22 июля 2022, 11:30
Статья

Французский писатель родился 24 июля 1802 года

Александр Дюма. Roger Viollet Collection/ Getty Images
Александр Дюма

Александру Дюма (старшему), можно сказать, с детства повезло: он был знаком с Адольфом де Левеном, французским драматургом и театральным режиссером, который станет большим другом писателя. Так что интерес к литературе у него вспыхнул рано. У него не то чтобы было много денег или каких-то важных связей, но зато были старые знакомые его отца, бывшего генерала, военного чиновника. С их помощью он смог перебраться в Париж и получить небольшую должность в канцелярии. В столице он начал погружаться в мир искусства, ходить в театр, знакомиться с работами драматургов. 

Несмотря на то что театральный мир безумно увлекал юношу, Дюма никогда не мечтал ни о карьере актера, ни о постановке спектаклей. Все, что его увлекало, — это пьесы, драматургия. Не имея образования, что составляло некоторые неудобства и невыгодно выделяло начинающего писателя среди его коллег, Дюма начинает читать, изучать необходимые тексты самостоятельно. 

Надо сказать, что Дюма был очаровательным юношей. Он был довольно статным (по наследству от отца-военного), высоким, голубоглазым. Дюма вел себя самоуверенно, но был очень наивным и простодушным, совсем как ребенок. И, конечно, добрым, оттого его новые знакомые не отталкивали писателя, а наоборот — старались поддержать его творчество, помочь восполнить пробелы в образовании: подсказывали, какие книги, романы и пьесы нужно прочитать, рассказывали о драматургии и постановках. 

Желание творить и уверенность в собственном успехе толкали Дюма к творчеству, и он, недолго думая, решил начать с исторических сюжетов. Так у него родилась пьеса "Генрих III и его двор", которая имела феноменальный успех и до сих пор считается классикой французской театральной сцены. И историческая тема всегда будет присутствовать в его произведениях до конца жизни автора. 

Дюма — один из представителей романтизма в литературе. Ему близка простота, легкие и понятные характеры (и мотивации) героев, бурные страсти, мелодраматизм, интриги и стремительно развивающиеся события. Для него не столь важна именно историческая канва, сколь важно передать дух авантюризма, приключений, показать яркие и драматические события и иногда повеселить своего читателя. Так с легкой руки автора события, которые даже от него самого удалены на несколько сотен лет, становятся практически современными — ведь что тогда, что потом, что сейчас есть и любовь, и зависть, и интриги. 

"Граф Монте-Кристо"

1844–1846

Конечно, одно из самых известных произведений Дюма — роман "Граф Монте-Кристо". Более того, это произведение считается одним из самых главных в приключенческой литературе XIX века не только Франции, но и всего мира. Сюжет этот многим хорошо известен. Это история о простом моряке Эдмоне Дантесе, который несправедливой волей судьбы оказывается заточен в тюрьму, а после становится несметно богатым и знатным господином, решившим отомстить своим обидчикам. 

Лихо закрученный непредсказуемый сюжет, который пестрит приключениями, яркая любовная линия, интересные, глубокие персонажи и исторические декорации — все это сделало "Монте-Кристо" безумно привлекательным романом для экранизации. К этому сюжету обращались режиссеры в США, Европе, России, Японии, Аргентине и, конечно, во Франции. 

Задумка романа появилась у Дюма, когда тот путешествовал по Средиземному морю. Там-то он и услышал легенду о сокровищах, которые спрятаны на острове Монтекристо. Вдохновившись этой историей, он даже дает созвучную фамилию своему главному герою (точнее, его альтер эго после возвращения из заточения). Он начал работать над романом в 1844 году и закончил его через два года. На тот момент это была самая успешная работа Дюма, которая принесла ему небывалую славу и, к слову, неплохие гонорары. 

У Дантеса и его истории, кстати, есть реальная подоплека. Его прототип — сапожник Франсуа Пико, он тоже собирался жениться на обеспеченной девушке и стал жертвой зависти собственных друзей, из-за которых и угодил за решетку. Там он ухаживал за своим соседом, больным священником, который перед смертью раскрыл ему тайну сокровищ, спрятанных в Милане. Когда Пико вышел на свободу и овладел кладом, он тоже решил отомстить своим "друзьям", что оклеветали его. Но добряк Дюма все-таки немного изменил финал этой истории: его герой Дантес в конце концов отказывается от мести, понимая, что страдают и невинные, он решает быть милосердным. 

