Война в кадре и за его пределами. Как Татьяна Лиознова боролась за право быть режиссером

20 июля исполняется 100 лет со дня рождения народной артистки СССР
Редакция сайта ТАСС
19 июля 2024, 10:00

Татьяна Лиознова на съемочной площадке фильма "Семнадцать мгновений весны"

Лиознова Татьяна Михайловна, снявшая фильмы "Семнадцать мгновений весны", "Три тополя на Плющихе" и "Карнавал", одна из самых ярких женщин-режиссеров советской эпохи. Ее путь к славе был долгим и изнурительным — сперва едва не отчислили из ВГИКа, затем уволили из киностудии. Каждый раз ей удавалось преодолевать препятствия и доказывать свой профессионализм. Рассказываем биографию кинорежиссера.

Татьяна Лиознова родилась в 1924 году в Москве в еврейской семье. Ее отец Михаил Александрович работал инженером, но погиб в начале Великой Отечественной войны. Самым близким человеком для Татьяны была ее мама Ида Израилевна: женщина провела рядом с дочерью всю свою жизнь.

Лиознова признавалась, что в детстве боялась кино. "Я все принимала за правду, очень плакала, переживала за все, что происходило на экране. Но когда стала постарше, начала писать "сценарии" — записывала то, что увидела в кино, но только по-своему", — вспоминала она. Окончив школу, девушка поступила в Московский авиационный институт, но спустя семестр отчислилась.

Через тернии к звездам

В 1943 году Татьяна отнесла документы во ВГИК. Она сильно сомневалась в себе, даже когда успешно сдала вступительный экзамен, ведь руководителем ее курса стал именитый кинорежиссер, народный артист СССР Сергей Герасимов. Он считал, что студентке не хватает жизненного опыта, и Лиознова оказалась на грани отчисления. Чтобы доказать свои способности, она поставила спектакль по собственной пьесе "На полустанке". 

Постановка впечатлила Герасимова, и позже Лиознова стала его любимой ученицей. Он настолько ценил ее, что в своем фильме "Молодая гвардия" (1948) использовал фрагмент из ее учебной работы. Во ВГИКе Татьяна ставила "Кармен", и танец главной героини вошел в картину Сергея Герасимова как танец Любы Шевцовой. 

В 1949 году Татьяна Михайловна Лиознова с отличием окончила ВГИК и устроилась на киностудию имени Горького. Но ее почти сразу же уволили — из-за сокращения штата. Хотя позже Лиознова признавалась, что из-за национальности — на волне кампании борьбы с космополитизмом.

Вместе с матерью Татьяна шила одежду, а еще подрабатывала ассистенткой Герасимова. В 1952 году он познакомил ее с другим безработным режиссером — Самсоном Самсоновым. Втроем они выпустили в Театре Вахтангова спектакль "Седая девушка" по китайской пьесе. Постановка претендовала на Сталинскую премию, но со смертью Сталина в 1953-м разговоры о награде прекратились.

Между войной и любовью

В 1953 году Татьяну Лиознову восстановили на киностудии. Режиссерский дебют состоялся спустя пять лет — она сняла военную драму "Память сердца" (1958) по сценарию Герасимова и его жены Тамары Макаровой. 

Первая же работа показала, что Лиознову интересуют яркие, героические характеры, персонажи, которые способны жертвовать личным ради высокой цели. Тема подвига пронизывает и другую раннюю картину — "Им покоряется небо" (1963): ее героями стали летчики-испытатели. Работа получила первый приз международного кинофестиваля во французском городе Довиль. 

Были близки Лиозновой и мелодраматические истории. Один из самых трогательных и запоминающихся ее фильмов — "Три тополя на Плющихе" (1967). Картина о том, как московский водитель такси (Олег Ефремов) под песню "Нежность" влюбился в деревенскую женщину Нюру (Татьяна Доронина), стала одним из символов "оттепельного" кино. Она принесла режиссеру несколько госнаград и приз на кинофестивале в Аргентине.

