Все новости

Эксперт: МКС законсервируют в случае задержки с расследованием причин аварии "Союза"

По мнению специалиста Российской академии космонавтики им. Циолковского, консервация рассматривается как самый пессимистичный сценарий
Запуск ракеты-носителя "Союз-ФГ", 11 октября Сергей Савостьянов/ТАСС
Запуск ракеты-носителя "Союз-ФГ", 11 октября
© Сергей Савостьянов/ТАСС

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Консервация Международной космической станции (МКС) возможна при самом пессимистичном сценарии - если сроки расследования причин аварии "Союза" затянутся. Такое мнение высказал в беседе с ТАСС академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков.

Вопрос возможной консервации МКС возник после того как ракета-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым кораблем "Союз МС-10" 11 октября потерпела аварию на третьей минуте полета. На борту корабля находились космонавт Роскосмоса Алексей Овчинин (командир "Союза МС-10") и астронавт NASA Ник Хейг, направлявшиеся к МКС.

"Это самый пессимистичный сценарий. Это (возможно), когда сроки расследования затянутся, когда будет непонятна первопричина всего происшедшего, и тогда придется сдвигать сроки запуска следующего пилотируемого корабля. Так как корабли "Союз" имеют гарантию, при полете около 200 суток она истекает где-то январе, то, конечно, будет стоять вопрос о возвращении того экипажа, который сейчас работает на станции, на Землю. В этом случае придется станцию законсервировать", - сказал собеседник агентства.

По его словам, это будет "неприятным событием" для мировой космонавтики, "но в крайнем случае это придется сделать, потому что безопасность космонавтов превыше всего". Железняков также отметил, что начиная с весны следующего года, Овчинин и Хейг теоретически могут совершить новый полет. Но все будет зависеть от того, когда "их впишут в график".

"Многое зависит от того, как договорятся космические агентства, как будет скорректирован график работ на МКС. График обычно составляется на год вперед. Сейчас, до конца года, должны были стартовать три грузовых корабля - "Прогресс", Dragon и Cygnus, и пилотируемый корабль. Сейчас эти сроки будут пересматриваться, потому что прибытие трех грузовых кораблей на станцию, когда там экипаж из трех человек, - это будет очень для них напряженно", - подчеркнул эксперт.

"Космические такелажники"

В настоящее время на МКС находятся космонавт Роскосмоса Сергей Прокопьев, астронавт Европейского космического агентства Александер Герст и астронавт NASA Серена Ауньон. Они прибыли на МКС на корабле "Союз МС-09" 8 июня 2018 года в составе длительной экспедиции.

Как сообщил ранее исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев, для Международной космической станции предусмотрен режим консервации, однако специалисты постараются этого избежать.

По словам Железнякова, сейчас Прокопьев, Герст и Ауньон будут работать "космическими такелажниками". Научную программу МКС придется менять.

"Если им еще придется разгружать три новых корабля, когда недоразгружен японский Kounotori 7, то, конечно, график у них будет напряженный, научную программу придется скорректировать. Сейчас первоочередная задача - поддержание работоспособности станции, обеспечение ее функционирования и нормального ее полета. А то время, которое останется - для науки. Когда там шесть человек - времени больше остается, а когда работу шестерых будут выполнять трое - это очень и очень напряженно", - отметил Железняков.

Отказ от "Союзов"

При этом собеседник агентства напомнил, что американская сторона рано или поздно откажется от использования российских "Союзов" при запусках. Ранее исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам Сергей Крикалев сообщил ТАСС, что ракеты- носители семейства "Союз-ФГ", как ожидается, будут использоваться для запусков и дальше, до введения в строй новых ракет "Союз 2.1".

"В конце концов, они (американцы), конечно, от него ("Союза") откажутся. Но когда это произойдет - во многом зависит от того, насколько эффективным будет ведущееся расследование, работа аварийной комиссии. Если удастся быстро разобраться в причинах произошедшего, и если эти причины не являются какими-то конструкторскими дефектами или более глубинными проблемами, тогда пуски возобновятся", - сказал Железняков.

Он отметил, что "на подходе" у NASA два корабля - Dragon 2 и Starliner, которые должны начать летать уже в 2019 году. "Поэтому отказ от "Союзов" - это вопрос времени", - резюмировал эксперт.

Экипаж потерпевшего аварию "Союза" в четверг спустился в спасательной капсуле по баллистической траектории на территорию Казахстана. Сейчас Овчинин и Хейг находятся в Москве и продолжают обследоваться. С ними, по заверению медиков, все в порядке.

Авария "Союза" 11 октября 2018 года стала первым за 35 лет чрезвычайным происшествием с носителями такого типа.