30 апреля 2015, 19:25

Россия представит на арт-биеннале в Венеции "женский" проект и готику от Эрмитажа

ТАСС/ EPA/ ANDREA MEROLA
Биеннале пройдет с 9 мая по 21 ноября под кураторским девизом Окви Энвезора "Все будущее мира"

МОСКВА, 30 апреля. /Корр. ТАСС Светлана Янкина/. Несколькими проектами представлена Россия на 56-й Международной арт-биеннале в Венеции - в главной выставке биеннале и параллельной программе, а также традиционной национальной экспозицией в павильоне России.

Биеннале пройдет с 9 мая по 21 ноября под кураторским девизом Окви Энвезора "Все будущее мира". Посетители биеннале среди сотен международных проектов увидят переосмысление готики от Эрмитажа, живопись от писателя Владимира Сорокина и пионера-горниста из городского парка, ставшего, по замыслу художника Гриши Брускина, археологической древностью.

Новые роли

Тема исчезнувших цивилизаций раскрывается и в проекте Conversion арт-группы Recycle - на биеннале его покажет Московский музей современного искусства. Художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов представили, какие приметы нашей эпохи увидели бы потомки, случись сейчас катастрофа, подобная извержению Везувия.

Свое видение они выразили как тотальную инсталляцию, где латинская буква "F" и вышки передачи сигнала сотовой связи становятся символами новой виртуальной веры. Примечательно, что проект разместится в церкви Святого Антонина. Помимо этого, он интересен тем, что это - первый выход в публичное пространство компании La Fabrique Barbot Et Fournier, которой управляет Олег Чиркунов, устроивший в Перми "культурную революцию". После ухода с поста губернатора Пермского края в 2012 году он заявил о намерении и впредь поддерживать инициативы в сфере искусства - теперь есть шанс узнать, в каком ключе.

Российский фонд "Виктория-искусство быть современным" вскоре откроет в Венеции собственное выставочное пространство. В ожидании завершения реставрационных работ он покажет в пока что в арендуемом палаццо Casa dei Tre Oci выставку "Наследие будущего" с участием Арсения Жиляева и Марка Диона.

Посетители Павильона Теллурии увидят новое, а по сути, просто забытое амплуа писателя Владимира Сорокина, который снова занялся рисованием и живописью. На премии "Большая книга" в декабре он намекал на такой поворот своей судьбы, но тогда никто даже и представить не мог, что он выведет его на самый авторитетный в мире художественный форум. Как ясно из названия, концептуально проект отсылает к роману "Теллурия", действие которого развивается в придуманной Сорокиным мифической стране.

Модное Средневековье

Стекло для Венеции такой же бренд, как матрешка для России. Проект Glasstress, придуманный Студией Беренго, подразумевает, что с ним, с помощью мурановских стеклодувов, работают самые важные мировые художники и создают новые арт-объекты. На выставке Glasstress Gotika в Палаццо Франкетти можно увидеть, в частности, произведения Илья и Эмилии Кабаковых, братьев Чапменов, Сонг Донга, Эрвина Вурма и Жоаны Вашконселуш в сопровождении специально отобранных произведений из собрания Эрмитажа в стиле готики и неоготики.

Еще один российский проект в параллельной программе биеннале - видео 001 Inverso Mundus арт-группы AES+F, которое будет демонстрироваться почти на сорокаметровом экране в Magazzini del Sale ("Соляных складах"). Задумывая съемки видео, художники нашли вдохновение в одноименной средневековой гравюре Inverso Mundus ("Перевернутый мир") и наделили своих персонажей парадоксальными ролями. Например, тема эмансипации раскрывается в образах женщин- инквизиторов, пытающих мужчину. Как известно, на самом деле всегда все было наоборот.

Праздник у девчат

Продолжая тему роли женщины в современном мире, стоит отметить, что главный российский проект на биеннале впервые представит женщина-художник. Ирина Нахова, обладательница Премии Кандинского, совместно с куратором Маргаритой Тупицыной придумала "Зеленый павильон" - детали проекта пока что держатся в строжайшем секрете. Известно, что некоторым образом он будет связан с показанным здесь более 20 лет назад "Красным павильоном" Илья Кабакова, а для его реализации потребовалось перекрасить здание в зеленый цвет.

К участию в основной выставке биеннале куратор Окви Энвезор в числе 156 художников из разных стран пригласил двух россиянок. Ольга Чернышова специально для биеннале подготовила графическую серию из 35 листов с изображениями, напоминающими учебные штудии. Что точно представит Наталья Першина (Глюкля) пока неизвестно, кроме того, что она планирует показать в Венеции фильм "Крылья мигрантов".

Венецианская биеннале проводится с 1895 года раз в два года попеременно с биеннале архитектуры и входит в ту же структуру, что Венецианский кинофестиваль. На ней также награждают "Золотыми львами" - за лучшую национальную выставку, лучший проект от участника основой выставки, за вклад в искусство - и "Серебряным львом" - перспективному молодому художнику.

Обладатели почетных "Золотых львов" уже известны, остальных назовут в день открытия биеннале для публики - 9 мая.