"Три мушкетера" 

1844

Историю о д’Артаньяне, Атосе, Портосе и Арамисе, находящихся на службе у французского короля, кажется, многие помнят еще из детства. Приключения трех бравых (и одного будущего) мушкетеров Дюма строит не только вокруг потасовок и военных действий, он умело вплетает в сюжет и любовную линию, и дворцовые интриги. Так что этот роман, кажется, интересно читать всем, причем какого бы возраста вы ни были. 

Конечно, главная идея романа крутится вокруг долга и дружбы — на них и строятся взаимодействия всех героев, как между собой, так и со внешним миром. События в романе развиваются стремительно, интриги бурлят, герои постоянно сталкиваются с какими-то трудностями. Но все события, все их действия пронизаны каким-то небывалым оптимизмом, отчего вся эта история кажется легкой и солнечной (пока, конечно, кого-нибудь не отравят в ходе подковерных интриг). Мушкетерам приходится быть смелыми и находчивыми, чтобы порой предостеречь от беды пусть и сильных, но несколько глупых мира сего. 

Кстати, Дюма, наверное, стал бы отличным шоураннером какого-нибудь популярного сериала в наши дни. Все дело в том, что "Три мушкетера" — это роман-фельетон, то есть в газете он публиковался по главам, причем каждая глава заканчивалась на самом интересном месте. Нельзя было просто так взять и узнать, чем закончились приключения мушкетеров, нужно было в изнеможении ожидать следующего номера. 

Дюма, кстати, вообще был выдумщиком и умельцем обращать все в свою пользу. Ему, скажем, в этой же газете платили построчно, поэтому он придумал персонажа Гримо, который говорил только "да" или "нет". Так диалоги с ним разрастались на несколько строк. К слову, позже издатели предложили Дюма платить не за строку, а за слово: так что во втором романе о мушкетерах у Гримо гораздо больше реплик.  

"Королева Марго" 

1845 

"Королева Марго" — это первый роман из своеобразной трилогии произведений Дюма о Генрихе Наваррском. Два других — "Графиня де Монсоро" (1846) и "Сорок пять" (1847). Исторические события в них происходят последовательно, потому и образуют такой единый достоверный фон, хотя по сюжету они и не связаны единой канвой. Кроме того, во всех трех романах есть дворцовые интриги и тайны (это практически "Игра престолов", только без драконов), роуд-трип с художественным описанием природы и, конечно, любовь — без нее у Дюма никуда. 

Будущая королева Маргарита Валуа (до замужества), как вы уже, наверное, поняли, историческая личность, одна из самых образованных и красивых женщин Франции своего времени, дочь Екатерины Медичи и Генриха II. Она стала королевой в 1572 году, когда в политических интересах была выдана замуж за предводителя гугенотов Генриха Наваррского. Но несмотря на то, что это был, конечно же, брак по расчету, супруги решают объединиться против дворцовых интриг и относиться друг к другу с доверием. 

Это один из исторических романов Дюма, и он очень сложно написан. Если вы ранее не читали ничего подобного, удержать в голове события, все имена будет поначалу непросто, особенно если французский язык для вас неродной и с историей страны вы знакомы неглубоко. При этом Дюма очень увлекательно описывает исторические события, любовные переживания королевы и ее супруга, так что не бойтесь: доверьтесь роману, и он вас обязательно увлечет.

"Черный тюльпан" 

1850 

События этого романа происходят в Голландии, главный герой цветовод Корнелиус ван Берле невольно оказывается втянут в борьбу Вильгельма III с принцами-братьями за власть. У Корнелиуса, который увлечен лишь выращиванием черного тюльпана, оказывается компрометирующая власть переписка, из-за чего его и сажают в тюрьму. Последнее, что он успевает взять перед заточением, — это драгоценные семена своего растения, которое он и продолжает выращивать уже за решеткой. 

В отличие от других произведений Дюма, "Черный тюльпан" относительно спокойный роман. Тут нет постоянных стычек, интриг, в центре сюжета оказывается любовь Корнелиуса и девушки Розы, с которой он знакомится в тюрьме. Вскоре их разлучают (героя переводят в другую крепость), но возлюбленные находят способ поддерживать связь с помощью голубиной почты. Так на страницах романа контрастирует политическая масштабная борьба, которая происходила в Голландии в 1672 году, и жизнь одного человека, который просто хотел вырастить свой цветок. 

Кадрия Садыкова