22 октября, 13:40
Статья

Кровь Боярского, трюк Миледи и "полклопа". Что осталось за кадром фильма о трех мушкетерах

22 октября Георгию Юнгвальд-Хилькевичу исполнилось бы 90 лет
Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский на съемках фильма "Три мушкетера", 1978 год. Владимир Песляк/ ТАСС
Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский на съемках фильма "Три мушкетера", 1978 год

За свою карьеру Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял более 20 картин, среди них — "Выше радуги", "Узник замка Иф", "Ах, водевиль, водевиль…". Особняком в его творчестве стоит серия фильмов о мушкетерах. Фильм 1979 года стал всесоюзным хитом, принес популярность Михаилу Боярскому, Вениамину Смехову и другим сыгравшим в нем артистам, разошелся на цитаты и шлягеры, а еще положил начало франшизе: в 90-е и нулевые Юнгвальд-Хилькевич выпустил три части продолжения. При этом успех картины "Д'Артаньян и три мушкетера" было сложно предсказать — актерский ансамбль долго не складывался, реквизит мастерили на коленке, а во время съемок команда проходила проверки на прочность. Делимся интересными фактами о съемках фильма.

Театральное прошлое трех мушкетеров

Фильм "Д'Артаньян и три мушкетера" вырос из спектакля. В 1974 году Александр Товстоногов, сын легендарного худрука БДТ, выпустил в Московском ТЮЗе постановку по мотивам романа Александра Дюма. Сценарий для нее написал Марк Розовский, музыку — Максим Дунаевский, тексты песен — Юрий Ряшенцев. Спектакль шел с успехом несколько сезонов, а когда исчез из репертуара, Гостелерадио задумало экранизировать его, превратив в мюзикл.

Режиссером назначили Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Он уже работал прежде в жанре музыкального кино — "Опасные гастроли" (1969), "Туфли с золотыми пряжками" (1976), — а еще обожал роман "Три мушкетера": в подростковом возрасте Георгий долгое время был прикован к постели из-за остеомиелита, и романы Дюма, как он признавался, "спасли его разум от сумасшествия". 

Сценарий, основанный на пьесе для ТЮЗа, Юнгвальд-Хилькевич значительно переделал и настоял на том, что в фильме должно быть больше вокальных номеров. Некоторые из них перешли из спектакля, а специально для экранизации Дунаевским и Ряшенцевым были написаны "Пора-пора-порадуемся", "Баллада Атоса", "Лилон-лила, лилон-лила" и другие композиции. При этом позже режиссер признавался, что далеко не все песни ему нравились — особенно те, где использовались иностранные слова. Спустя много лет в интервью он рассказывал о песне "Почему бы нет?" (фр. Pourquoi Pas?), исполненной Михаилом Боярским:

Вся страна, не знающая французский язык, на тысячах встреч, где я был, спрашивала меня, мол, что такое "полклопа"? Я отвечал, что это не "полклопа", а по-французски — "пуркуа па"
Георгий Юнгвальд-Хилькевич

Для следующих фильмов — "Мушкетеры 20 лет спустя" (1992) и "Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя" (1993) — музыку написал Александр Градский. "Просто замечательную", по словам режиссера. Но композитор поставил ультиматум: либо в картинах будут использовать только его мелодии и уберут песни Дунаевского, либо он не отдаст свои. Юнгвальд-Хилькевич не смог отказаться от шлягера "Пора-пора-порадуемся", который рефреном звучит в фильме, поэтому сочинения Градского отправились в стол.

Д'Артаньяна должен был сыграть Александр Абдулов

Сегодня сложно представить в главных ролях других актеров, нежели тех, что снялись в фильме, но изначально Юнгвальд-Хилькевич видел иной состав. Режиссер предполагал, что д'Артаньяна может сыграть его друг Владимир Высоцкий, но от этой идеи пришлось отказаться — артист не подходил по возрасту, к тому же был занят на других проектах. Тогда Юнгвальд-Хилькевич предложил роль молодого гасконца Александру Абдулову: тот с радостью согласился и даже начал репетировать. Михаилу Боярскому, о котором Юнгвальд-Хилькевич узнал случайно от коллег по цеху, изначально предложили сыграть графа Рошфора. Но Боярский отказался — большинство его персонажей прежде были отрицательными, и он не хотел пополнять эту копилку. И вдруг режиссер заметил, что Боярский будто бы создан для роли д'Артаньяна: он предложил ему спеть "Пора-пора-порадуемся", пригласил его на пробы с гримом — и сомнений не осталось. "Саша был достоин этой роли, но это была бы совсем другая картина. Если бы Миша Боярский не был бы так похож на д'Артаньяна, то эта роль осталась бы за Абдуловым", — говорил Юнгвальд-Хилькевич. 

