27 января 2023, 16:40
Статья

"Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли": машина времени в Третьяковке

Посмотреть выставку можно с 24 января по 10 мая
Скульптуры-опоры надпрестольной сени с символами евангелистов (XVIII век). Сергей Карпухин/ ТАСС
Скульптуры-опоры надпрестольной сени с символами евангелистов (XVIII век)

Западное крыло Новой Третьяковки напоминает боярские палаты: в залах с приглушенным светом мерцают драгоценные камни, бликуют отделанные золотом старинные иконы и инкрустированные обложки книг, переливаются блеском парчовые одежды и древние монеты, обнаруженные в кладах. Выставочный проект "Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли" посвящен тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. В экспозицию вошли около 600 экспонатов из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. 

Огромный "бассейн с черной водой", где вместо жидкости — уголь, песок и извилистая коса из осколков зеркала, видишь, еще даже не перешагнув порог выставки. Инсталляция "Река истории" современного художника Максима Ксуты символизирует течение времени и становится своеобразной метафорой: дальнейшая прогулка по залам Третьяковки переносит на много сотен лет назад. И мысленно, и даже физически — полумрак, низкая температура (одевайтесь теплее), доносящиеся мотивы древнерусского церковного пения, которым дополнена выставка.

Попасть из нашего времени в далекое прошлое можно, оказавшись, как в сказке, перед массивными, огромными (более 3 м в высоту) "Златыми вратами" 1230-х годов. По словам искусствоведа и хранителя Марины Быковой, они находятся практически в том же состоянии, в каком были в XIII веке, когда украшали Рождественский собор в Суздале.

Западные "Златые врата" Рождественского собора (1230-е годы). Дарья Шаталова/ ТАСС
Западные "Златые врата" Рождественского собора (1230-е годы)

Врата выполнены в уникальной технике "золотой наводки по меди": смесь из золота и ртути наносили на лакированную металлическую поверхность, после нагревания ртуть испарялась, а золото оседало. Такой метод был распространен в средневековой Европе, в свою очередь "Златые врата" признаны древнейшим памятником подобного рода, созданным на Руси.

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Сергей Карпухин/ ТАСС
Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерина Проничева и генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова

На створках изображены сцены евангельской истории и богородичных праздников. Считается, что здесь впервые был зафиксирован популярный в русской иконописи сюжет праздника Покрова Пресвятой Богородицы. 

Это тот редчайший случай, когда музей, представляя свою коллекцию на другой площадке, выдает все, что обычно невозможно получить даже поодиночке
Зельфира Трегулова
генеральный директор Государственной Третьяковской галереи

Рядом представлен не менее масштабный экспонат из Рождественского собора — позолоченный выносной фонарь XVII века, который использовался во время крестных ходов. Его высота составляет более 2 м, диаметр — около 140 см, вес — почти 160 кг.

Позолоченный выносной фонарь XVII века. Сергей Карпухин/ ТАСС
Позолоченный выносной фонарь XVII века

Чтобы поднять такой "Царь-фонарь", была необходима сила сразу нескольких крепких мужчин — во время богослужений они переносили его на плечах, закрепляя на себе специальными петлями. 

По следам Андрея Рублева

Следующий зал целиком посвящен иконописи — образы, написанные мастерами в XIII–XVII веках, обрамлены окладами из драгоценных камней и жемчуга, отделаны чеканкой, серебром и золотом. Здесь можно рассмотреть икону, дарованную Покровскому монастырю князем Иваном Ивановичем Шуйским — последним представителем рода, а также почитавшуюся в семье князя Дмитрия Пожарского, "Богоматерь Казанская". Есть икона "Богоматерь Владимирская", авторство которой приписывают Андрею Рублеву, а кто написал одну из древнейших русских икон "Богоматерь Боголюбская" (вторая половина XVI века) — неизвестно. Приблизительно до XVII века у мастеров иконописи было не принято оставлять свои подписи на работах. По словам реставратора Игоря Руденко, сегодня имена художников пытаются установить с помощью исследований — изучают техники, использованные пигменты, способы нанесения красочных слоев и соотносят с имеющимися данными.

