Все новости
Краш-тесты

Краш-тест: малый бизнес и госзакупки

© Сергей Фадеичев/ТАСС, архив
Представители ведущих электронных торговых площадок и бизнесмены рассказывают о том, как господдержка способствуют развитию малого предпринимательства

Госзакупки

Госзакупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд.

Существует два закона, регулирующих закупочную деятельность различных госкомпаний, монополий и других организаций:

44-й Федеральный закон

  • Регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.
  • Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).
  • Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.
  • Заказчики: государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
  • Поставщики: юридические и физические лица, в том числе ИП.

223-й Федеральный закон

  • Регулирует только общие принципы проведения закупок.
  • Работая по 223-ФЗ, заказчики должны сами разработать положение о закупках для своей организации.
  • В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок.
  • Заказчики: организации с долей участия государства более 50%; компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т. д.); организации - субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т. п.); бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т. п.).
  • Поставщики: юридические и физические лица, в том числе ИП.

 

Как государство расширяет доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам?

Правительство РФ в августе 2016 года  расширило доступ малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний по прямым договорам с 10 до 15%, соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, решение вступит в силу с 2018 года.

Согласно действующему законодательству госкомпании обязаны закупать у малого и среднего бизнеса не менее 18% от общего объема закупок, причем 10% должны приходиться на прямые договоры с МСП.

По данным корпорации по развитию малого и предпринимательства (МСП), общая доля прямых закупок со стороны госкомпаний у представителей малого и среднего бизнеса с начала 2016 года по ноябрь составила 28,2% (888,3 млрд руб.), что в 2,8 раза превышает установленную квоту в 10%.

По мнению главы корпорации Александра Бравермана, общий объем закупок к концу 2016 года должен превысить 1,5 трлн руб., на конец ноября общая сумма госзакупок составляла 1,4 трлн руб.

Комментарий отрасли. Генеральный директор ЗАО "Сбербанк-АСТ"

Доля закупок у малого и среднего бизнеса относительно общего объема аукционов в 2016 году по сравнению с 2015 годом возросла с 40 до 43,7% (по количеству размещенных торгов). Что касается объема по размещению в рублях, то доля закупок у субъектов МСП возросла с 24 до 30,5%, по сумме заключенных контрактов - с 23,4 до 32,1% от общей суммы контрактов, заключенных по итогам аукционов на нашей площадке. Таким образом, собственники малых предприятий участвуют и побеждают.

По закупкам в рамках 223-ФЗ динамика еще более позитивная. Предполагается внести поправки о проведении закупок до 400 млн руб. на отобранных площадках. Думаю, что это значительно увеличит процент конкурентных процедур, а значит, будет способствовать продвижению малого и среднего бизнеса.

Предполагается постепенно наращивать и общие квоты на закупки (не только прямые контракты) у субъектов МСП - с 18% в 2016 году до 25% с 2018 года. Этот подход заложен в стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, которая утверждена правительством в июне 2016 года

Положительный опыт предпринимателя

Наша компания начала принимать участие в государственных тендерах на поставку защитной экипировки и спецодежды еще с 2004 года. Но когда правительство "открыло дверь" малому бизнесу, начало всячески поддерживать "малышей" и давать квоты, то выигрывать закупки стало проще.

После введения государственных квот наша компания наладила плодотворное сотрудничество с "Почтой России", а также увеличились разовые госзаказы на сумму от 1 млн до 50 млн руб. Наши крупные заказчики стали понимать, что малым предприятиям можно доверять, и они более гибко подстраиваются к закупкам, а также могут войти в положение клиента в отличие от крупного бизнеса.

Негативный опыт предпринимателя

Наша компания предоставляет оптимальные энергетические решения уже более 10 лет. Каждое компрессорное оборудование или генератор поставляется четко и в срок, а также под индивидуальные требования заказчика. К сожалению, в нашей сфере высокая конкуренция, и мы неоднократно сталкивались с "договорными" тендерами, которые уже были написаны под определенную компанию. Сейчас с этим непросто бороться, если заказчик хочет купить продукцию у своего поставщика, то он ее купит.

