вопросы: отсутствие условий для полноценных тренировок российских пловцов, скомканный соревновательный календарь, перенос Олимпиады. К этому обязывает должность главы Всероссийской федерации плавания. Этому и была посвящена большая часть интервью ТАСС.
— Владимир Валерьевич, как отпразднуете круглую дату? Коронавирус сильно поменял план торжества?
— Хотел собраться компанией с друзьями, семьей, близкими, но это сейчас нереально. Поэтому ограничимся семейными посиделками. Поставим на стол все свои смартфоны и пригласим друзей присоединиться к нам на видеоужин. Наверстаем и сделаем все нормально попозже, когда все наладится.
Сейчас вообще все мысли связаны не с днем рождения, а с тем, как наш спорт будет выходить из этой ситуации. Я переживаю за всех пловцов, которые сейчас остались без воды. Очень хочется, чтобы в ближайшее время они вернулись в строй.
— Это загадаете на день рождения?
— Да, главным желанием будет, чтобы все спортсмены в ближайшее время возобновили тренировки. Наши пловцы сильно пострадали, хочется, чтобы все это побыстрее закончилось.
— Давно сами бассейн посещали?
— Скоро уже три месяца будет. До этого плавать ходил регулярно — минимум два раза в неделю. Хочется уже возобновить занятия.
— Изменил ли коронавирус вашу жизнь, привычки, мировоззрение?
— Сейчас все ограничивают круг общения, активно используют средства защиты, поэтому все это влияет на нашу жизнь. Но мне сложно представить, что дело дойдет до того, что в бассейн будут пускать не больше двух человек, уверен, этого не будет. Тем более что хлорированная вода убивает все живое, кроме пловцов, так что вирус там точно не выживет.
Что касается поведенческих традиций, то при встрече мы привыкли обниматься, троекратно целоваться, жать руку. Видимо, сейчас от этого придется отказываться. Не знаю пока, как с этим жить. Быть может, на смену рукопожатиям придет что-то новое. Что — не знаю, оставим это на откуп изобретателям.
— Несмотря на то что вирус продолжает шагать по планете, многие до сих пор сомневаются в его опасности. Что можете им ответить? Быть может, в вашем окружении есть люди, которые столкнулись с этим вирусом?
— Слава богу, мое ближайшее окружение пока этот вирус не затронул. Что касается скептиков, то природа человека такова, что если это происходит не с ним, то проблемы словно и нет, но все меняется, когда он сам оказывается в подобной ситуации. Тогда его взгляды в корне меняются. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать ограничительные меры, не дать инфекции распространяться.
У себя на кухне мы любим обсуждать различные теории, но говорить о том, что весь мир сошел с ума, неправильно. Надо довериться специалистам и не спекулировать на тему того, заговор это или нет.
— Если говорить о выходе из этой ситуации для наших пловцов, то каким он видится? Минспорт уже представил определенный план, в некоторых регионах возобновляются тренировочные процессы. Возможно ли уже сейчас где-нибудь запланировать тренировочные сборы национальной команды?
— План выхода предусматривает возможность возобновления тренировок в регионах, в которых ситуация некризисная. Я знаю, что в Татарстане с определенными ограничениями разрешение на тренировки в бассейне есть у кандидатов в сборную страны и у ведущих пловцов республики. Но, к примеру, подмосковная тренировочная база "Озеро Круглое", скорее всего, откроется не раньше 1 июня. В регионах ситуация развивается по-разному. Мне бы очень хотелось, чтобы 1 июня все пловцы вернулись в бассейны, но этого не будет. Это станет возможным после полной победы над вирусом.
При этом сейчас может пострадать и соревновательный календарь. Наши специалисты подготовили предложения, которые предусматривают ближайшие старты не раньше чем через 2,5−3 месяца после возобновления тренировок. Все будет зависеть от того, когда откроется большинство регионов и это будет целесообразно проводить.