Необычно выглядят подвешенные в воздухе иконы-таблетки второй половины XVI века: небольшие, написанные не на дереве, как обычно, а на холсте. Их отличительная особенность в том, что они двухсторонние — на одной стороне изображены евангельские сюжеты, на другой — фигуры святых. Они служили своеобразным церковным календарем и использовались на богослужениях в дни соответствующих праздников. 

Иконы-таблетки (вторая половина XVI века). Сергей Карпухин/ ТАСС
Иконы-таблетки (вторая половина XVI века)

После можно познакомиться с книгами. С XII века Владимиро-Суздальская земля стала одним из признанных центров просвещения. Благодаря усилиям князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо во Владимире развивалось летописание, параллельно складывались литературные традиции — создавались сказания. В XIV–XVII веках основные очаги "книжности" сосредотачивались в монастырях. На выставке можно увидеть памятники русского книжного и декоративно-прикладного искусства: невероятной красоты Евангелие в окладах с драгоценностями и другие церковные фолианты. 

Обратите внимание на первый иллюстрированный "Букварь" (1694) Кариона Истомина, ставший лучшим учебным пособием тех лет.

"Букварь" Кариона Истомина (1694 год). Дарья Шаталова/ ТАСС
"Букварь" Кариона Истомина (1694 год)

На букву К: "кипарисъ", "китъ", "конь", "колоколъ", "корова", "кокошь" (в котором угадывается курица), а также "клобукъ", "копие", "колесница" — приметы времени и первые слова, с которыми знакомились дети XVII века. В том числе царицы Наталия Кирилловна и Прасковья Федоровна — им Истомин подарил рукописи "Букваря". 

Тебя там встретит огнегривый лев

Пробуждает от полумрака и встречает неожиданно ярким светом просторный зал, который называется "Белый камень". В середине XII века в Северо-Восточную Русь по приглашению Юрия Долгорукого прибыли европейские мастера романской архитектуры. Для строительства они использовали известняк, или белый камень, — единственную широко распространенную в краях Владимиро-Суздальских земель породу. Материал хорошо подходил для формирования блоков и создания узоров.

Зал "Белый камень". Дарья Шаталова/ ТАСС
Зал "Белый камень"

По периметру зала расставлены аутентичные рельефы XII века и более поздние слепки с них, украшавшие фасады и интерьеры соборов во Владимире. Эти плиты — своего рода книга культуры Древней Руси, где смешались восточные и западные сюжеты, евангельские и народные. Один из излюбленных образов — лев. Видимо, перекочевавший из Библии, но не до конца знакомый внешне мастерам: в экспозиции с десяток львов, забавных по сегодняшним меркам, улыбчивых и грозных, напоминающих то собак, то чудовищ, то разгневанных стариков. Рассматривать и поражаться воображению предков можно долго.

Царь Давид, догоняющий льва (1880–1890-е годы). Дарья Шаталова/ ТАСС
Царь Давид, догоняющий льва (1880–1890-е годы)

Также на выставке представлены найденные археологами клады соответствующей эпохи — украшения, монеты, фрагменты тканей. Пышные, отделанные камнями, бархатом, золотым и серебряным шитьем одежды священнослужителей. Есть раздел, посвященный деревянному зодчеству, — там тоже можно найти скульптуру "устрашающего" льва, а еще вола, орла и ангела — аллегорических образов, связанных с евангелистами. Напоследок посетителям предлагают познакомиться с образцами русского церковного пения прошлых столетий, однако напевы, записанные для музыкальной инсталляции, слышны и за пределами этого зала.

Завершает экспозицию видеопроекция — на огромном экране показаны современные панорамы Владимиро-Суздальских земель. Все те же купола и стены храмов, вспаханные поля и изгибы рек, убаюкивающее пение птиц — безвременье. 

Дарья Шаталова