22 мая 2015, 08:54

Роскосмос: продлена работа комиссии по расследованию аварии "Прогресса"

Ранее источник, знакомый с ходом работы, заявил ТАСС, что расследование может быть продолжено после 22 мая, поскольку комиссии не хватает данных для установления точной причины аварии

МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Специальная межведомственная комиссия по расследованию аварии ракеты "Союз-2.1а" с космическим грузовиком "Прогресс М-27М" пока продолжит работу, сообщает сегодня пресс-служба Роскосмоса.

"Окончательные выводы комиссии Роскосмос сообщит позднее", - говорится в сообщении, поступившем в ТАСС.

Это не первое продление работы комиссии - изначально предполагалось, что она завершит расследование к 12-13 мая. Позднее глава ведомства Игорь Комаров заявил, что точная причина аварии "Прогресса" должна быть определена до 22 мая.

Ранее источник, знакомый с ходом работы, заявил ТАСС, что расследование может быть продолжено и после 22 мая, поскольку комиссии не хватает данных для установления точной причины аварии. Позднее стало известно, что она рассматривает версии брака и слишком высоких нагрузок на ракету-носитель в полете.

Точную причину аварии могут не установить

Академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин в беседе с корр. ТАСС подчеркнул, что точную причину аварии в итоге могут и не установить. "Во время всех аварий точную и однозначную причину установить удается очень редко. Как правило, это решение имеет вероятностный характер. Например, что с вероятностью 90% причина была такой, но остаются еще 10%, что причина была в другом.

Или выясняют несколько причин, которые привели к нештатной ситуации, тогда работают по устранению всех возможных причин. То, что будет выявлена одна причина, вероятность не очень высокая, как правило, так бывает в очень редких случаях", - сказал  эксперт.

С его мнением не согласился член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин. "Я думаю, что телеметрии достаточно. Работа на предприятиях - нормальный второй этап работы госкомиссии, когда у специалистов есть более четкие версии произошедшего. Теперь они поехали проверять их на предприятия", - сказал он ТАСС.

Причины аварии ракеты-носителя

Как  ранее проинформировал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, причинами аварии являются конструктивные особенности или нарушение технологий. "По сути дела, речь, видимо, идет либо о некоей конструктивной особенности, либо о нарушении технологии, которые приводят к аномальному поведению двигателя при определенных обстоятельствах.

Поэтому потребуется, видимо, гораздо более кропотливая и очень серьезная работа (по расследованию причин катастрофы)", - сказал зампред правительства.

По его словам особенностью аварии является то, что она полностью повторяет аналогичную в 1988 году, а также в прошлом году. "То есть отказ одной и той же системы двигателя, третьей ступени ракеты-носителя "Протон" изготовления Воронежского КБ", - сказал вице-премьер.

Рогозин сообщил, что сейчас комиссию по расследованию причин произошедшего возглавит глава Роскосмоса Игорь Комаров, а его заместителем будет генеральный конструктор ракеты-носителя "Ангара", что позволит обеспечить независимый взгляд на ситуацию.

Неудачи при запусках российских ракет-носителей с 2010 г. Досье

Аварии и нештатные ситуации при запусках российской ракеты-носителя "Протон-М". Досье

Аварии при запусках ракет-носителей в России и за рубежом с 2011 г. Досье

НЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ С ПРОТОНОМ

"Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом "МексСат-1" стартовал 16 мая с Байконура в 08:47 мск, разгонный блок со спутником должны были отделиться от носителя в 08:57 мск. За минуту до этого, на высоте 161 км, произошла нештатная ситуация. В результате головная часть и третья ступень разделиться не успели. Они сгорели в плотных слоях атмосферы над Забайкальским краем. По предварительным данным, сбой произошел в рулевых двигателях третьей ступени "Протона" - как и год назад. Неудача запуска "Протона-М" в мае 2014 года была связана с разрушением подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя.