16 апреля, 04:15
Статья

Детдомовец, второгодник, воин, великий писатель. Непростой путь Виктора Астафьева

1 мая 2024 года исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева. Он был издан в 33 странах, выступал на встречах с читателями во многих уголках России, дружил со многими известными людьми, но всегда оставался сибиряком из деревни. В год 100-летия Астафьева ставится опера по его произведениям, строится теплоход, готовится к открытию Национальный центр его имени. Память о нем сохраняют и обычные люди: создают музеи, хранят архивы, ставят спектакли, собирают музыку, звучавшую в его деревне
Виктор Астафьев. Михаил Медведев/ ТАСС
Виктор Астафьев

Дорога к писателю

Летом 2000 года мы студентами-первокурсниками Красноярского государственного университета решаем ехать в гости к писателю Виктору Астафьеву в Овсянку. Набралось нас человек 10 — все приезжие из разных уголков Сибири, Красноярск толком не знаем, но твердо уверены, что до Овсянки доберемся. Более того, мы не сомневаемся, что обязательно увидим писателя и пообщаемся с ним: в Красноярске все знают, что Виктор Петрович всегда всех принимает.

На электричке из Красноярска до Овсянки ехать одно удовольствие — дорога живописная: Енисей, горы, сосны, небольшие дачные домики, мы быстро добрались до места. Вышли, а куда дальше идти, не знаем, адреса-то нет. Первый же прохожий сразу показывает небольшой домик, совсем недалеко от платформы. Всей толпой буквально бежим к этому дому, но дальше наша смелость куда-то улетучивается, и мы стоим у калитки в нерешительности.

Во дворе дома Виктора Астафьева в Овсянке, 1992 год. Владимир Медведев/ ТАСС
Во дворе дома Виктора Астафьева в Овсянке, 1992 год

Сколько бы мы так стояли, неизвестно, но тут калитка скрипнула, вышел сам Виктор Петрович со словами: "Ну что вы тут меньжуетесь! Заходите, если приехали". Такой простоты от великого писателя мы никак не ожидали, приглашение приняли. Дома уже Астафьев нас расспрашивал, кто мы и откуда, узнав, что все мы студенты-журналисты, спокойно произнес: "Ну а что, хорошая профессия. Не мешки таскать" и засмеялся. На прощание подарил нам книгу. Несколько минут думал, что бы нам такое написать. Потом нарисовал небольшой цветок и написал: "Успехов молодым журналистам. Пишите честно, хоть иногда. Всегда ваш В. Астафьев".

Писатель из Овсянки

Сегодня Овсянку не узнать — за последние пару десятилетий она стала еще краше: обновили ж/д платформу, поставили указатели, как пройти к Мемориальному комплексу писателя, появились новые дома.

По местам Виктора Астафьева

Сам Виктор Петрович на одной из встреч c читателями так описывал место, где родился: "Это река Мана, которая впадает в Енисей около моей родной деревни Овсянки. <…> Сейчас я подумал о том, что, родившись в таком месте, как-то невольно захочется или запеть, или заплясать, или заговорить об этом. Наверное, как раз есть какая-то внутренняя потребность рассказать об этой красоте, которая была с детства вокруг. А если учесть еще, что там у нас цветут удивительные цветы, размашистые характеры людей, очень красивый, образный, иногда и грубоватый язык, то, в общем, где-то обязательно должна была явиться потребность, ну, поделиться теми воспоминаниями".

В Овсянке живет двоюродная сестра писателя — Галина Краснобровкина. Сейчас она смотритель музея "Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в селе Овсянка". Пожалуй, лучше нее никто в Овсянке не расскажет об Астафьеве, о быте и жизни здесь, о любимой бабушке.

"В Овсянке прошло детство писателя. Он родился 1 мая 1924 года на усадьбе своего отца Петра Павловича Астафьева в нижнем конце деревни. Этот дом не сохранился. Там Виктор Петрович прожил до семи лет — до 1931 года. А потом началась коллективизация, отца посадили в тюрьму, и следом случилась другая трагедия. Мама Вити — Лидия Ильинична — поплыла на лодке в Красноярск, чтобы отвезти отцу передачу, но лодка перевернулась, и она погибла. Виктор остался жить до 1935 года у бабушки по материнской линии", — вспоминает Краснобровкина.

