Психолог НМИЦ здоровья детей: коронавирус научил малышей переживать за здоровье близких
Оказание психологической помощи заняло важное место в период пандемии новой коронавирусной инфекции. Пациенты с выявленной инфекцией, врачи, столкнувшиеся с колоссальными нагрузками, граждане, испытавшие на себе режим ограничений, и особенно дети — все нуждаются в поддержке. О том, что больше всего беспокоит людей, в частности самых маленьких, в интервью ТАСС рассказала руководитель центра психолого-педагогической помощи в педиатрии Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук Светлана Лазуренко.
— Светлана Борисовна, в вашем центре лечат детей с коронавирусной инфекцией. Расскажите, пожалуйста, как они переносят болезнь.
— Восстановление эмоционально-психологического состояния ребенка напрямую зависит от его самочувствия. Когда физическое состояние улучшается, восстанавливаются и психологические ресурсы. Мы около пяти лет работаем в отделении реанимации с детьми и видим, что если ребенок начинает проявлять интерес к какой-либо активности, значит, он идет на поправку. Это хороший признак для родителей и для медиков. Не менее важна и эмоциональная поддержка детей со стороны взрослых.
Болезнь ребенка, особенно тяжелое ее течение, зачастую влечет за собой тревожное состояние родителей, а дети должны чувствовать уверенность окружающих в том, что все хорошо. Тогда процесс выздоровления по всем направлениям идет быстрее
Это правило должно распространяться не только на время пандемии, когда ребенок находится в медучреждении, но и на лечение на дому в любой другой период. Поэтому мы просим родителей чутко и сдержанно реагировать как на изменения в состоянии здоровья, так и на психологическое состояние ребенка, потому что это важный фактор, обеспечивающий выздоровление. Ну и мы, психологи, делаем, в свою очередь, все возможное, чтобы поддержать ребенка.
— Что еще помогает ребенку легче переносить болезнь?
— У детей еще нет такого жизненного опыта, как у взрослых, поэтому они воспринимают ситуацию непредвзято. Мы не говорим о том, чтобы не сообщать ребенку о чем-то или давать неверные ориентиры. Наоборот. Стараемся фиксировать внимание ребенка на хорошем, предоставить ему правильный практический опыт. Мы хотим научить маленького человека правильно реагировать на болезни в целом. Когда ребенок станет взрослым, он будет уметь справляться с такими ситуациями самостоятельно и передаст этот опыт уже своим детям.
— С какими проблемами психологи чаще всего сталкиваются при общении с детьми? Разнятся ли они в зависимости от возраста?
— Проблем достаточно много, но они в основном типичные при экстренном поступлении в медицинский стационар. С чем мы постоянно сталкиваемся — это трудности адаптации к экстренной госпитализации, когда ребенку нужно как-то организовать свою жизнь в непривычных условиях. Чем младше ребенок, тем острее это им воспринимается. Еще одна общевозрастная проблема: ребенку зачастую сложно организовать свой досуг в больнице. Тут тоже нужна помощь педагогов-психологов. Сложно работать с детьми, у которых отсутствует интерес к чему-либо, а таких детей достаточно.
Если говорить о специфической проблеме, непосредственно связанной с пандемией, это переживания детей за здоровье и жизнь близких. Мы никогда с таким не сталкивались
Почему? Потому что раньше, когда ребенок заболевал и поступал в стационар, его болезнь никаким образом не распространялась на здоровье взрослых. Да, такое случалось при ветрянке или других аналогичных заболеваниях, но это были единичные случаи.
— Допускаются ли родители к детям, больным коронавирусной инфекцией?
— Допускаются. Родители не госпитализируются только в случае, если сами находятся на лечении или если ребенок определенного возраста может находиться в стационаре сам. Понятно, что если родитель находится на лечении, тогда ребенок поступает один. Но у нас бывают случаи, когда с ребенком поступают не родители, а близкие родственники, они помогают ухаживать за ним, и ребенку эмоционально легче переносить такие перемены.
— Как родители воспринимают тот факт, что их ребенок болен COVID-19. Успокаивает ли их информация о том, что дети легче переносят инфекцию?
— Очевидно, любая болезнь ребенка — это стресс для родителей. Само поведение или уровень стресса зависит от индивидуально-личностных особенностей каждого из родителей в той жизненной ситуации, в которой они сейчас находятся. Безусловно, данные о том, что коронавирусная инфекция протекает у детей в легкой форме, успокаивает родителей, особенно если они подтверждены результатами лабораторных исследований. Но, к сожалению, коронавирусная инфекция не обходит детей с другими хроническими заболеваниями, и, конечно, уровень тревоги родителя, когда он знает, что у его ребенка есть такие проблемы, приводит к острому стрессу. С подобной группой родителей мы работаем отдельно.
— С какими вопросами родители чаще всего обращаются к психологам?
— В нашей стране до сегодняшнего дня не принято было обращаться к психологам за помощью. Такая модель поведения для России все-таки не так традиционна, как для Запада. Родители зачастую не знают о том, что медицинский психолог может оказать им помощь. Имея многолетний опыт работы, мы берем инициативу в свои руки и знакомимся с родителями самостоятельно. Во время общения стараемся аккуратно продемонстрировать свою готовность оказать помощь в случае необходимости. Как показывает практика, в большинстве случаев, видя заинтересованность, человеческое участие, родители начинают делиться своими переживаниями, и вот тогда начинается основная психологическая работа. Мы стараемся успокоить родителей, помочь им в организации ухода за детьми в стационаре и разъяснить, чем может родитель помочь восстановить здоровье ребенка здесь и сейчас.