Нам очень помогает ФАС (Федеральная антимонопольная служба. - ТАСС), но если удается доказать сговор, то отношения с клиентом становятся "натянутыми". Мы спокойно выигрываем небольшие тендеры от 2 млн до 15 млн руб., в крупные тендеры пока войти не получается.

Комментарий отрасли. Генеральный директор АО "Единая электронная торговая площадка"

К сожалению, "договорные" тендеры до сих пор встречаются. Но ввиду того, что за последние 10 лет львиная доля торгов стала проходить в электронной форме и все данные стали публиковаться в открытой для общественности единой информационной системе закупок (ЕИС), количество таких "договорных" сделок существенно сократилось. Организовать и провести такого рода процедуру значительно сложнее.

Если участник торгов видит, что заказчик начинает "затачивать" требования к какому-то определенному виду продукции и составляет их с какими-то определенными условиями, то необходимо сразу же подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, которая эффективно работает по устранению такого рода торгов. ФАС сможет отменить процедуру и сделает предписание о внесении изменений в закупочную документацию.

Комментарий отрасли. Генеральный директор ЗАО "ТЭК-Торг"

Среди проблем участия субъектов малого и среднего предпринимательства в госзакупках обычно выделяют три основных: высокие затраты на участие, сложность подготовки документации и отсутствие оборотных средств на исполнение договора. Это не полный список, конечно же, есть еще и другие проблемы. Мы активно работаем над снижением этих барьеров совместно с нашими заказчиками и партнерами.

Для снижения затрат на участие мы упростили процедуру аккредитации (регистрации) поставщика на ЭТП (электронная торговая площадка. - ТАСС). Сейчас от него требуется всего два документа: выписка из ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц. - ТАСС), актуальная на день подачи, и доверенность на право совершения действий от организации. При этом выписка может быть и в электронном виде. Для снижения стоимости услуг ЭТП мы разработали специальный минимальный тариф для субъектов МСП.

С точки зрения снижения сложности участия в процедурах мы стали оказывать услуги помощи поставщикам по подготовке документов на аккредитацию в "Роснефти". Помогаем им подготовить документы "от и до". Подают их сами поставщики в "Роснефть", но также в электронном виде через площадку.

Что касается отсутствия собственных оборотных средств, то вместе с МСП-банком (банк по поддержке малого и среднего предпринимательства. - ТАСС) мы сейчас запускаем процесс поддержки предпринимателей, работающих на нашей площадке, через продукты банка.

Действительно, есть мнение, что закупки для малого бизнеса нужно консолидировать в одном месте в рамках страны. Конечно же, технически это можно сделать, но всегда есть обратная сторона этого процесса. Возрастут затраты для организаторов процедур, которые будут вынуждены часть закупок проводить на другой площадке. Возникнут связанные с этим вопросы по интеграции информационных систем.

Вторая проблема - отсутствие конкуренции и развития сервиса. Если такая площадка одна, то какие стимулы заставят ее развиваться?

По моему мнению, целесообразнее было бы развивать общие рыночные сервисы по поиску и подбору процедур с разных площадок для поставщика и унифицировать процедуры, проводимые на разных площадках с точки зрения поэтапной процедуры и требований к поставщику.

Где проводятся госзакупки?

Госзакупки проводятся на специальных сайтах - электронных торговых площадках. Эти площадки были отобраны приказом Минэкономразвития, и сейчас их пять:

  • "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru
  • "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" - www.sberbank-ast.ru
  • "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru
  • "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru
  • "ММВБ - Информационные технологии" - www.etp-micex.ru

Справочная информация о проводимых торгах для государственных закупок публикуется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) - www.zakupki.gov.ru.

Заказчиками в рамках контрактной системы в сфере закупок являются государственные или муниципальные органы, а также казенные и бюджетные учреждения.