16 сентября 2020, 11:00
Интервью

Зельфира Трегулова: постоянная экспозиция Новой Третьяковки пока будет закрыта

Зельфира Трегулова. Сергей Бобылев/ ТАСС
Зельфира Трегулова

Зельфира Трегулова — о жизни музея после протечки, реставрации картин, будущих проектах и переезде в новое здание

В Новой Третьяковке 26 августа из-за сильного дождя произошла протечка, после чего две выставки и постоянную экспозицию пришлось закрыть. Специалисты провели экстренные работы по ремонту и замене ливневых стоков. В среду для публики вновь открывается выставка "Ненавсегда. 1968–1985", а с 17 сентября — "Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан". Генеральный директор галереи Зельфира Трегулова рассказала в интервью ТАСС, какие проблемы выявило случившееся и как это сказалось на планах.

— На днях истек двухнедельный срок, по итогам которого галерея должна была предоставить Министерству культуры отчет. Уже известны окончательные причины случившегося?

— Мы все необходимые документы в Министерство культуры предоставили. Всю документацию, связанную с сохранностью экспонатов. У нас были представители министерства, они осмотрели кровлю, выслушали все наши соображения, приняли от нас все бумаги и объяснения. Сейчас мы ждем официальное заключение от сторонних экспертов, которые на основе анализа обозначат причины произошедшего.

— Конечно, это было душераздирающее зрелище, когда в Telegram-каналах появились видео, как вода льется прямо перед "Импровизацией №34" Василия Кандинского.

— Могу только повторить, что — наверное, в это сложно поверить, вспоминая видео, как текла вода прямо перед Кандинским, — на картину Кандинского ничего не попало.

— Тем не менее четыре работы, но не с этой выставки, а из основной экспозиции оказались у реставраторов.

— Да, они были в реставрационных мастерских. Из-за того, что они находились в пространстве с повышенной влажностью. Какое-то время они провели в мастерских — трем из них сделали коленкоровые задники, которые защищают и подрамник, и обратную сторону холста. Был проведен реставрационный совет, который подтвердил, что все в порядке.

Еще раз повторю — все работы в порядке. Такие вещи не скроешь никаким образом. Чужие экспонаты также не пострадали — ни на выставке "Ненавсегда...", ни на выставке "Шедевры из Казани..."

— То есть о каком-либо ущербе речи нет?

— Ущерба произведениям нет — была вызвана страховая компания, они все посмотрели и уехали. А работы по ремонту кровли мы провели силами компании "Крост", глава этой компании Алексей Алексеевич Добашин — член нашего попечительского совета. Это экстраординарная ситуация, и надо было действовать очень быстро. Специалисты, насколько это было возможно, отремонтировали те ливневые стоки, которые фактически вышли из строя во время этого беспрецедентного дождя.

— Аварийные работы проведены, но, судя по всему, это только верхушка айсберга?

— Мы все прекрасно понимаем, что вся инженерия этого здания обветшала. А с учетом тех климатических изменений, свидетелями которых мы являемся... Повторюсь, что с 1972 года живу в Москве — таких дождей, как в этом году, не припомню. И такие проблемы на самом деле испытывает сейчас не только Москва, а весь мир. И все, в том числе архитекторы, говорят, что ситуация будет только усугубляться и нужно планировать системы с гораздо большим диаметром ливневых стоков.

С учетом обветшалости системы и с учетом того, какой серьезный удар ей был нанесен этим дождем, если предварительные выводы верные, то мы не можем ждать момента переезда в Коммунарку, в хранилище, которое будет строиться для Третьяковской галереи и других музеев

И необходим капитальный ремонт системы ливневых стоков — к нему компания "Крост" и приступила сразу после завершения аварийных работ.

Сегодня мы открываем выставку "Ненавсегда..." — на крыше над этими залами была осуществлена замена всех труб ливневых стоков на современные и были проведены четыре испытания — чтобы быть уверенными, что при следующем дожде эта система сработает так, как полагается. В дальнейшем планируем осуществить такой же капитальный ремонт и замену ливневых стоков в остальной части здания, над залами, где находится постоянная экспозиция.

— И завтра вновь открывается выставка "Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского".

— Да, только она уже на новом месте — в залах, где до этого была выставка Александра Рукавишникова. В этих же залах в свое время были выставки Джорджо де Кирико и Эль Лисицкого. Коллеги перемонтировали выставку, которая ранее была развернута в залах №1 и №2 и которую мы торжественно открывали 18 августа. Очень часто выставки называются "Шедевры", но иногда это слово относится буквально к нескольким работам выставки, а здесь действительно количество выдающихся художественных произведений абсолютно оправдывает название. Надо сказать, сразу после ее открытия, в первые же дни мы видели, что она вызвала большой интерес у посетителей. Количество людей, которые приходили в эти залы и в эту экспозицию, стало заметно больше.

