Все новости

Российское кино: как развивается отечественный кинематограф

Кадр из фильма "Горько"
© filmpro.ru
Сколько государство тратит на поддержку фильмов, как законодатели развивают кино и самые успешные ленты последних лет - в специальном материале ИТАР-ТАСС

27 августа отмечается День российского кино. За последние несколько лет государство усилило свое участие в развитии отрасли. До 2010 года финансированием отечественных фильмов занималось Министерство культуры. Затем такие же полномочия получил Фонд кино.

По словам президента России Владимира Путина, с 2000 года госфинансирование кинематографии увеличилось в 12,5 раза - с 528,6 млн руб. до 6,6 млрд руб. в 2013 году.

Общий объем государственной поддержки российского кинематографа в этом году составил 6 млрд руб. Половину этой суммы выделяет Минкультуры на создание детского, анимационного, авторского, дебютного и неигрового кино. Остальная часть распределятся Фондом кино между потенциально успешными в прокате проектами.

- Гранты: как государство оказывает поддержку кинематографу

- Цитаты первых лиц РФ о кинематографе

- Законодательство

- Самые кассовые российские фильмы

- Российские фильмы-обладатели главных кинопремий мира

Гранты: как государство оказывает поддержку кинематографу

До 2010 года господдержкой российского кино и распределением субсидий занималось Министерство культуры РФ. В рамках реформы был создан Фонд поддержки кинематографа (Фонд кино), который получил такие же полномочия.

Обладателей грантов выбирают экспертные советы Фонда кино и Минкульта во время питчинга - презентации и защиты проектов игровых, авторских и экспериментальных фильмов.

Какие ленты в 2014 году поддержал Минкульт РФ

Из 41 картины, представленной весной в ведомстве с целью получения грантов, экспертный совет выбрал 24 проекта.

Ремейки советских фильмов

По словам сценариста новой картины "А зори здесь тихие" по мотивам повести Бориса Васильева, "текст очень близок к повести, хотя некоторые авторские допущения все-таки есть". Фильм продюсируют Владислав Ряшин и Ренат Давлетьяров, который также является режиссером картины. По словам продюсера, ремейки советских фильмов, как правило, подвергаются жесткой критике. Но он надеется на объективную критику.

Одной из картин, которую поддержал Фонд кино, стал ремейк фильма-катастрофы "Экипаж", который снимет Николай Лебедев. Съемками занимается "Студия "ТРИТЭ" Никиты Михалкова.

Летом 2014 года в российский прокат вышел ремейк "Кавказской пленницы" Леонида Гайдая. Главные роли исполняют Геннадий Хазанов, Настя Задорожная, Дмитрий Шаракоис,  Арарат Кещян и другие актеры. Этот фильм уже получил множество отрицательных рецензий и отзывов.

В 2007 году состоялась премьера сиквела фильма "Ирония судьбы" Эльдара Рязанова. Автор "Иронии судьбы. Продолжение" - Тимур Бекмамбетов. Сценарий написал Алексей Слаповский. Фильм признан самым кассовым в прокате России и СНГ за 2008 год, собрав около $49,92 млн.

Почему ремейки заполняют российские экраны. Мнение эксперта

Продолжение

В августе Минкультуры опубликовало список иностранных фильмов, которые ведомство рекомендует к просмотру. В списке 100 картин, 35 из которых размещены на сайте "Культура.рф" в разделе "Классика зарубежного кино" с возможностью бесплатного просмотра.

Путин: кинематограф должен продвигать патриотизм, духовность, милосердие и ответственность

24 мая 2013 года на совещании, посвященном вопросам развития отечественной кинематографии, президент РФ Владимир Путин заявил: "Государство делает многое, чтобы российская киноиндустрия стала конкурентоспособной и отвечала требованиям времени. Вполне логично, что люди рассчитывают на адекватную отдачу, на то, что у нас с каждым годом будет все больше лент, отвечающих и стратегическим задачам развития страны, и запросам общества, несущих серьезную созидательную и образовательную силу, продвигающих ценности здорового образа жизни, патриотизма, духовности, милосердия и ответственности".

Крайне важно обеспечить киноискусству достойную содержательную миссию
Владимир Путин
президент РФ

Президент отметил, что "государство может помочь снять кино, но ему не под силу заставить людей это кино смотреть, места для отечественных лент зарезервировать можно, главное - чем эти места заполнить".

Глава российского государства потребовал разобраться с ситуацией недобросовестного отношения к господдержке: "Считаю важным разобраться и пресечь ситуации недобросовестного отношения к господдержке. К сожалению, есть случаи, когда для реализации проектов для кинопроизводителей и прокатчиков государство выделяет серьезные деньги, серьезные суммы, а они подчас используются плохо или, как ни странно, вообще не используются".