Дом бабушки Виктора Астафьева. Виктория Мельникова/ ТАСС
Дом бабушки Виктора Астафьева

С большой любовью и нежностью рассказывает об их общей бабушке — Екатерине Петровне: "Бабушка умерла в 1948 году. Я тогда маленькая была, но помню, что она часто вспоминала внука Виктора. Она же его любила. Он ведь сирота. Все дяди и тетки его всегда жалели".

Из Овсянки Виктор Петрович уедет в 1935 году сначала в Игарку с отцом и его новой семьей, потом он попадет в Игарский детский дом, а в 1941 году ненадолго вернется в Красноярск и уже в 1942 году уедет на фронт. Вернется в родную Овсянку на постоянное место жительства он только в 1980 году.

"Когда он стал писателем, появились у него деньги, он почти каждое лето приезжал сюда, в Овсянку. С родней видался. Тогда у нас была большая родня, сейчас уже нет ее больше. Тосковал он сильно. А в 1979 году купил здесь домик, прямо рядом с бабушкиным домом. Жить начал в нем с 1980 года. Мы немного помогали в обустройстве — пришли где-то что-то побелили, помыли. Начал жить с того, что ходил в лес, выкапывал саженцы деревьев и высаживал на своем огороде. Представляете, на дворе 1980 год, деревня, все смотрели на него с удивлением. Что он делает? Огород кормилец же, а он какие-то деревья сажает", — смеется Галина Николаевна.

Сегодня в саду дома Астафьева растут огромные кедры, рябина, калина — здесь тихо и уютно, без шика и богатства. "Скромный даже по деревенским меркам дом с двумя комнатками и кухонькой. В них едва умещались кровать, письменный и обеденный столы, пара небольших шкафов, тумбочка с телевизором. Во дворе — баня с навесом, там иногда ночевали приезжавшие к нему близкие друзья. Огород со скамейкой под кедром, где он предпочитал "принимать" высоких гостей. Разговаривать с ним мне было очень легко. На любые темы — от подробностей поездки на юбилей Маркеса до норова соседской буренки. Иногда возникало ощущение, что передо мной дядя Витя из деревни моего детства. И в то же время за внешней доступностью и простотой отчетливо проступала недосягаемая высота его таланта и масштаб личности. Думаю, что такое сочетание — характерная черта многих великих людей", — делится своим впечатлением от визита в Овсянку сенатор от Красноярского края Александр Усс.

Комната Виктора Астафьева в его доме в Овсянке. Виктория Мельникова/ ТАСС
Комната Виктора Астафьева в его доме в Овсянке

Разговаривать с Виктором Петровичем любили многие. "Бывало, у дома стояли десятки машин. Приезжали люди со всей России. Здесь был Распутин, Солженицын, актеры Лев Дуров и Олег Табаков. В свое время сюда, в Овсянку, приезжал президент Борис Ельцин. А уже после смерти писателя, в 2004 году, у нас побывал Владимир Путин. Он встречался с женой Виктора Петровича — Марией Семеновной", — говорит Галина Краснобровкина.

Срослись в единое целое

Жена была самым главным подвижником его творчества: и боевая подруга, и секретарь, и первый читатель. Замруководителя Мемориального комплекса В.П. Астафьева в Овсянке, научный руководитель Национального центра писателя Татьяна Зыкова вспоминает, когда Астафьев работал в Красноярске (писатель жил там с поздней осени и до начала весны), об этом знал весь Академгородок.

"Пишущая машинка замолкала, только когда надо было приготовить обед. Некоторые произведения, например "Пастуха и пастушку", Мария Семеновна перепечатывала 14 раз. Он все время что-то вносил, менял, и приходилось перепечатывать. То же самое было с романом "Прокляты и убиты". Однажды внучка Виктора Петровича Полина рассказала такой интересный факт. Часто Астафьев писал, комкал бумагу, бросал, когда думал, что что-то не так и это не пойдет в текст. Мария Семеновна подбирала эти листки, разглаживала через тряпочку паром, незаметно подкладывала ему в рукопись. Он, возвращаясь к написанному ранее и прочитав, говорил: "Мань, послушай, вроде ничего", — рассказывает Татьяна Зыкова.

