10 октября 2023, 13:00
Статья

"Все его творчество — об этой земле": в Ашхабаде празднуют 100-летие Иззата Клычева

Олег Павленко/ ТАСС

Выставка работ туркменского художника Иззата Клычева к 100-летию со дня его рождения начала работу во вторник в Ашхабаде. Об одном из основоположников сурового стиля в советской живописи, открывшем на своих полотнах Туркмению всему миру, самом известном художнике этой страны — в материале ТАСС.

Иззат Клычев родился 10 октября 1923 года в ауле Ялкым (в настоящее время входит в Марыйский велаят (область) Туркмении). С детства он увлекался рисованием, в 1940 году пошел учиться в Ашхабадское художественное училище, откуда в 1942 году, в 18 лет, ушел на фронт добровольцем. Пройдя всю войну в составе роты связи, он дошел до Берлина. В 1947 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (сейчас Санкт-Петербургская академия художеств), который окончил в 1953 году. Его дипломная работа "В пустыне Каракум", для создания которой он устроился рабочим в геодезическую экспедицию в пустыню, получила высокие художественные оценки и открыла в его творчестве тему родной Туркмении.

Гимн туркменского народа

Открытия выставочного зала Союза художников Туркмении, где сейчас начинает работу экспозиция "Счастье Иззата Клычева", в советское время добился сам художник. "Папа тогда был председателем Союза художников Туркмении, это была большая, огромная работа, я была ребенком и помню: очень много было поездок в Москву, нужно было добиваться строительства этого здания, — рассказывает дочь художника Ляля Клычева. — В конце концов добились, построили. Здесь всегда устраивались выставки и туркменских, и международных художников. Сейчас в Туркмении построен очень хороший большой современный музей. Но мы хотели сделать выставку здесь — это место его памяти".

Ляля Клычева у своего портрета. Олег Павленко/ ТАСС
Ляля Клычева у своего портрета

Всего на выставке представлено более 100 работ художника в разных жанрах: от пейзажей, портретов и натюрмортов до миниатюр. Название ей дала картина в форме круга "Счастье", на которой изображены пять женщин с детьми. "Он всегда говорил: женщины — это ядро, они дают жизнь другим и продолжают род. Он обожал, любил, боготворил женщин. Наверное, потому, что очень рано потерял мать, ему было десять лет. Он по жизни был счастлив — своим искусством, своими людьми, друзьями, несмотря на тяжелую судьбу", — говорит еще одна дочь — Марал Клычева. У художника есть и третья дочь — Джерен. Все они в той или иной степени пошли по стопам отца, связав свою жизнь с изобразительным искусством.

Посетители могут увидеть классические работы Клычева, в том числе картину "Я и моя мама", которая входит в его серию "Моя Туркмения" (всего четыре картины). Именно за эти работы художник был удостоен Государственной премии СССР в 1967 году. "Большое признание папе пришло за серию "Моя Туркмения". Тогда он раскрылся, как фейерверк. Основные работы этой серии находятся в Государственной Третьяковской галерее и других российских музеях", — говорит Марал. Также его работы хранятся в частных коллекциях в США, Германии, Польше, Японии и других странах.

Член Союза художников Туркмении Бердигулы Амансахатов, который хорошо знал Клычева с середины 80-х годов прошлого века, отмечает, что в творчестве художника его страна всегда занимала одно из главных мест. "Я всегда говорил, что Иззат Клычев — это гимн туркменского народа. Все его творчество об этой земле", — считает Амансахатов. При этом, по словам Марал, Россия была неотъемлемой частью творчества ее отца. "Папа говорил: Россия — это страна, которая дала мне образование, культуру, жизнь", — вспоминает она.

От суровости к своему стилю

Как считает Амансахатов, Клычев стоял у истоков сурового стиля живописи, советского направления 1950–60-х годов. Для этого стиля была характерна высокая выразительность, достигавшаяся с помощью больших плоскостей цвета и линейных контуров фигур. "Он один из основоположников сурового стиля, это мало сказать — суровый стиль начался с него. У него есть "Портрет китайского художника" (Ци Му-Дуна — прим. ТАСС) — с этого все началось. Но позже, я считаю, он выработал свой стиль, который так или иначе оказал влияние на все туркменское изобразительное искусство после него", — говорит собеседник агентства.

"Путь за водой". Олег Павленко/ ТАСС
"Путь за водой"

У этого стиля есть особые "приметы". Марал, окончившая Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, рассказывает, что в Москве художники говорили об особом "иззатовском красном цвете". "У нас очень короткая весна, полтора-два месяца всего, а потом начинается жара, все высыхает, становится пыльно-желтого цвета, и человек сам себе хочет сделать праздник, хочет видеть цвета. Поэтому наши женщины всегда в красных, желтых, зеленых платьях. Природа скудная, а наш народ своими красками ее обогащает", — вспоминает Марал слова отца.

"Этот цвет не только яркий, а очень глубокий. Может, это и с кровью, и с войной связано. В этом красном есть не только праздник, но и какие-то боли. И желтый у него очень глубокий — сколько я пытаюсь выразить такой драматизм красного и желтого — это непросто, здесь должно быть внутреннее состояние", — делится Амансахатов.

Аксакал Средней Азии

Клычев, по воспоминаниям дочерей, очень много работал — помимо собственно творчества он занимал пост председателя Союза художников Туркмении, был депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР, возглавлял Туркменский республиканский комитет защиты мира. "Для нас папа — это был праздник. Он очень много работал. Утром у него депутатская, председательская, комитетская работа. А после ужина мама давала ему отдыхать, и потом они вместе до трех-четырех ночи занимались творчеством в мастерской", — рассказывает Ляля.

Иззат Клычев, 1978 год. Владимир Зленко/ ТАСС
Иззат Клычев, 1978 год

"Он был из тех, кто отдал свое сердце, душу и жизнь Союзу художников, очень много лет был председателем", — вторит ей Марал. Они вспоминают также, что художник часто ездил в заграничные командировки в советское время и привозил дочерям в качестве сувениров редкие тогда книги по искусству и экзотические по тем временам диковинки вроде омаров и авокадо.

Амансахатов отмечает, что Клычев был не только великим художником, но и сильнейшим организатором. "Когда он был председателем союза, это было настоящее возрождение туркменского изобразительного искусства, он создавал среду. Вся Средняя Азия звала Иззата Клычева аксакалом (почтенным, мудрым мужчиной, старейшиной — прим. ТАСС). Когда общественный, народный интерес впереди, тогда и искусству хорошо", — заключает он.

Иззат Клычев скончался 12 января 2006 года в возрасте 82 лет, похоронен в Ашхабаде.

Олег Павленко