16 мая 2023, 12:48
Наука

Европейские астрономы запустили проект BlackGEM для поисков источников гравитационных волн

В нем будут задействованы три новых телескопа европейско-чилийской обсерватории Ла-Силья совместно с обсерваториями LIGO и ViRGO

ТАСС, 16 мая. Астрономы официально запустили проект BlackGEM, нацеленный на поиски и уточнение положения источников гравитационных волн при помощи трех новых телескопов европейско-чилийской обсерватории Ла-Силья совместно с обсерваториями LIGO и ViRGO. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO).

"Проект BlackGEM позволит нам изучать самые высокоэнергетические события во Вселенной и при помощи детекторов гравитационных волн, и при помощи обычных оптических телескопов. Комбинация их мощностей позволит нам раскрыть много нового о природе этих вспышек, в том числе и то, что нельзя увидеть только при помощи одной или другой методики наблюдений", - заявил руководитель проекта BlackGEM Пауль Грут, чьи слова приводит пресс-служба ESO.

Гравитационные волны представляют собой колебания пространства-времени, которые порождаются взаимодействиями любых объектов, обладающих ненулевой массой. Как правило, эти колебания обладают исчезающе малой силой, из-за чего ученые смогли подтвердить их существование лишь в сентябре 2015 года, когда американская гравитационная обсерватория впервые зафиксировала волны, порожденные слиянием пар черных дыр.

За последние пять лет LIGO и его европейский аналог ViRGO открыли несколько десятков всплесков гравитационных волн, порожденных слияниями пар черных дыр и нейтронных звезд. Изучение этих колебаний пространства-времени дало космологам и астрофизикам-теоретикам первую возможность провести своеобразную "перепись" черных дыр и проверить теории, объясняющие их эволюцию и миграции.

Поиски источников гравитационных волн

Как отмечает Грут, открытие большого числа всплесков гравитационных волн заставило ученых задуматься о поисках источников этих колебаний пространства-времени при помощи других приборов. Пока такие сведения есть лишь для нескольких вспышек, в том числе для события GW170817, первой известной человечеству вспышки гравитационных волн, которая была порождена слиянием двух нейтронных звезд в галактике NGC 4993.

Для поиска других подобных объектов специалисты ESO создали проект BlackGEM, представляющий собой набор из трех телескопов диаметром в 65 см, непрерывно наблюдающих за разными регионами ночного неба. Свойства этих приборов были подобраны таким образом, что они могли постоянно отслеживать вспышки, порожденные слияниями нейтронных звезд и других возможных источников гравитационных волн.

По словам авторов проекта, снимки, которые будет получать BlackGEM, позволят астрономам более точно локализовать положение источников гравитационных волн на ночном небе, что очень сложно сделать по данным с LIGO и ViRGO. Это, в свою очередь, позволит более точно определять их природу и уточнять расстояние до галактик, в которых были расположены эти объекты.

В ближайшие годы специалисты ESO планируют расширить охват ночного неба в рамках BlackGEM, для чего ученые установят еще 12 телескопов на территории обсерватории Ла-Силья, расположенной в чилийской части пустыни Атакама. Это не только улучшит поиски источников гравитационных волн, но и позволит использовать проект для наблюдений за другими феноменами, в том числе вспышками сверхновых.