Впрочем, за Боярского пришлось еще побороться. Режиссер вспоминал, что Гостелерадио настаивало, чтобы Констанцию сыграла Ирина Алферова, а сам Хилькевич отдал эту роль Евгении Симоновой. По словам постановщика, Боярского утвердили лишь после того, как он согласился принять условия руководства — взять в картину Алферову. Кстати, озвучила ее Анастасия Вертинская, а песни Констанции исполнила Елена Дриацкая. Из-за того что от картины отстранили Симонову, от участия в фильме отказался Игорь Костолевский — он должен был сыграть герцога Бекингема (заменил его Алексей Кузнецов). 

В образе Миледи режиссер видел Елену Соловей — актриса прошла пробы, но накануне съемок выбыла из проекта из-за беременности. Тогда на помощь пришла Маргарита Терехова — давняя подруга Юнгвальд-Хилькевича, они росли в одном дворе в Ташкенте. От сценария актриса была не в восторге, поэтому роль под нее значительно переписали, сделав Миледи еще более эксцентричной и чувственной. Появились сцены, в которых героиня скачет на лошади, дерется, выпрыгивает из окна прямо в седло и, конечно, носит "мужской" костюм — с брюками и черной рубашкой, которая изначально шилась для Бекингема. В большинстве трюковых сцен Терехову подменяла дублерша, но актрисе все же пришлось освоить верховую езду — как и другим исполнителям главных ролей.

На роль Атоса пробовались Юрий Соломин и Василий Ливанов: последний в итоге отказался от участия в пользу фильмов о Шерлоке Холмсе. Георгий Юнгвальд-Хилькевич увидел Вениамина Смехова на сцене в роли Воланда и предложил попробоваться на Атоса ему. Актер не верил в успех будущей картины и был занят в театре, но согласился ради дочери, которая любила роман Дюма. 

Сыграть Портоса мог Георгий Мартиросян, но досталась роль Валентину Смирнитскому. "Мушкетерами"-то я в детстве зачитывался, но никак не представлял себя в этой роли. Я ведь не был полным человеком. Когда меня утвердили и начались съемки, мне под костюм поддевали поролоновые "толщинки", чтобы мой герой приобрел должный объем. Во всем этом я прел на июльской жаре, да еще и приходилось скакать с тяжелым оружием на лошади", — вспоминал позже артист. Не помешало ему получить роль и то, что незадолго он сломал ногу и кастинг проходил в гипсе.

Алмазы с рынка

Фильм "Д'Артаньян и три мушкетера" снимали с 1 апреля по 9 августа 1978 года в Одессе и во Львове. На производство Гостелерадио выделило довольно скромный бюджет. Создатели картины вспоминали, что из-за слабой техники значительная часть отснятого материала оказалась с браком — механизмы камеры царапали и рвали пленку.

Из-за недостатка денег были сложности и с реквизитом: в автобиографической книге "За кадром" Юнгвальд-Хилькевич рассказал, что накануне съемок сцены Марлезонского балета он накупил на рынке бижутерии и всю ночь мастерил в гостинице "алмазные" подвески для королевы". Рукоятку для шпаги д'Артаньяна режиссер изготовил из деталей антикварной настольной лампы, а костюмы мушкетеров украшали фольгой. 

Для съемок удалось задействовать исторические объекты — Свиржский замок, Хотинскую крепость. А вот одесский Дворец моряков, в котором должны были снимать одну из сцен, поставил условие: киношников пустят только в том случае, если Михаил Боярский бесплатно выступит на местной сцене. 

Травмы на производстве

Актеру пришлось дать двухчасовой концерт, причем никто из зрителей не подозревал, какой на самом деле героизм он проявил — накануне Боярский получил серьезную травму. Когда снимали "вторую часть Марлезонского балета", Борис Клюев, игравший Рошфора, промахнулся шпагой так, что проткнул д'Артаньяну небо и выбил зуб. "Скорая еле кровь остановила, наложили швы и объявили, что голоса у него не будет", — вспоминал спустя годы Юнгвальд-Хилькевич. Однако рана вскоре зарубцевалась и на вокальных способностях Боярского никак не сказалась. 

Кстати, в первые же съемочные дни следующего фильма — "Мушкетеры 20 лет спустя" — Михаил Боярский неудачно упал с лошади и сломал руку. Впоследствии актер снимался в гипсе — он был под перчаткой на левой руке. 

А вот Вениамин Смехов на съемках первой части едва не лишился глаза: в сцене схватки в таверне с оружием не справился каскадер, игравший гвардейца. "Острая боль. Ничего не вижу. Открыть глаз не могу. Просто Гоголь, "Вий": "Поднимите мне веки!" — рассказывал Смехов. По его словам, в некоторых кадрах у Атоса можно заметить отек под глазом — травма напоминала о себе, несмотря на усилия гримеров. 

Дарья Шаталова