2 апреля 2015, 13:25

Директор Театра Вахтангова удручен некомпетентностью экспертов Института Лихачева

Кирилл Крок . Николай Галкин/ ТАСС
Кирилл Крок
Кирилл Крок подчеркнул, что "в уставе любого театра написано, что учредитель не вправе влиять на репертуарную политику и заниматься оценкой достоинств и недостатков продукта"

МОСКВА, 2 апреля. /ТАСС/. Директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок удручен некомпетентностью экспертов Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Дмитрия Лихачева, раскритиковавших спектакли по произведениям Пушкина, и в частности, "Евгения Онегина" в постановке худрука Вахтанговского театра Римаса Туминаса. Об этом Крок заявил в интервью ТАСС.

"Складывается впечатление, что участники обсуждения не видели спектаклей, которые взялись критиковать "за искажение текстов и идей Александра Пушкина", - сказал Крок. Еще большее недоумение, по его словам, вызывает неосведомленность участников обсуждения в том, как складываются финансово-правовые отношения между Министерством культуры и театрами.

"Экспертам надо бы знать, что в рамках государственного задания, которое выдает каждому учреждению культуры, и театрам, в том числе, Министерство культуры есть понятие "услуги", к которым относится и выпуск новых спектаклей", - отметил Крок.

Он также подчеркнул, что "в уставе любого театра написано, что учредитель не вправе влиять на репертуарную политику и заниматься оценкой достоинств и недостатков продукта".

"Взамен государство, безусловно, имеет право требовать качество и своевременность исполнения услуг, соблюдение финансовой и хозяйственной дисциплины", - подчеркнул собеседник агентства.

Билеты на "Онегина" раскупаются за месяц вперед

Относительно финансирования конкретно "Евгения Онегина", Крок сообщил, что два года назад на эту постановку Минкультуры выделило лишь часть средств, другую часть театр вложил из собственных денег.

"Эти средства через семь-восемь показов в Москве были полностью окуплены путем продажи билетов на этот спектакль", - констатировал директор Вахтанговского театра. Он добавил, что билеты на "Онегина" раскупаются за месяц вперед, хотя цены на них не дешевые.

"Так что в чисто экономическом плане от таких спектаклей государство получает прибыль", - заметил Крок.

Что касается творческой составляющей, то по этому поводу он напомнил, что вахтанговский "Евгений Онегин" удостоен множества профессиональных призов, среди которых театральная премия "Золотая маска".

"Спектакль объехал полмира, с восторгом принят театральным сообществом, театральными экспертами и критиками. Разве это не показатель высочайшего качества художественного продукта?" - задал риторический вопрос Крок. С положительными отзывами на спектакль выступили, в частности, заведующая мемориального петербургского Музея- квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12, доктор филологических наук Галина Седова, которая, по словам Крока, написала режиссеру: "Пушкин был бы счастлив! То море смыслов, та глубина, которые составляют суть пушкинского творчества, над чем бьются исследователи на протяжении десятков лет, прочувствована Вами с такой легкостью, как будто Вы - его современник и неизменный собеседник". Также Крок процитировал отклик писателя Виктора Ерофеева, по мнению которого, "Римас не изменил Пушкину нигде, но зато он изменил все те окаменелости, которые приросли к Пушкину, как раковины ко дну корабля".

Мнение министра культуры РФ

"Думаю, что к месту будет озвучить и мнение министра культуры России Владимира Мединского, который после премьеры "Евгения Онегина" написал, что "это был просто потрясающий спектакль" и отметил, что "всем, казалось бы, известный назубок текст преподносить так, что не замечаешь ни времени, ни пространства - это талант, что здесь сказать!" - подчеркнул Крок.

Он также напомнил директору Института Лихачева Арсению Миронову точную цитату академика Дмитрия Лихачева "классики могут нас кормить", которая, по словам Миронова, означает, что "не надо брать бренд классического произведения и под ним продавать свои собственные эксперименты творческие".

"Уж если Вы цитируете человека, имя которого носит Ваш институт, то, наверное, это надо делать точно, а не интерпретировать слова по собственному усмотрению. Так вот, Лихачев имел в виду совсем другое: он говорил о хозрасчете в культуре. Вот его точная цитата: "Институт русской литературы может окупить все свои расходы, все зарплаты. Потому что за спиной Института русской литературы существует русская литература. Классики могут нас кормить. Но если мы будем определять только этим наше существование, то есть, если мы будем рассчитывать только на то, чтобы приносить прибыль Академии наук, издательству Академии наук, как это сейчас иногда пытаются нам навязать, это будет несчастье", - заключил Крок.

Эксперты института Лихачева 31 марта подвергли критике постановки "Борис Годунов" Константина Богомолова, "Евгений Онегин" Римаса Туминаса, "Онегин" Тимофея Кулябина и "Руслан и Людмила" Дмитрия Чернякова. Основные претензии к режиссерам свелись к искажению текстов и идей Александра Пушкина, а к государству - к "самоубийственной" культурной политике, благодаря которой "спонсируются" такие спектакли.