29 августа 2014, 14:40

В Суздале после 46 лет реставрационных работ восстановлены фрески XVII века

Спасо-Преображенский собор на территории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов
Спасо-Преображенский собор на территории Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
"В таком комплексе и объеме это, без сомнения, самая ценная живопись Суздаля", - заявила гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника

ВЛАДИМИР, 29 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Анна Устинова/. В Спасо-Преображенском соборе Суздаля завершилась реставрация фресок Гурия Никитина. На восстановление 600 кв. м живописи XVII века потребовалось 46 лет, сообщила сегодня ИТАР-ТАСС генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова.

"В таком комплексе и объеме это, без сомнения, самая ценная живопись Суздаля. Каждого, входящего в собор, словно обволакивает немая Библия. Удивительно, до какой степени мастер владел искусством понимания цвета, натуральных красок XVII века. Это книга, которую можно читать бесконечно", - сказала она.

Гурия Никитина (1620-1691 годы) называют последним из великих русских изографов, ставя его имя в один ряд с иконописцами Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Под руководством Никитина был расписан Троицкий собор в Костроме, церковь Ильи Пророка в Ярославле. Спасо-Преображенский собор в Суздале - одна из последних работ мастера. Его он расписал в 1689 году, за два года до своей смерти.

На протяжении XVIII - начала XX веков поверх фресковой живописи Никитина неоднократно появлялась новая, в советское время за состоянием росписи никто не следил.

Реставрацию начали в 1968 году, но работы все время прерывались и откладывались. В 2013-2014 годах под руководством главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ Владимира Сарабьянова прошла комплексная реставрация фресок.

"Было сделано немало искусствоведческих открытий. Например, выяснилось, что в процессе обновления фресок разные мастера подменяли образы одних святых другими. Еще стало известно, что Никитин не золотил нимбы, а использовал золотистую охру, нимбы стали золотить только в XVIII веке", - добавила Мельникова.

По мнению директора музея, фрески Гурия Никитина станут одной из популярных туристических достопримечательностей Владимирской области, как Золотые ворота, Дмитриевский и Успенский соборы.