— А как отнеслись в министерстве культуры Татарстана к тому, что выставка перемонтирована и теперь в других залах?

— Мы на постоянной связи с министерством культуры Татарстана, с руководством Музея изобразительных искусств и все это с ними согласовывали, в том числе и перемещение выставки из этих залов. Потому что пока эти вещи в Москве, их надо показать людям, чтобы они радовали глаз, чтобы выставка работала. В министерстве хорошо знают эти залы, они сразу же согласились переместить выставку туда.

— С учетом произошедшего и временного закрытия выставки есть ли шанс ее продлить?

— Во всяком случае мне министр культуры Татарстана Ирада Хафизяновна Аюпова сказала: "Если нужно, мы готовы продлить". Они же все видели, какая была пресса на открытии и как успешно шла выставка первую неделю.

— А что с постоянной экспозицией в Новой Третьяковке?

— Вся постоянная экспозиция будет закрыта до того момента, как мы закончим замену труб ливневого стока. Над залами с первого по 18-й. И когда это будет закончено, мы планируем открыть эту часть постоянной экспозиции для посетителей. К этому моменту над этими залами будет закончен ремонт кровли и осуществлена замена труб ливневого стока.

— Какие предварительные сроки?

— Речь идет, конечно, не о неделях, потому что это большой объем работы. Будем делать все возможное, чтобы получилось быстрее. С учетом того, что мы должны провести все испытания, чтобы быть уверенными, что нет ни одного даже маленького отверстия, сквозь которое при сильном дожде может пролиться вода. А сейчас как раз дождливый период, а в дождливые дни производить эти работы невозможно.

Еще многое связано с перемещением произведений из зала в зал, нам же негде их разместить. Поэтому это сложный пасьянс, который мы каждый раз раскладываем, непростая история.

— Лишь бы не было дождя.

— Да. Лишь бы не было дождя никакого — ни слабого, ни сильного. Еще нам пришлось поменять планы в том числе и с фестивалем классической музыки "Т-фестиваль", который мы традиционно проводим в Новой Третьяковке. Первый концерт пройдет 10 октября, а 17 октября у нас выступит один из самых выдающихся пианистов Михаил Плетнев. Мы решили не рисковать, чтобы не находиться в состоянии стресса, вдруг не успеем завершить работы, поэтому приняли решение перенести в этом году фестиваль в зал Врубеля в Лаврушинском переулке. Надеемся, что в следующем году "Т-фестиваль" вернется в Новую Третьяковку.

— Вы уже вплотную работаете над проектом реконструкции здания на Крымском Валу совместно с бюро Рема Колхаса и российскими специалистами. Из-за произошедшего не планируется приблизить момент переезда?

— Все зависит от того, когда будет завершено строительство здания в Коммунарке. Потому что с Крымского Вала нам надо куда-то переезжать — и переезжать в современное хранение, потому что то, что находится в фондах и экспозиции Новой Третьяковки, — это исключительная по уровню коллекция искусства XX века и перевозить ее можно только в идеальные условия.

Вся эта история, конечно, показывает, что мы абсолютно правильно еще четыре с половиной года назад, впервые за эти десятилетия, поставили вопрос, который должен был быть поставлен давно, — о капитальной реконструкции этого здания. Мы начали работу, пригласили выдающегося голландского архитектора Рема Колхаса, Владимира Плоткина, бюро "Резерв". Сделали концепцию — она была принята единодушно на заседании совета попечителей еще несколько лет назад.

Как раз перед пандемией мы закончили эскизный проект. Надо сказать, мы очень серьезно и интенсивно работали над ним, пользуясь тем, что все возможности передвигаться были ограничены и наш великий архитектор не летал по всему свету, а сидел в Амстердаме и самозабвенно, с очень креативным подходом и интенсивно работал. Мы лично общались с ним каждую неделю, а то и два раза за неделю

И то, что произошло 26 августа, подтверждает, что мы не побежали впереди паровоза, наоборот, мы, увы, уже и припозднились. Сейчас договариваемся и оформляем отношения с бюро Колхаса и с российскими проектировщиками. Хотим укрепить эту команду специалистами высшего класса — теми, которые помогут помочь в выработке самых современных решений по поводу климата, безопасности здания.

 А что касается Коммунарки, переехав туда, мы планируем развернуть и наши образовательные программы, и кинопрограммы — и стать важной культурной точкой на карте Новой Москвы.

Беседовала Наталия Крючкова