Война в кадре и за его пределами. Как Татьяна Лиознова боролась за право быть режиссером

Татьяна Лиознова на съемочной площадке фильма "Семнадцать мгновений весны"
Лиознова Татьяна Михайловна, снявшая фильмы "Семнадцать мгновений весны", "Три тополя на Плющихе" и "Карнавал", одна из самых ярких женщин-режиссеров советской эпохи. Ее путь к славе был долгим и изнурительным — сперва едва не отчислили из ВГИКа, затем уволили из киностудии. Каждый раз ей удавалось преодолевать препятствия и доказывать свой профессионализм. Рассказываем биографию кинорежиссера.
Татьяна Лиознова родилась в 1924 году в Москве в еврейской семье. Ее отец Михаил Александрович работал инженером, но погиб в начале Великой Отечественной войны. Самым близким человеком для Татьяны была ее мама Ида Израилевна: женщина провела рядом с дочерью всю свою жизнь.
Лиознова признавалась, что в детстве боялась кино. "Я все принимала за правду, очень плакала, переживала за все, что происходило на экране. Но когда стала постарше, начала писать "сценарии" — записывала то, что увидела в кино, но только по-своему", — вспоминала она. Окончив школу, девушка поступила в Московский авиационный институт, но спустя семестр отчислилась.
Через тернии к звездам
В 1943 году Татьяна отнесла документы во ВГИК. Она сильно сомневалась в себе, даже когда успешно сдала вступительный экзамен, ведь руководителем ее курса стал именитый кинорежиссер, народный артист СССР Сергей Герасимов. Он считал, что студентке не хватает жизненного опыта, и Лиознова оказалась на грани отчисления. Чтобы доказать свои способности, она поставила спектакль по собственной пьесе "На полустанке".
Постановка впечатлила Герасимова, и позже Лиознова стала его любимой ученицей. Он настолько ценил ее, что в своем фильме "Молодая гвардия" (1948) использовал фрагмент из ее учебной работы. Во ВГИКе Татьяна ставила "Кармен", и танец главной героини вошел в картину Сергея Герасимова как танец Любы Шевцовой.
В 1949 году Татьяна Михайловна Лиознова с отличием окончила ВГИК и устроилась на киностудию имени Горького. Но ее почти сразу же уволили — из-за сокращения штата. Хотя позже Лиознова признавалась, что из-за национальности — на волне кампании борьбы с космополитизмом.
Вместе с матерью Татьяна шила одежду, а еще подрабатывала ассистенткой Герасимова. В 1952 году он познакомил ее с другим безработным режиссером — Самсоном Самсоновым. Втроем они выпустили в Театре Вахтангова спектакль "Седая девушка" по китайской пьесе. Постановка претендовала на Сталинскую премию, но со смертью Сталина в 1953-м разговоры о награде прекратились.
Между войной и любовью
В 1953 году Татьяну Лиознову восстановили на киностудии. Режиссерский дебют состоялся спустя пять лет — она сняла военную драму "Память сердца" (1958) по сценарию Герасимова и его жены Тамары Макаровой.
Первая же работа показала, что Лиознову интересуют яркие, героические характеры, персонажи, которые способны жертвовать личным ради высокой цели. Тема подвига пронизывает и другую раннюю картину — "Им покоряется небо" (1963): ее героями стали летчики-испытатели. Работа получила первый приз международного кинофестиваля во французском городе Довиль.
Были близки Лиозновой и мелодраматические истории. Один из самых трогательных и запоминающихся ее фильмов — "Три тополя на Плющихе" (1967). Картина о том, как московский водитель такси (Олег Ефремов) под песню "Нежность" влюбился в деревенскую женщину Нюру (Татьяна Доронина), стала одним из символов "оттепельного" кино. Она принесла режиссеру несколько госнаград и приз на кинофестивале в Аргентине.