Памятник Виктору Астафьеву и его жене, установленный во дворе дома писателя в Овсянке. Виктория Мельникова/ ТАСС
Памятник Виктору Астафьеву и его жене, установленный во дворе дома писателя в Овсянке

Мария Семеновна внешне была небольшой, хрупкой женщиной. Но при этом, по воспоминаниям многих друзей, коллег, она была будто со стальным стержнем внутри, с огромным терпением, безграничной любовью и преданностью своему Вите. "Во дворе дома Астафьева в Овсянке стоит памятник — Виктор Петрович и Мария Семеновна сидят на лавочке. Удивительно, насколько скульптор Владимир Зеленов, много лет друживший с семьей, точно уловил и передал атмосферу. Сидит Виктор Петрович такой немного вальяжный, и рядом, на краешке, Мария Семеновна смотрит на него. Кажется, скажи он что-нибудь, и она тут же бросится делать. Скульптурный портрет пронизан любовью", — говорит Татьяна Зыкова.

"Домик свой оставляю музею для пригляду"

После смерти Виктора Петровича важную, а может, даже и основную роль в сохранении его имени и творчества взял на себя Красноярский краеведческий музей. Это произошло не случайно. Одними из первых, с кем начал общаться писатель после возвращения на родину в 1980 году, были именно музейщики.

В 1980 году директором Краеведческого музея стала Валентина Ярошевская, с тех же пор началась ее дружба с семьей Астафьева. "С того момента, как Астафьев появился в Красноярске, его имя постоянно было на слуху в музее. Наши сотрудники ездили помогать ему в Овсянку, если что-то в доме или в огороде надо было сделать. Он был у нас частым гостем. Ни одно крупное событие музея не проходило без Виктора Петровича. Все праздники он был у нас. Недаром он в завещании написал: "домик мой я отдаю Краеведческому музею для пригляду". С открытия его для посетителей в 2002 году в доме писателя все осталось как при нем — ни один предмет не поменял свое место. С этого началась музеефикация Овсянки и наследия Виктора Петровича", — рассказывает Татьяна Зыкова.

Дом Виктора Астафьева в Овсянке. Виктория Мельникова/ ТАСС
Дом Виктора Астафьева в Овсянке

Именно Ярошевская стала своеобразной второй мамой для внучки Виктора Петровича — Полины, которая вместе с братом Виктором после смерти дочери писателя Ирины переехала из Вологды к бабушке и дедушке в Красноярск. "Вот уже седьмой год, как Полина работает в музее. Она создала музейно-театральную студию "Сибирячок", как никто другой чувствует произведения деда. В репертуаре спектакли, поставленные по произведениям Астафьева", — делится Татьяна Зыкова.

Символично, что и прощались с Виктором Петровичем в стенах музея. На похоронах собралось около 20 тысяч человек. В 135-летней истории музея такое было впервые. Сегодня именно Краеведческий готовит к открытию масштабный проект — Национальный центр имени Астафьева в Овсянке, где расскажут о героях книг писателя, интересных фактах его биографии, представят письма, воспоминания, фотографии его друзей.

"Да он прикольный дед!"

На севере Красноярского края, в далеком поселке Подтёсово живет учитель русского языка и литературы Татьяна Губарева, 43 года работающая в местной средней школе. Она не только изучает книги писателя, но и активно привлекает к этому учеников.

История ее знакомства с Астафьевым ей самой кажется фантастической. "В конце 90-х мы с ребятами съездили на теплоходе в Игарку, уже когда вернулись оттуда, узнали, что в этом городе жил Виктор Петрович Астафьев. Ученица Лена Попова и предложила пригласить Астафьева к нам в школу. Мне это сначала показалось нереальным", — рассказывает учитель.