— Какова судьба международных соревнований?
— Августовский чемпионат Европы перенесен на следующей год. Перенесен и чемпионат мира следующего года.
Что касается запланированных на конец года международных соревнований, которые носят мое имя, то их пока планируется провести. Надеюсь, в них примут участие не только наши, но и зарубежные спортсмены.
— Отсутствие соревнований сильно бьет по финансовой стабильности международной федерации?
— Конечно, отсутствие соревнований лишает наш вид спорта трансляций, а вместе с этим — продажи прав. Есть целый круг взаимных обязательств и реализации совместных программ, который сейчас сузится. Мы надеемся, что никто от нас не уйдет, но это будет зависеть от экономической ситуации. Международные федерации, как и национальные, пострадали очень сильно.
— FINA удалось сохранить всех своих спонсоров?
— Пока никто не уходит, у нас сохраняются связи и надежды на взаимовыгодное сотрудничество. Среди ключевых спонсоров пока потерь нет. Хотел бы сказать и про спонсоров Всероссийской федерации плавания. Даже не о спонсорах, потому что наши спонсоры — это не спонсоры, в нашем понимании они являются продолжателями традиций российского меценатства, которое помогало в благих делах. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к компаниям, которые оказывают нам помощь, — "Газпрому", "Норильскому никелю", СУЭК, "Почте России", "Уралхиму", "Ростеху", BWT, "Фосагро": верьте в нас, мы очень нуждаемся в вашей поддержке. Поддержка отечественного плавания — не только дань тем спортсменам, которые сейчас выступают, это дань будущему поколению. Желаю им благополучия.
— Хотел уточнить по поводу чемпионата мира. Ближайший перенесен на 2022 год. А сроки проведения чемпионата мира 2023 года останутся неизменными? Получается, не будет двухлетней паузы между турнирами?
— Да, пока все идет к тому, что двухлетнего перерыва между чемпионатами мира не будет. Но говорить об этом наверняка пока сложно. В любом случае в следующем олимпийском цикле все должно вернуться на свои места.
— Чего ждете от Олимпиады? Она по многим причинам обещает быть необычной, хотя бы по той причине, что пройдет в нечетный год.
— То, что она будет в нечетный год, не страшно. Страшно то, что будут потери, считаю, они неизбежны. Перенос Олимпиады скорректировал подготовку и планы спортсменов. Могу сказать, что до начала пандемии мы с оптимизмом оценивали шансы нашей сборной: исходя из объективных данных, из мирового рейтинга, мы могли выступить лучше, чем в минувшее четырехлетие, — рассчитывали на десяток медалей разного достоинства.
Как будет теперь, непонятно, потому что в разных странах ситуация развивается по-разному. Мне известно, что в Китае тренировки не прекращались, в Германии ведущим спортсменам были предоставлены условиях продолжать индивидуальные занятия. Эта ситуация многих отбросила назад, и если выход из нее затянется еще на несколько месяцев, то у нас ситуация будет значительно хуже, чем в странах, в которых спортсменам позволено тренироваться.
— Возвращаясь к началу разговора, хочу задать два вопроса — про прошлое и будущее. Сначала про прошлое, про самые яркие воспоминания из вашей карьеры. Какие они?
— Конечно, это Олимпиады в Москве и Сеуле. Они для меня сложились успешно и остаются в памяти. В этом году к тому же 40 лет московской Олимпиаде. Было много репортажей, все вспомнили те события с добротой и теплотой. Победа на сеульской Олимпиаде, после которой я завершил карьеру, также стала ярчайшим событием в моей жизни.
— Здорово. И вопрос про будущее. В этом году должны состояться очередные выборы главы Всероссийской федерации плавания. Будете баллотироваться на новый срок?
— Надеюсь, что удастся провести выборную конференцию в установленные сроки. Я намерен продолжить свою работу и буду выдвигать свою кандидатуру на следующий срок.
Беседовал Артем Кузнецов