"Штирлиц, а вас я попрошу остаться"

Телефильм "Семнадцать мгновений весны" (1973) стал симбиозом того, что Лиознова воплощала в своих предыдущих работах. В героическую линию о службе разведчика тонко вплеталась и любовная. Немую сцену, в которой Штирлиц взглядом встречается со своей женой в кафе, считают одной из самых трогательных в советском кинематографе.

Атмосфера на картине была замечательной. Все были заряжены единой целью, общим устремлением. Не могло быть и речи о том, чтобы кто-нибудь нарушил общий график, опоздал на съемку, явился не готовым
Татьяна Лиознова

Съемки заняли больше трех лет, проводились в СССР и в ГДР. Татьяне Михайловне удалось занять плеяду звезд — Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Евгения Евстигнеева, Василия Ланового, Олега Табакова, Валентина Гафта и многих других. Большинство из них режиссер утвердила без кинопроб. "Когда решение было уже мною принято, я говорила: "Вы будете играть эту роль… Так, как вы сделаете, не сделает никто другой". Важно было, чтобы актер знал, что я в него верю, и постарался оправдать доверие в трудной и ответственной работе", — вспоминала Лиознова.

Штирлиц: интересные детали из жизни разведчика и его окружения

Пик народной любви

Фильм стал хитом: премьеру посмотрели более 50 млн человек, а через три месяца началась повторная трансляция. "Когда картина вышла, она совершенно не рекламировалась! И с первого же дня началось то, что началось. Ну, вы знаете, что улицы пустели, а в магазинах можно было купить все что угодно, потому что почти не было покупателей", — вспоминала она. Никто не мог оторваться от телевизора, и даже уровень преступности в СССР снизился в дни показов. Лиозновой за этот фильм присвоили звание народной артистки.

Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из немецких уст было высказано уважение к маленькой черноглазой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками
Олег Табаков

В биографии Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" стоят особняком: после ошеломительного успеха ей потребовалось почти семь лет, чтобы приступить к следующим съемкам. В эти годы Татьяна Михайловна вместе с народным артистом СССР Львом Кулиджановым вела курс во ВГИКе, а параллельно искала материал для нового фильма. 

"У меня все фильмы про себя"

В 1981 году на экраны вышла производственная драма Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся". В ней снялись выдающиеся актеры — Ирина Муравьева, Леонид Куравлев, Аристарх Ливанов, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Олег Янковский, но триумфа повторить не удалось. "Мы, нижеподписавшиеся" — картина, которую сейчас не все понимают и принимают. Хотя для меня эта картина очень дорога, она полна нежности и любви к моему народу. Я лично видела зрителей, которые смотрят ее и смеются, а в конце начинают плакать. На это и рассчитан весь строй картины", — говорила в интервью Лиознова. 

Куда больший успех ждал "Карнавал" (1981). Музыкальную комедию о девушке, которая мечтает пробиться в Москве и стать актрисой, посмотрели более 30 млн зрителей, а Ирину Муравьеву признали лучшей актрисой 1982 года.

Я не так уж много сняла. Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю. "Карнавал" — фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя
Татьяна Лиознова

Последним для режиссера стал трехсерийный фильм "Конец света с последующим симпозиумом" (1986). Кино о том, как американский миллионер заказывает драматургу пьесу о ядерной войне, в разгар перестройки остался незамеченным. По легенде сама Лиознова впервые была разочарована своей работой, поэтому завершила карьеру.

Под конец жизни Лиознова тяжело заболела. За ней ухаживала Людмила Лисина — дочь ее близкого друга, овдовевшего летчика Василия Колошенко, которую Татьяна Михайловна считала своей названой дочерью и любила, как родную. Скончалась Татьяна Лиознова в 2011 году в возрасте 87 лет. Урну с ее прахом захоронили в могиле ее матери на Донском кладбище. 

Дарья Шаталова