15 марта 2014, 11:48

Балет Монте-Карло представил в Нью-Йорке современную версию "Лебединого озера" Чайковского

Постановка "Озеро" балета Монте-Карло в Нью-Йорке. Laurent Philippe
Постановка "Озеро" балета Монте-Карло в Нью-Йорке
Постановка получила название "Озеро"

НЬЮ-ЙОРК, 15 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Александра Бекренева/. В Нью-Йорк с гастролями приехал знаменитый Балет Монте-Карло. Знаменитая труппа, которой руководит последние двадцать лет француз Жан-Кристоф Майо, привезла спектакль "Озеро" - современную версию "Лебединого озера". Первое представление состоялось вечером 14 марта на сцене Сити-центра.

Балет поставлен на музыку Петра Чайковского. Либретто написал французский автор, лауреат Гонкуровской премии Жан Руо. "Это не новое прочтение "Лебединого озера", это нечто другое. Поэтому я и назвал балет по-другому", - рассказал хореограф.

Майо несколько изменил сюжет "Лебединого озера". Вместо злодея Ротбарта перед зрителями предстает Царица ночи, бывшая любовница Короля, роль которой исполняет Мод Сабурен. В "Озере" Майо, в отличие от классических постановок, присутствует и сам Король (Альваро Прието) - властный, даже агрессивный, пытающийся навязать сыну, принцу Зигфриду (Стефан Бургонд), представление о том, каким должен быть настоящий мужчина.

Лебеди в балете Майо названы "химерами". Они появляются на сцене в серых полупачках и перчатках-крыльях. В классическом "Лебедином озере" роли черного и белого лебедя исполняет одна и та же танцовщица. У Майо же балерин две: роль Одетты исполняет Аня Беренд, Одиллии - Эйприл Болл. "Я хотел показать разницу между идеалом и реальностью, а не просто между добром и злом. Вот почему черного и белого лебедей у меня танцуют две разные девушки", - пояснил хореограф.

Финал балета эффектен: принц с погибшей возлюбленной исчезают в окутывающей сцену черной вуали Царицы ночи. Декорации к спектаклю создал французский художник Эрнест Пиньон-Эрнест, костюмы - Филипп Гийотель.

Местная публика оказалась от балета в восторге. Завершился спектакль овацией, нью- йоркские зрители аплодировали стоя.

Гастроли Балета Монте-Карло в США организованы нью- йоркской продюсерской компанией Ardani Artists, руководят которой супруги Сергей и Гаянэ Данилян. Перед тем, как приехать в Нью-Йорк, коллектив с успехом дал четыре представления на сцене Центра искусств Сегерстром в калифорнийском городе Коста-Меса.

Премьера "Озера" состоялась в декабре 2011 года в Монте- Карло. В нью-йоркском Сити-центре балет будет показан еще три раза. В апреле его смогут увидеть жители Лондона.

"Озеро" - не первая попытка Майо представить современный взгляд на классику. Он уже ставил балеты "Ромео и Джульетта", "Золушка", "Красавица" (по мотивам "Спящей красавицы"), а совсем недавно, в декабре минувшего года, - "Щелкунчика".

В 2013 году Майо поставил одноактный балет под названием "Переключение" для прима-балерины Мариинского театра и Американского театра балета, народной артистки России Дианы Вишневой. Этот спектакль вошел в ее проект "Грани", который в конце марта будет показан на сцене Большого театра. А в июле этого года в Москве пройдет премьера балета "Укрощение строптивой" на музыку Дмитрия Шостаковича, который Майо сочиняет специально для труппы Большого театра.

История Балета Монте-Карло начинается с 1911 года, когда труппа Сергея Дягилева, выступавшая с Русскими балетными сезонами, сделала своей резиденцией Монако. Коллектив просуществовал до смерти Дягилева в 1929 году. После этого несколько хореографов пытались возродить труппу под разными названиями, однако в 1951 году она полностью прекратила существование.

Нынешний Балет Монте-Карло был основан в 1985 году принцессой Каролиной Ганноверской. Сначала репетиции проходили в старой дягилевской студии, а выступления - в зале оперы Монте-Карло. С 2000 года Балет Монте-Карло дает представления на сцене "Гримальди-форума".