В это же время главой Енисейского района, где находится Подтёсово, стал Василий Нестерович Сидоркин. Он знал Виктора Петровича, даже рыбачил с ним. Василий Нестерович согласился передать письмо от детей с приглашением приехать в школу. "Тут мы, конечно, постарались. Вместе с детьми написали очень слезное письмо: что, мол, мы живем в богом забытом месте, что у нас и кинотеатр-то последний закрылся, и того у нас нет, и этого. Только встреча с известным писателем может нас спасти", — смеется Татьяна Дмитриевна.

Виктор Петрович всегда с удовольствием встречался с читателями, принимал всех и у себя дома. Владимир Медведев/ ТАСС
Виктор Петрович всегда с удовольствием встречался с читателями, принимал всех и у себя дома

Писатель прислал детям открытку, на которой написал, что готов приехать поздней осенью или в начале зимы. И действительно, в январе 1998 года долгожданное событие состоялось.

Общение с писателем длилось несколько часов, но прошло на одном дыхании. После того как писатель уехал, один из учеников Татьяны Дмитриевны с удивлением заключил: "Я вообще думал, писатель такой известный, приедет как памятник, а он прикольный дед оказался".

После этого Татьяна Дмитриевна несколько раз встречалась с Астафьевым, навещала его в больнице в Красноярске. А уже после его смерти инициировала создание музея писателя. "Наш музей начинался из ничего. Из нескольких газетных вырезок об Астафьеве и материалов с его произведениями. Стали думать, что мы можем сделать своими силами. В итоге сначала организовали классные часы с учителями, посвященные писателю. Нам выделили класс, где сделали отличный ремонт. Уже там мы поместили фотографии, коллаж об Овсянке. Потом красноярские фотографы привезли нам выставку черно-белых шикарных снимков "Астафьев в лицах". На тот момент губернатор края Александр Хлопонин подарил школе портрет писателя художника Гурьева. Мы с миру по нитке нарядили наш музей", — делится Татьяна Дмитриевна.

С благословения жены писателя подтёсовская школа получила его имя, там был установлен первый в крае его памятный бюст. Но Татьяна Дмитриевна останавливаться на этом не собиралась. Вместе с ребятами они сделали сразу несколько волонтерских проектов о творчестве Астафьева.

Самый интересный из них "Фронтовые дороги Астафьева". Саму идею проекта подсказали семиклассники. "Они подошли ко мне и сказали: "Несправедливо, Татьяна Дмитриевна, что и в Овсянке мы были, и в Чусовом (город в Пермском крае, где жил Астафьев после войны — прим. ТАСС), а военную биографию его не изучили". Так и родился проект", — вспоминает учитель.

Музей Подтёсовской средней школы

"Фронтовые дороги Астафьева" просто проектом назвать язык не поворачивается — насколько масштабная проделана работа. Изучены и выписаны названия населенных пунктов, госпиталей из военной прозы писателя. С карандашом прочитана книга Марии Семеновны "Знаки жизни", где тоже о войне. Школьники сделали запросы в военкоматы, военные госпитали, администрации районов. "Мы нашли даже фронтовика, который одновременно с Виктором Петровичем двигался на фронт в Бердске Новосибирской области. Он, конечно, Астафьева не помнил, но зато подтвердил правдивость всего им написанного. Потом мы его пригласили к нам в музей, и он приехал, рассказал свои воспоминания о войне", — говорит Татьяна Дмитриевна.

Юные исследователи из Подтёсово нашли медсестру из госпиталя, где лечился Астафьев после ранения. Ей было уже больше 90 лет, но она помнила Виктора Петровича. Все это время, пока школьники изучали страницы биографии писателя, они всем, кого встречали на пути, рассказывали о нем. "Едем на поезде в Вологду или Чусовой — подходим к пассажирам, спрашиваем: "А знаете ли вы такого писателя Виктора Астафьева? Давайте мы вам немного напомним". Или плывем на теплоходе в Игарку — раздаем буклеты об Астафьеве", — вспоминает учитель.

