Фокин: в конфликте вокруг "Тангейзера" не были исчерпаны все дипломатические возможности

Валерий Фокин. ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский
Валерий Фокин
Фокин считает, что самым правильным в этом конфликте было бы то, если бы ни одна из сторон не победила и был бы найден компромисс

МОСКВА, 8 апреля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. В конфликте вокруг постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре оперы и балета не были исчерпаны все дипломатические возможности. Об этом в интервью ТАСС заявил сегодня художественный руководитель Санкт-Петербургского Александринского театра, народный артист РФ Валерий Фокин. Он находится в Москве в связи с гастролями спектаклей Новой сцены Александринки, которая впервые участвует в фестивале "Золотая маска".

Фокин считает, что самым правильным в этом конфликте было бы то, если бы ни одна из сторон не победила и был бы найден компромисс. "Как только победила одна сторона, сразу же начались пикеты, свиные головы у Московского Художественного театра, ультиматумы, угрозы: не снимете спектакль с репертуара, мы вам такое сделаем, - заметил режиссер. - Победила бы другая сторона, может быть, "замутили" бы что-нибудь иное. В общем, надо было посадить всех за стол и обязательно найти компромисс". Худрук Александринки считает, что "не были исчерпаны все дипломатические возможности". "Выход из этого конфликта я бы хотел увидеть другим, но, к сожалению, он не произошел", - заключил режиссер.

Говоря о современной публике, худрук заметил, что "на сегодняшний день у нас выстраивается очередь из людей, которые желают быть оскорбленными". Так произошло, по его словам, на "Тангейзере". "Что касается самого спектакля, то, на мой взгляд, в нем нет никаких особых "экспериментов", кроме постера, в котором был определенный перебор, но его быстро убрали, - сказал режиссер. - В отличии от многих обсуждающих постановку, я видел этот спектакль. Действие перенесли в другое время, но в оперных постановках это уже определенный штамп. Ничего нового в этом нет. А принять полного оперного певца с лицом благополучного человека за Христа, надо быть как минимум в пьяном угаре или специально прийти и захотеть это увидеть".

"Я человек немолодой, я работал и жил во времена цензуры, - сказал Фокин. - Мои спектакли проверяли, не пускали - "Провинциальные анекдоты" принимали восемь раз, это был своеобразный рекорд. Я все это прекрасно помню. Конечно, это очень плохо, ни в коем случае нельзя возвращаться к цензуре ни под каким видом".

Развивая тему, Фокин остановился на вопросе "о границах интерпретаций". "Определять границы интерпретаций - это вообще какая-то абсурдная вещь", - убежден худрук Александринки. По его словам, художник, режиссер должен иметь право на собственное видение, потому что он сочиняет новый мир. "Театральный спектакль - это другое произведение, не литературное, - пояснил Фокин. - Но тут есть границы. С одной стороны, я считаю, нельзя плясать на могиле классика. С другой стороны, нельзя стоять перед ним на коленях. Это очень тонкая граница, которую должен определять сам творец. Тут его огромная ответственность. Нельзя сознательно провоцировать, идти на скандал". Однако при этом Фокин подчеркнул, что "искусство и театр, в частности, провокативно по своей природе, значит, требуется найти меру, необходимый баланс".

Опера "Тангейзер" была поставлена на сцене Новосибирского театра оперы и балета в декабре 2014 года. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер. После массовых протестов общественности, поддержанных митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном, прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания", которые позже были прекращены. 29 марта директор театра Борис Мездрич по решению министерства культуры РФ был уволен со своего поста. Его место занял руководитель Михайловского театра в Санкт-Петербурге Владимир Кехман.