Если уровень тревоги очень высокий, а эмоциональное состояние родителя нестабильно, тогда проводится индивидуальная работа, индивидуальное психологическое консультирование. Очень эффективный метод — использовать собственные хобби для снижения стресса. Мы предлагаем родителям вышивать, рисовать, то есть заниматься тем, чем они увлечены. Также можно получить поддержку и по телефону.
— Чувствуют ли медики дополнительный груз ответственности из-за того, что работают с самыми маленькими?
— Команда специалистов НМИЦ здоровья детей — педиатры, которые всю свою профессиональную жизнь работали с детьми и оказывали им помощь. Врачи выполняют свою привычную работу, но, конечно, спасение жизни, восстановление здоровья детского организма — это самая, наверное, наивысшая мера ответственности, которая может быть возложена на человека.
Конечно, новая уникальная ситуация — особые условия труда, увеличение объема работы, это определенный груз. Наша задача — оказать психологическую помощь врачам, снизить уровень их эмоционального напряжения. Иногда во время консультаций помогаем им объективно посмотреть на ситуацию, выработать стратегию, в том числе распределить собственную нагрузку и найти время для отдыха. Эта своевременная психологическая поддержка, предоставленная на рабочем месте здесь и сейчас, позволяет предупредить дистресс, выгорание, а также сохранить ресурс коллег на следующий день, чтобы безупречно выполнять свой профессиональный долг.
— Помогает ли врачам общение с детьми легче переносить такой тяжелый график работы, ведь дети могут подпитывать своими эмоциями?
— Это факт хорошо известен! Люди выбирают специальность педиатра неслучайно, потому что педиатрия — дело, которому посвящена вся жизнь. Я за то и люблю свое учреждение, что ты приходишь в сообщество людей, которые самоотверженно служат своему любимому делу, делу своей жизни. Это удовлетворение, которое ты получаешь от детских улыбок, от улыбок родителей, от этих эмоций, которые дети испытывают при выписке, когда нам присылают фотографии уже спустя некоторое время родители, — это самое большое профессиональное счастье педиатра.
— Отступая от разговоров о жизни центра, хотелось бы затронуть еще одну громкую тему последних дней — выпускные и ЕГЭ. Насколько тяжело школьникам перенести факт того, что у них не будет полноценного выпускного?
— То, что с нами произошло, с человечеством в целом — это реальная жизненная ситуация, и нужно понимать, что все принимаемые решения направлены на сохранение здоровья и жизни людей. Хочу отметить, что последний звонок в школах уже прошел, и молодые люди благодаря техническому прогрессу нашли много оригинальных выходов из сложившейся ситуации. На эту ситуацию нужно посмотреть спокойно и принять ее просто как данность, тем более что изменить обстоятельства не в наших силах. Однако каждый из нас может изменить отношение к этим обстоятельствам и сделать выпускной запоминающимся событием своей жизни. Организовать его для себя так, как это возможно в такой ситуации.
— Может ли общее напряжение в связи с пандемией, а также отсутствие привычного учебного процесса сказаться на состоятельности выпускников сдавать ЕГЭ и в целом на его качестве?
— Вопрос очень сложный, опять же, все будет индивидуально в каждом отдельном случае. Выпускники — это все-таки взрослые люди, социально зрелые личности. Мы с вами понимаем, что готовились они к экзаменам не два-три месяца, а более длительный срок. Мне кажется, что эти два-три месяца необычного режима жизни не могут кардинальным образом изменить готовность молодых людей к сдаче экзамена.
С другой стороны, мы понимаем, что самоизоляция как раз позволила в определенной степени сконцентрировать внимание на подготовке к экзаменам. У данной ситуации, как и у любой другой, есть свои плюсы и свои минусы. Но у определенной части школьников, конечно, могут возникнуть психологические трудности
Хочу отметить, что сегодня любой ребенок может получить психологическую помощь дистанционно. Информацию о том, как ее получить, можно найти на сайтах ведущих учреждений, на сайте Российского психологического общества, Российской академии образования. Сегодня как со стороны психологического сообщества, так и со стороны государства сделано все, чтобы организовать психологическую поддержку, и провести экзаменационную сессию так, чтобы объективно оценить знания наших выпускников.
— Нужна ли будет людям в целом психологическая поддержка после окончания пандемии или снятие ограничительных мер будет как "бальзам на душу", позволяющий быстро вернуться в привычный ритм?
— Достаточно большое количество людей сможет справиться с проблемами выхода из самоизоляции самостоятельно. Только я советую придерживаться медленного и постепенного перехода от режима самоизоляции к обычному — не сразу удовлетворять все свои желания, а осознавать, что организм достаточно ослаблен как физически, так и психологически. Нужно быть очень осторожными и входить в привычную жизнь медленно, постепенно, внимательно прислушиваясь к своему физическому и психологическому состоянию. Те, у кого возникнут проблемы, появятся незнакомые для себя ощущения, опять же могут обратиться к специалистам. Бесплатная доступная психологическая помощь гражданам обеспечена.
— И последний, думаю, наболевший для всех вопрос: настало время отпусков, но об отдыхе на море думать пока не приходиться. Как смириться с этой мыслью?
— Ключевое слово — это смирение. Второе, что можно добавить, — это рационализм восприятия. Мы понимаем, что эта мера временная, и она обоснована. Переживая настоящее, любой из нас может проверить себя и проявить свои лучшие качества. Если так поступит каждый из нас, мне кажется, человечество точно станет лучше.
Беседовала Кристина Марченко