Также во время совещания Владимир Путин предложил участникам заседания снова вернуться к вопросу создания этической хартии: "В ноябре 2011 года я уже обращался к членам совета по кинематографии с просьбой подумать над формированием своего рода этической хартии участников российской киноиндустрии. Учитывая, как обстоят дела, и в первую очередь мнение зрителей, которые не прекращают сетовать на засилье посредственной продукции, хотел бы вновь вернуться к этому вопросу".

Встреча Путина и Сокурова

18 октября 2011 года в Константиновском дворце в Стрельне (пригород Санкт-Петербурга) премьер-министр РФ Владимир Путин провел встречу с российским кинорежиссером Александром Сокуровым, во время которой обсуждалась судьба киностудии "Ленфильм".

"Мне очень хочется сохранить студию. Это бренд, который нам достался от прежнего времени. Это хорошие традиции, ими нужно дорожить. Но ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Было много предложений, но ни одно предложение серьезно не проработано с экономической точки зрения", - заявил Владимир Путин.

Продолжение

Медведев: кассовые сборы российских фильмов в 2013 году составили 8 млрд руб.

26 марта 2014 года на заседании правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии премьер-министр РФ Дмитрий Медведев говорил о конкурентоспособности отечественного кино.

"Очень важно, чтобы зритель это кино посмотрел, а для этого кинотеатры должны быть заинтересованы в показе именно российских картин". Глава правительства также отметил, что готов обсуждать даже экзотические инициативы, связанные с продвижением отечественных фильмов в прокате.

Я предлагаю сегодня поговорить о механизмах дополнительной поддержки отечественных фильмов в прокате. Не скрою, за последнее время мне предложили целый ряд идей, часть из них носит экзотический характер, но я готов обсудить и экзотические идеи, если они принесут пользу
Дмитрий Медведев
премьер-министр РФ

Дмитрий Медведев также заявил, что кассовые сборы российских фильмов в 2013 году составили 8 млрд руб. и их посмотрели 35 млн человек. "Это составляет почти пятую часть всех зрителей, которые побывали в кинотеатрах страны, - отметил премьер-министр. - Это неплохой результат, особенно если учесть, что мы по итогам работы в прошлом году ориентировались на то, что этот показатель достигнет 13%. То есть в целом показатели растут несколько быстрее, чем мы даже рассчитывали. И сейчас важно, чтобы этот темп не был потерян".
Глава российского правительства также отметил, что в 2013 году объем господдержки составил 6,7 млрд руб. "С учетом того, скажем прямо, что мы вынуждены идти на уменьшение госрасходов, это скорее позитивная новость, потому что нам удалось не только сохранить уровень господдержки, но даже немножко его увеличить. Будем считать, что деньги вложены удачно".

Мединский: от элитного и модного искусства к социально значимому

В начале 2014 года министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что Минкульт намерен "пересмотреть критерии в поддержке искусства - от элитного и модного к талантливому и социально значимому". По его словам, "государство не может ограничиваться ролью менеджера, руководствующегося унифицированными обезличенными критериями".

Государство обязано поддерживать то, что считает соответствующим интересам страны
Владимир Мединский
министр культуры РФ

"Абсурдно, если государственная поддержка будет строиться по принципу "Дай денег и отойди". Никому не приходит в голову прийти к предпринимателю с таким предложением, а в Минкульте ранее считалось почему-то, что можно. Речь не о каком-то ограничении творчества. Испокон веков художники творили, в том числе и не за счет государства", - заявил Мединский.

Закон о запрете мата в фильмах

Весной 2014 года Госдума приняла закон о запрете использовать мат в произведениях искусства. Инициативу еще в 2012 году предложила группа депутатов во главе с председателем думского комитета по культуре Станиславом Говорухиным ("Единая Россия"). С 1 июля закон вступил в силу. Нецензурная лексика запрещена, в частности, в кино.

Нарушители будут оштрафованы. Минимальный размер штрафа - 2 тыс. руб. для граждан, максимальный - 50 тыс. руб. для юрлиц. Фильмы с ненормативной лексикой выходить в прокат не будут. Если кино появится на экране в нарушение закона, то организаторы будут оштрафованы на 50-100 тыс. руб., а в случае повторного показа - до 200 тыс. руб. либо их прокатная деятельность будет приостановлена на срок до трех месяцев.

Как запрет ненормативной лексики отразился на российском кино

  • Режиссеру фильма о норильской молодежи "Комбинат "Надежда" Наталье Мещаниновой пришлось переснять ленту, исключив из нее нецензурные слова, чтобы получить прокатное удостоверение. "Комбинат "Надежда" участвовал в основной конкурсной программе 25-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр". На смотре была представлена версия без мата. При этом на фестивалях в Гетеборге и Роттердаме демонстрировался оригинальный вариант картины с ненормативной лексикой.
  • Режиссер фильма-лауреата ММКФ "Да и да" Валерия Гай Германика заявила, что не будет заниматься переозвучкой своего фильма из-за закона о запрете мата и выложит ленту в интернет в случае невозможности проката.
  • Фильм Андрея Звягицева "Левиафан", удостоенный наград в Канне и на Мюнхенском кинофестивале, получил прокатное удостоверение с ограничением по возрасту "18+" в связи с наличием нецензурной лексики.

Продолжение

Антипиратский закон

В 2013 году в РФ был принят антипиратский закон, позволяющий правообладателям блокировать нелегально размещенную в интернете кинопродукцию и ресурсы, уличенные в хранении пиратского контента. По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, после вступления закона в силу правообладатели стали получать доход - раньше же этому мешала доступность пиратского контента.

В качестве примера он привел фильм "Сталинград" Федора Бондарчука. Пиратская копия фильма появилась в интернете через несколько дней после премьеры, но после вмешательства Роскомнадзора была удалена. "Кассовые сборы "Сталинграда" очень высокие. Так что закон действительно работает", - подчеркнул чиновник.

Вы хорошо знаете, что у нас довольно большое засилье так называемого культурного импорта. И в этих условиях мы, безусловно, должны защитить наших работников творческой сферы, причем защитить не какими-то запретами по отношению к западным коллегам, конкурентам, а формированием твердых правовых гарантий, которые обеспечили бы справедливые и благоприятные условия для наших творческих работников
Сергей Нарышкин
спикер Госдумы

Что еще предлагали законодатели

Инициатива о запрете фильмов, демонизирующих образ РФ

В августе сенатор, член комитета СФ по науке, образованию и культуре Бату Хасиков предложил установить особые требования к российскому кинопрокату с учетом политических реалий - в частности, ограничить показ фильмов, демонизирующих образ России.

"Необходимо ограничить доступ на большие экраны тех картин, в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется все, что связано с Россией, с русской культурой. Думаю, что в год культуры, который проходит в нашей стране, постановка такого вопроса как никогда уместна, - заявил Хасиков. - Критерии отбора в кинопрокат должны не перекрыть доступ в Россию действительно талантливых картин из-за рубежа".

Закон "О кинематографии"

6 февраля 2013 года депутат Госдумы от ЛДПР Дмитрий Литвинцев внес законопроект "О кинематографии". Документ предлагал ввести понятие "национальный фильм" - лента на русском языке, над которой работают как минимум 70% граждан России и иностранные инвестиции в которую не превышают 40%.

Литвинцев предлагал запретить снимать на территории РФ все фильмы, кроме "национальных" и совместного производства, а также запретить кинотеатрам уделять больше 20% сеансов зарубежным фильмам.

В марте того же года законопроект был отозван. Отказаться от этой идеи комитет Госдумы по культуре убедили киносети "Синема Парк", объединенная "Формула кино" с "Кронверк Синема", "Каро-фильм" и "Киномакс".

Самые кассовые российские фильмы

  1. "Сталинград" Федора Бондарчука.  В прокат лента вышла 10 октября 2013 года. Бюджет: $30 млн, из которых $10 млн выделены Фондом кино. Сборы: $68,104 млн. Фильм удостоен четырех премий "Золотой орел" и трех статуэток "Ника"

  2. "Вий" Олега Степченко. Премьера состоялась 30 января 2014 года. Бюджет: $26 млн. Сборы: $39 млн

  3. "Адмиралъ" Андрея Кравчука. В прокат лента вышла 9 октября 2008 года. Бюджет: $20 млн. Сборы в России: $38,13 млн

  4. "Елки-3". Режиссеры Ольга Харина, Дмитрий Киселев, Леван Габриадзе, Екатерина Телегина, Александр Котт, Александр Карпиловский, Антон Мегердичев, Заур Засеев. В прокат лента вышла 26 декабря 2013 года. Бюджет: $5 млн. Сборы: $38,067 млн

  5. "Три богатыря. На дальних берегах" Константина Феоктистова. В прокат картина вышла 27 декабря 2012 года. Бюджет: $3,5 млн. Сборы в России: $31,5 млн

  6. "Легенда № 17". Режиссер - Николай Лебедев. В прокат лента вышла 10 апреля 2013 года. Бюджет: $13,2 млн. Сборы: $27,96 млн

  7. "Высоцкий. Спасибо, что живой". Режиссер - Петр Буслов. Картина вышла в прокат 1 декабря 2011 года. Бюджет: $12 млн. Сборы: $27,4 млн. Фильм удостоен премий "Ника" и "Золотой орел"

