Выставка самого знаменитого в Узбекистане керамиста Акбара Рахимова "Душа птиц", недавно прошедшая в Ташкенте, напомнила посетителям об известном исламском хадисе, в котором говорится, что "в рай попадут люди, чьи сердца подобны птицам". Действительно, глядя на экспонаты выставки, начинаешь верить, что их создал человек с сердцем птицы, для которого рабочий процесс — это состояние полета. В беседе с ТАСС Акбар, закрывающий нашу серию текстов о мастерах из стран — соседей России, рассказал о своем творчестве и о том, как начиналась династия керамистов Рахимовых.
Основатель династии
"Уже шесть поколений нашей семьи занимаются керамикой, керамистами были мой отец, прадед и прапрадед, по моим стопам пошли сын Алишер и внук Шахрух, чьи работы были представлены на большинстве моих выставок, при этом основателем профессиональной династии является мой отец Мухитдин, который еще в 20-е годы прошлого столетия получил образование в Москве и Ленинграде и прожил очень интересную жизнь", — сказал Рахимов.
В 1924 году его отец попал в Москву, где принял участие в первой выставке керамического искусства Средней Азии в Манеже, которая продолжалась шесть месяцев. За это время он подучил русский язык, его оставили в Москве и направили на учебу в Институт силикатов. В 1929 году Мухитдин вернулся домой в Ташкент, открыл цех "Кизил кулал" ("Красный керамист") и начал свою творческую деятельность. Он часто сопровождал по республике приезжавших из Москвы и Ленинграда археологов, этнографов и других ученых.
В послевоенные годы он работал научным сотрудником в Институте искусствознания, преподавал в открывшемся в 1952 году художественном училище, но при этом не переставал работать с гончарным кругом. В 1961 году вышла его книга "Художественная керамика Узбекистана", за которую без защиты диссертации ему присудили звание кандидата наук.
"К отцу уже в 60-е годы пришло международное признание. Его уникальные изделия в единственном экземпляре через Московское художественно-производственное объединение имени Вучетича продавались в Париже, Лондоне и других столицах мира", — рассказал керамист. Сегодня работы Мухитдина Рахимова находятся в коллекциях музеев антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, в Музее Востока в Москве, в музее "Царицыно", а также во всех музеях Узбекистана.
Секреты профессии и новые идеи
"Все красители, которые мы используем, — это горные минералы. Мы обжигаем их при температуре 1500 градусов, другие материалы этого не выдерживают", — говорит Акбар Рахимов.
Он рассказал, что его отец пробовал использовать в качестве красителей буквально все, даже орехи. В своих дневниках, а их более ста, он описал эксперименты со всеми потенциальными красителями. Как настоящий ученый, он оставил подробные записи, чтобы его последователи не шли ошибочными путями.
"Учиться керамике я начал в восемь лет. Мои первые работы — это лошадки, свистульки, которые я перед мусульманской пасхой (Навруз - прим. ТАСС) продавал по пять копеек и был очень доволен, что у меня есть свои деньги. Потом я начал помогать отцу, изучать орнамент и в достаточно молодом возрасте вошел в мир керамики. Отца не стало в 1985 году, когда ему было 82 года, мне тогда было 35 лет. Отец умер за своим гончарным кругом", — вспоминает Рахимов.
По его словам, в последние десятилетия каждый год осенью он ездит за вдохновением в археологические экспедиции. "Там я занимаюсь эскизами, мечтаю. Как правило, именно в эти моменты появляются новые идеи, которые я потом пытаюсь воплотить в керамику", — говорит мастер.
"Душа птиц"
В экспозиции выставки, прошедшей в студии Рахимова в махалле "Ок илон" ("Белая змея"), было представлено около 500 экспонатов. Под руками мастера из глины родились и поселились на вазах, кувшинах, ляганах (подносах) фантастические сирины и Семурги, реальные павлины и удоды, аисты, ласточки и соловьи. Керамические изделия разнообразных форм, орнаментов, узоров и расцветок как бы говорят о вечной зависти человека, который всегда мечтал летать, так же как птицы, подниматься к солнцу, общаться с богами и видеть мир с высоты.
"Душа птиц" — это десятый крупный проект Рахимова, ему предшествовали выставки "Тысяча и одна лампа", "Гранат — образ рая", "Цвет миндаля", "Сорок красавиц", "Древо, соединяющее небо и землю", "Птица счастья Афрасиаб" и другие. Все они, как отмечают искусствоведы, являются своеобразной антологией узбекского керамического искусства от времен Афросиаба, эпох Саманидов и Темуридов, Кушанского царства, Ташкентской школы XVII–XIX веков и до настоящего времени.
Фестиваль для детей
Рахимов пошел по стопам отца не только в работе с глиной, но и в преподавательской деятельности. В своей студии он обучает детей мастерству работы с глиной. Привлечь подрастающее поколение к искусству помогает проводимый в студии детский фестиваль.
"До пандемии каждый год мы проводили детский фестиваль "Детские игрушки", в них участвовали дети 6-12 лет. Фестиваль продолжался три дня, дети сидели группами: кто-то занимался рисунками, кто-то строил свой "дом будущего", кто-то лепил животных, самолеты, все желающие могли попробовать себя в роли керамистов и мозаичистов", — рассказал Рахимов. По его словам, готовые экспонаты обжигались, после чего была проведена выставка готовых изделий, сделанных детьми. Те приходили с родителями, дедушками и бабушками, показывали им свои работы, а после выставки забирали их домой.
"Приятно даже подумать, что эти работы всегда будут напоминать им о детстве. После завершения выставки мы организовываем для ребят сладкий стол, чтобы у них сохранилось ощущение праздника. Затем мы выбираем десять детей, которым предлагаем учиться в нашей студии керамики", — рассказал мастер.
Валерий Бирюков