По большому счету, со временем подтёсовская школа стала центром изучения творчества Астафьева. После смерти писателя туда приезжали его друзья, литературоведы, поклонники и коллеги. В школьной программе тут много произведений писателя. В программе музея "Я поведу тебя в музей" есть блок "В мире астафьевских книг", где педагоги с ребятами разбирают детские рассказы писателя. "В старших классах делаем классные часы или литературные гостиные по "Краже", "Пастуху и пастушке". Где-то добавляем викторины, игры. Есть у нас и мультфильмы по книгам писателя. Стараемся как можем", — делится Губарева.

Песни Овсянки и балет "Царь-рыба"

Опасения учителей, что Астафьева в школах стало очень мало, не напрасны. За 23 года после его смерти часть его произведений в школах перевели в раздел "рекомендуемая литература", что-то вообще убрали из программы. По словам исполнительного директора Фонда Астафьева (созданного при жизни писателя в 1994 году для поддержки молодых литераторов) Дарьи Мосуновой, фонд, чтобы Астафьева не забыли, старается постоянно организовывать чтение его прозы в разных учебных заведениях.

"Например, 10 лет назад мы пригласили актеров Красноярского театра имени Пушкина, Театра юного зрителя почитать прозу Астафьева детям. Это то, чего не хватает школам, поскольку учитель может рассказать о писателе, но прочитать "вкусно", чтобы текст зацепил ребенка, он не может. А у актеров это получалось. При этом для каждой аудитории мы старались найти свой подход. Например, в общеобразовательной школе рассказывали ребятам, что Виктор Петрович не был идеальным учеником и три раза оставался на второй год по математике. В детских домах мы говорили, что писатель провел трудные годы в таком же учреждении, но все преодолел, встал на ноги. Искали такие моменты, которые сближают Виктора Петровича с аудиторией. Дети загорались, им становилось интересно", — делится Мосунова.

Еще один интересный проект фонда по сохранению памяти об Астафьеве — сборник песен "Голос Овсянки". Тут стоит сказать, что сам Виктор Петрович, не имея специального художественного образования, был очень музыкален. Он любил классическую музыку и не раз на встречах с читателями вспоминал, как во время войны услышал одну из оперных арий из "Тоски", которая его поразила. Потом уже, после возвращения в Красноярск, одним из любимых театров писателя стал театр оперы и балета. Возможно, именно поэтому в театре к нему относятся с особой любовью. В 1999 году оперный выпустил мировую премьеру — балет "Царь-рыба", а в 2014 году в театре был подготовлен вечер балетов по "Последнему поклону". Его сделали шесть молодых хореографов под руководством Владимира Васильева.

Сборник песен "Голос Овсянки" вышел небольшим тиражом в 2015 году. Это два диска, где записаны песни, которые любил Виктор Петрович, а также композиции, которые пели бабушки в Овсянке по праздникам. "Мы успели записать местный коллектив, который сохранил эти песни. Мы торопились, потому что все участницы были уже немолодые. Сейчас уже многих из них нет в живых", — вспоминает Мосунова.

"Не пачкайте нашу память"

1 мая 2024 года в Овсянке соберется вся большая семья Астафьевых, сотрудники Краеведческого музея, Фонда Астафьева и все, кто его любит. В этот день по соседству с его небольшим домиком планируется открыть четырехэтажное здание Национального центра. Главными действующими лицами станут герои книг писателя: пастух и пастушка, герои "Звездопада" и, конечно, мальчик из "Последнего поклона".

Строительство Национального центра имени Астафьева. Виктория Мельникова/ ТАСС
Строительство Национального центра имени Астафьева

По словам Александра Усса, в скором будущем на Средне-Невском судостроительном заводе должно завершиться строительство флагмана российского речного флота — теплохода "Виктор Астафьев". "Он прибудет на Енисей — реку, которая дарила нашему великому земляку сюжеты, вдохновение и стала его судьбой", — говорит Усс.

Сам же Виктор Петрович за несколько лет до смерти оставил своеобразное завещание близким: "Учитесь, почитайте родителей, не забывайте нас, бывших солдат, берегите наши могилы и не пачкайте нашу память грязными поступками. Не тревожьте нас пустыми, громкими словами: мы устали от них и при жизни. Будьте честными перед собой и временем, насколько хватит вас и вашего мужества. Главное, чтобы не было войны. Остальное, может, и преодолеете…"

Виктория Мельникова