  8. "Елки-2". Режиссеры - Дмитрий Киселев, Александр Баранов, Александр Котт, Леван Габриадзе. Фильм вышел на экраны 15 декабря 2011 года. Бюджет: $5,8 млн. Сборы: $26,23 млн

  9. "9 рота" Федора Бондарчука. Фильм вышел 29 сентября 2005 года. Бюджет: $9,5 млн. Сборы: $25,55 млн. Картина получила четыре премии "Золотой орел" и три "Ники"

  10. "Горько!" Жоры Крыжовникова (настоящее имя - Андрей Першин). Комедия вышла в прокат 10 октября 2013 года. Бюджет: $1,5 млн. Сборы: $25,5 млн. За этот фильм режиссер получил премию "Ника" в категории "Открытие года"

Российские фильмы-обладатели главных кинонаград мира

"Оскар"

Главная премия в области кинематографии последний раз присуждалась российскому фильму в 1995 году. Статуэтку в категории "Лучший фильм на иностранном языке" завоевала картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем". "Утомленные солнцем-2: Цитадель" 2011 года также рассматривались как возможный претендент на "Оскар" от России. Но выдвижение картины Российским оскаровским комитетом вызвало скандал.

Глава комитета Владимир Меньшов отказался подписывать протокол заседания и раскритиковал фильм.

В 2000 году мультфильм "Старик и море" Александра Петрова не только завоевал "Оскар", но и стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.

До этого лауреатами премии Американской киноакадемии становились советские фильмы "Москва слезам не верит", "Война и мир". Первый "Оскар" в истории советского кинематографа был присужден в 1942 году документальному фильму "Разгром немецких войск под Москвой".

Об истории самой престижной кинонаграды и ее обладателях читайте в специальном проекте ИТАР-ТАСС.

Венецианский кинофестиваль

Советские и российские кинематографисты неоднократно были отмечены наградами основного конкурса Венецианского кинофестиваля. Главный приз смотра доставался отечественным лентам пять раз. В 2011 году "Золотого льва" получил "Фауст" Александра Сокурова. Главным призом фестиваля также отмечены "Иваново детство" Андрея Тарковского (1962), "Урга - территория любви" Никиты Михалкова (1991).

В 1934 году "Кубок Муссолини", который был главной наградой Венецианского фестиваля в 1934-1942 годах, получила программа русского кино, в которую вошли картины Григория Рошаля "Петербургская ночь" и "Гроза", документальный фильм Владислава Микоша "Челюскин", музыкальная комедия "Веселые ребята" Григория Александрова, "Окраина" Бориса Барнета.

"Серебряного льва", который вручается лучшему режиссеру, получали Александр Птушко за фильм "Садко" (1953), Самсон Самсонов ("Попрыгунья", 1955), Ирина Евтеева ("Клоун", 2002), Рустам Ибрагимбеков ("Нефть", 2003) и Алексей Герман-младший за картину "Бумажный солдат" (2008). 

Отечественные актеры четыре раза награждались "Кубком Вольпи" за лучшее исполнение мужской и женской ролей. Среди лауреатов Дзидра Ритенберга ("Мальва", 1957), Наталья Аринбасарова ("Первый учитель", 1966), Олег Борисов ("Единственный свидетель", 1990) и Ксения Раппопорт ("Двойной час", 2009). Евгений Леонов получил награду за лучшую мужскую роль в фильме "Осенний марафон" (1979).

Премии "Озелла" за лучшую операторскую работу удостоились Вадим Юсов за фильм Ивана Дыховичного "Черный монах" (1988), Максим Дроздов и Алишер Хамидходжаев за картину Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат" (2008), Михаил Кричман за фильм Алексея Федоренко "Овсянки" (2010).

Специального приза жюри за вклад в киноискусство были удостоены режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов за картину "Мир входящему" (1961), Игорь Таланкин за фильм "Вступление" (1963), Григорий Козинцев за картину "Гамлет" (1964), Марлен Хуциев за киноработу "Мне двадцать лет" (1965). Также награда была присуждена актеру Михаилу Ульянову за исполнение главной роли в фильме Юлия Райзмана "Частная жизнь" (1982).

Каннский кинофестиваль

Картина Михаила Калатозова "Летят журавли" - единственный российский полнометражный фильм, который получил главный приз фестиваля "Золотую пальмовую ветвь". Картина была удостоена этой награды в 1958 году.

Фильм "Большая семья" (1955) режиссера Иосифа Хейфица - самый титулованный за всю историю Каннского кинофестиваля. Он завоевал 16 призов в номинации "Лучший актерский ансамбль". Фильм "Великий перелом" Фридриха Эрмлера завоевал Гран-при фестиваля в 1946 году.