САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 августа. /ТАСС/. Специалисты Государственного Эрмитажа совместно с представителями ресторанного бизнеса выяснили, могут ли блюда, изображенные на фламандских натюрмортах, использоваться в современной кухне. Исследование было приурочено к выставке "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века", которая проходит в Зимнем дворце.
"Искусство натюрморта вечно, как вечен интерес человека к этой сфере, он никогда не иссякнет. Когда Снейдерс создавал эти гигантские "Лавки" (серии натюрмортов 1610 - 1620-х годов с изображением фруктовой, овощной, рыбной лавок и лавки дичи), это все очень мощно звучало. Они изобилуют всем: охотничьи трофеи, морская и речная рыба, устрицы, омары. Фрукты также в изобилии. При этом каждая композиция состоит из фрагментов, которые никогда не объединяли. Никогда корзину с экзотическими фруктами и битую дичь не ставили на одном столе. Это исключено. Но это красиво, и это нравилось людям", - сказал ТАСС заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин.
По словам искусствоведа, продуктовое изобилие на старинных картинах вызывает интерес не только у публики, но и у поваров, которые пытаются разгадать, какие блюда готовились на основе этих продуктов, и воплотить рецепты. Но повторение блюд с голландских натюрмортов может разочаровать современных людей.
"Больше 10 лет назад мы делали выставку фламандского искусства в Амстердаме. Тогда из Антверпена специально приезжали повара и готовили то, что было в "репертуаре" фламандской кухни в то время, с максимальным приближением к оригинальным рецептам. Один раз это можно попробовать, но на это переходить невозможно: для нас это слишком пресно и очень жирно", - отметил Дединкин.
Рецепт из картины
В то же время, старинные картины часто служат источником вдохновения для представителей ресторанного бизнеса.
"Наши повара вдохновляются произведениями искусства, посещают выставки, потому что еда должна не только насыщать, но и обогащать, чтобы получать от нее в том числе эстетическое удовольствие. Конечно, были попытки разгадать то, что изображено на картинах и приготовить в сегодняшних условиях. Мы делали тематические ужины, где мы брали за основу какие-то картины и пытались их "переложить на тарелку", то есть понять, что автор запечатлел в своей картине", - рассказал ТАСС ресторатор Алексей Алексеев - владелец и концепт-шеф ресторана INNER, который участвовал в эрмитажном эксперименте.
Алексеев подтвердил, что средневековые блюда вряд ли понравились бы современному потребителю. "Еда была максимально простая. Из специй максимум были соль и уксус, чтобы сохранялся продукт. Было много ферментации. Но мы так сильно не углубляемся, потому что современный гость такие блюда не поймет, даже если мы скажем, что мы вдохновились, например, двенадцатым веком. То есть, сюжеты картин в современной кухне лучше использовать чисто внешне. Если смотреть на натюрморты XVI - XVII веков, в них очень много эстетики, там изображены продуманные блюда, очень красивые", - отметил Алексеев.
По его словам, это направление могло бы стать темой кулинарных фестивалей, и такая идея сейчас прорабатывается. "Есть идеи делать фестивали, посвященные тому или иному автору или эпохе, это мне кажется очень интересным", - отметил он.
Фруктовые лавки в Эрмитаже
Выставка фламандского натюрморта XVII века, которую Эрмитаж назвал самой масштабной в этом году, действует с 19 мая до 15 сентября в Николаевском зале Зимнего дворца, где специально для этого построены декорации в стиле фламандской рыночной площади и добавлены многочисленные артефакты, которые объясняют значение деталей натюрмортов. Экспозиция построена вокруг произведений крупнейшего фламандского мастера натюрморта Франса Снейдерса, которому посвящена часть постоянной экспозиции Эрмитажа. Всего выставочный проект включает 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи эпохи расцвета искусства Нидерландов в XVII веке.
Выставка погружает зрителя в мир искусства эпохи барокко. Коллекция картин дополнена предметами прикладного искусства - шпалерами, серебряными кубками, моделями кораблей, изделиями из резной кости, тисненой кожи, китайским фарфором и другими изделиями западноевропейских и восточных мастеров, актуальными для того времени.