Лаборатория, причал и электростанция: какими будут три новых модуля МКС
После прекращения существования МКС эти три модуля могут стать основой отечественной орбитальной станции
МОСКВА, 7 июля. /ТАСС/. В ближайшие три года российский сегмент Международной космической станции должен пополниться тремя модулями - лабораторным, узловым и научно-энергетическим.
Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) отправится на орбиту первым - в конце 2017 года. Этот срок был подтвержден на недавнем совещании, проведенном госкорпорацией "Роскосмос" в Центре имени Хруничева.
"Работы по МЛМ идут в соответствии с утвержденным графиком, и пуск состоится в ранее намеченные сроки", - сказали ТАСС в дирекции по коммуникациям Космического центра им. Хруничева.
В 2018 году МКС прирастет "Причалом", а в 2019-м с вводом в строй Научно-энергетического модуля строительство российского сегмента станции будет завершено.
После прекращения существования МКС (пока срок ее жизни продлен до 2024 года) эти три модуля могут стать основой отечественной орбитальной станции.
Многофункциональный лабораторный модуль "Наука"
Самый долгожданный и самый проблемный модуль. Его создание началось в Центре имени Хруничева еще в 1995 году, и тогда он рассматривался в качестве дублера "Зари" - первого модуля МКС.
В 2004 году было решено преобразовать МЛМ в полноценный научный модуль с запуском в 2007-м. В 2013 году проверка специалистов РКК "Энергия" выявила засорение трубопровода и отправила МЛМ обратно на завод-изготовитель. Там он находится до сих пор.
Модуль будет решать не только научные задачи: он должен вырабатывать кислород на шесть человек, регенерировать воду из урины (такие технологии применялись на станции "Мир", а сейчас используются на американском сегменте МКС), а также управлять ориентацией станции, например поднимать высоту ее орбиты или уклоняться от космического мусора.
С "Наукой" российские космонавты получат второй туалет (первый находится в модуле "Звезда"), каюту для третьего члена экипажа, которому пока приходится "гостить" у американцев, а также европейский манипулятор ERA, который позволит выполнять ряд работ без выхода в открытый космос.
Для лабораторных исследований в модуле предусмотрено 29 рабочих мест.
"Конструкция модуля предусматривает унифицированные рабочие места - устройства для установки и подключения научного оборудования внутри и снаружи станции, благодаря чему модуль может быть адаптирован под любые задачи. Высокая степень автоматизации МЛМ позволит сократить количество дорогостоящих выходов в открытый космос - многие операции за бортом можно будет выполнять не выходя из станции", - рассказали в пресс-центре РКК "Энергия".
Функции МЛМ частично совпадают с возможностями служебного модуля "Звезда", а внешне он похож на "Зарю", у которой позаимствован корпус. Тем не менее, отмечают в пресс-службе головного института "Роскосмоса" ЦНИИмаш, "Наука" серьезно отличается от "Зари" оборудованием.
"Например, на борту МЛМ установлены бортовая вычислительная система, система управления бортовой аппаратурой на новой элементной базе, дополнительные подсистемы системы жизнеобеспечения", - перечислили в ЦНИИмаш.
Узловой модуль "Причал"
Модуль уникален - он имеет сразу шесть стыковочных узлов. Его изготовили в 2014 году, и он должен отправиться в космос после МЛМ. Пока же модуль хранится на территории РКК "Энергия".
"Его создание - большой шаг на пути реализации концепции обновляемой отечественной космической станции с неограниченным ресурсом, - говорят в корпорации. - Подобные изделия не изготавливались ранее ни в одной стране мира".
Предшественником "Причала" можно назвать базовый блок станции "Мир", имевший пять стыковочных узлов. Узловой модуль должен стать таким же "ядром" будущей российской орбитальной станции, если эксплуатация МКС прекратится после 2024 года.
Научно-энергетический модуль
Этот модуль пока не имеет собственного имени. Он предназначен для проведения экспериментов и обеспечения российского сегмента МКС электричеством, которое пока приходится покупать у американцев. Солнечные панели американского сегмента станции могут вырабатывать до 32 кВт.
Новый российский модуль сможет давать не менее 18 кВт, полностью покрывая нужды отечественного сегмента. Пока энергию для него поставляет только "Звезда" (до 13,8 кВт), еще 2,5 кВт должен будет вырабатывать МЛМ.
Отличительная черта НЭМ - объем, достигающий 92 кубометров. Это заметно больше, чем у "Науки" (70 кубометров) и тем более стыковочного "Пирса" (19 "кубов"). Научно-энергетический модуль позволит увеличить жизненное пространство для российских космонавтов почти на треть - сейчас весь объем отечественного сегмента составляет чуть больше 203 кубических метров, в основном отданных под научное оборудование.
Компоновка модуля, поясняют в РКК "Энергия", позволяет перестраивать его под любые задачи прямо в полете, например добавить полки для аппаратуры или дополнительную каюту для члена экипажа.
Перспективы
Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы указывает, что стоимость трех модулей составляет в общей сложности 12,6 млрд рублей.
Срок активного существования каждого из них - не менее десяти лет. Таким образом, если эксплуатация МКС прекратится в 2024 году, три новых модуля могут стать основой отечественной станции. В этом случае НЭМ могут дополнить независимой системой управления, безрасходной системой поддержания ориентации на гиродинах, новыми каютами и перспективными элементами системы обеспечения жизнедеятельности, рассказали в пресс-центре РКК "Энергия".
Кроме того, отмечают в корпорации, НЭМ и "Причал" в будущем могут быть использованы для строительства крупных межпланетных пилотируемых комплексов или станции на окололунной орбите. Использование узлового модуля с несколькими портами и крупного модуля, напоминающего НЭМ, обсуждается РКК "Энергия" и американской компанией Boeing в рамках проекта окололунной станции.
Превосходство
Российские модули по ряду параметров превосходят зарубежные, а по некоторым инновационным решениям не имеют аналогов в мире, считают в РКК "Энергия" и ЦНИИмаш.
"Это касается, прежде всего, программного обеспечения и российской технологии автоматизации управления модулями практически на всех участках полета. Благодаря этому модули в ряде случаев можно рассматривать как глубоко автоматизированные, дистанционно управляемые объекты со сравнительно небольшим количеством команд управления с Земли. Кроме того, большинство российских бортовых систем весьма эффективны в эксплуатации, компактны и ремонтопригодны в полете, что очень важно", - говорят в ЦНИИмаш.
Согласно технико-экономическому обоснованию проекта Федеральной космической программы до 2025 года, которое имеется в распоряжении ТАСС, коэффициент новизны будущих модулей МКС составляет от 23% для НЭМ, до 50% для МЛМ.
В пресс-центре РКК "Энергия" пояснили ТАСС, что этот показатель ограничивает использование разработанных ранее приборов и агрегатов. Таким образом, МЛМ может получить из старых заделов не больше половины оборудования, узловой модуль - 40%, а в НЭМ новыми должны быть уже три четверти приборов.
"При создании таких технически сложных элементов, как модуль космической станции, экономически целесообразно использовать уже имеющийся задел по приборному составу и технологическим решениям. Такой подход позволяет не только значительно снизить затраты на испытания и производство изделий, но и сократить сроки их создания", - сказали в РКК "Энергия".
"В области освоения космического пространства должна быть разумная грань между новыми и апробированными решениями", - соглашаются с коллегами сотрудники ЦНИИмаш.