"Штирлиц, а вас я попрошу остаться"
Телефильм "Семнадцать мгновений весны" (1973) стал симбиозом того, что Лиознова воплощала в своих предыдущих работах. В героическую линию о службе разведчика тонко вплеталась и любовная. Немую сцену, в которой Штирлиц взглядом встречается со своей женой в кафе, считают одной из самых трогательных в советском кинематографе.
Атмосфера на картине была замечательной. Все были заряжены единой целью, общим устремлением. Не могло быть и речи о том, чтобы кто-нибудь нарушил общий график, опоздал на съемку, явился не готовым
Съемки заняли больше трех лет, проводились в СССР и в ГДР. Татьяне Михайловне удалось занять плеяду звезд — Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Евгения Евстигнеева, Василия Ланового, Олега Табакова, Валентина Гафта и многих других. Большинство из них режиссер утвердила без кинопроб. "Когда решение было уже мною принято, я говорила: "Вы будете играть эту роль… Так, как вы сделаете, не сделает никто другой". Важно было, чтобы актер знал, что я в него верю, и постарался оправдать доверие в трудной и ответственной работе", — вспоминала Лиознова.

Пик народной любви
Фильм стал хитом: премьеру посмотрели более 50 млн человек, а через три месяца началась повторная трансляция. "Когда картина вышла, она совершенно не рекламировалась! И с первого же дня началось то, что началось. Ну, вы знаете, что улицы пустели, а в магазинах можно было купить все что угодно, потому что почти не было покупателей", — вспоминала она. Никто не мог оторваться от телевизора, и даже уровень преступности в СССР снизился в дни показов. Лиозновой за этот фильм присвоили звание народной артистки.
Мне, человеку, у которого отец воевал от звонка до звонка, многое было известно о Второй мировой войне. Но я хорошо знаю, как к этой картине отнеслись в Германии. Из немецких уст было высказано уважение к маленькой черноглазой женщине, которая сумела рассказать честную, суровую правду о войне, выставив врагов не в привычном, водевильном духе, а показав их достойными противниками
В биографии Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" стоят особняком: после ошеломительного успеха ей потребовалось почти семь лет, чтобы приступить к следующим съемкам. В эти годы Татьяна Михайловна вместе с народным артистом СССР Львом Кулиджановым вела курс во ВГИКе, а параллельно искала материал для нового фильма.
"У меня все фильмы про себя"
В 1981 году на экраны вышла производственная драма Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся". В ней снялись выдающиеся актеры — Ирина Муравьева, Леонид Куравлев, Аристарх Ливанов, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Олег Янковский, но триумфа повторить не удалось. "Мы, нижеподписавшиеся" — картина, которую сейчас не все понимают и принимают. Хотя для меня эта картина очень дорога, она полна нежности и любви к моему народу. Я лично видела зрителей, которые смотрят ее и смеются, а в конце начинают плакать. На это и рассчитан весь строй картины", — говорила в интервью Лиознова.
Куда больший успех ждал "Карнавал" (1981). Музыкальную комедию о девушке, которая мечтает пробиться в Москве и стать актрисой, посмотрели более 30 млн зрителей, а Ирину Муравьеву признали лучшей актрисой 1982 года.
Я не так уж много сняла. Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю. "Карнавал" — фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя
Последним для режиссера стал трехсерийный фильм "Конец света с последующим симпозиумом" (1986). Кино о том, как американский миллионер заказывает драматургу пьесу о ядерной войне, в разгар перестройки остался незамеченным. По легенде сама Лиознова впервые была разочарована своей работой, поэтому завершила карьеру.
Под конец жизни Лиознова тяжело заболела. За ней ухаживала Людмила Лисина — дочь ее близкого друга, овдовевшего летчика Василия Колошенко, которую Татьяна Михайловна считала своей названой дочерью и любила, как родную. Скончалась Татьяна Лиознова в 2011 году в возрасте 87 лет. Урну с ее прахом захоронили в могиле ее матери на Донском кладбище.
Дарья Шаталова



