Ностальгия по хрущевкам и мечты об островах: восемь современных российских художников

Арт-объекты, посвященные подъездам 90-х годов, и скульптуры по мотивам снов, картины о детских воспоминаниях и "вибрирующие" пейзажи — знакомимся с творчеством восьми молодых российских художников
Редакция сайта ТАСС
17 мая, 12:35

С 15 по 18 мая в петербургском культурном пространстве "Севкабель Порт" проходит третья независимая ярмарка современного искусства Port Art Fair (PAF). Живопись, графику, скульптуру и арт-объекты представляют 34 галереи и 87 независимых художников со всей России и из-за рубежа. Большинство участников — молодые авторы: одни из них уже успели заявить о себе, другие только дебютируют на арт-сцене. Редактор раздела "Культура" ТАСС Дарья Шаталова побывала на вернисаже, узнала о том, чем питается новое искусство, а также пообщалась с теми, кто его создает. Рассказываем о восьми перспективных современных российских художниках.

Алина Буглеева

Импрессионистические, искрящиеся, наполненные золотым светом, солнечными бликами и воздухом картины пишет Алина Буглеева (1998 г.р.). Среди концептуальных работ, которые провоцируют зрителя, ее живопись выделяется спокойствием и умиротворением. Приятная глазу, нежная и теплая палитра, понятные сюжеты — девичьи лица и фигуры, женские руки, цветы и плоды, светлые натюрморты. 

"Я всегда изображаю то, что меня окружает, какие-то мимолетные сюжеты из нашей жизни, счастливые моменты. Есть работы на тему моего дома и традиций, сохранившихся в моей татарской семье. Также работы с моими путешествиями — я ездила в Африку и на вдохновении написала", — рассказывает Алина, показывая свои картины. Художница родилась в Башкортостане, получила образование в Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина. Работает в техниках масляной живописи, акварели, вышивки и коллажа.

Елизавета Полицина

Елизавета Полицина родилась в 1996 году. Выпускница факультета искусств МГУ живет и работает в Москве. Сочные, контрастные цвета, эксперименты с пространством, красочность и декоративность ее работ навевают мысли о творчестве Анри Матисса; полуобнаженные фигуры в дикой природе напоминают о таитянках Поля Гогена. Елизавета не отрицает, что эти художники вдохновляли ее, но в то же время она стремится создать собственную мифологию. 

"В основном вдохновляют вещи, которые не преломлялись через кого-то, — говорит художница. — Это путешествия, острова, это Древний Египет, это мой факультет, который я окончила". В работах Елизаветы есть отсылки к философии и древним культурам (полотно с богиней небосвода Нут, принявшей образ коровы, соседствует с "Тремя грациями накануне цунами"), пропущены все сюжеты через личные переживания. По словам художницы, она мечтает жить за городом, в лесу. А пока что отрыв от цивилизации раскрывается в ее живописи.

Дмитрий Хлебников (D. Cultus)

Дмитрий Хлебников родился в 1988 году в Перми, своим творчеством художник обращается прежде всего к тем, чье взросление и сознательная жизнь проходили в 90-е годы. Дмитрий работает в смешанной технике и создает миниатюрные копии подъездов — в основном хрущевок и "панелек". Объемные картины в виде лифтов и окон — ироничные, впечатляющие количеством деталей и точностью наблюдений автора. Рассматривая их, можно увидеть обожженные, расплавленные кнопки с номерами этажей, исцарапанные и разрисованные маркером стены с наклейками-вкладышами из жвачек, послания соседям, признания в любви и другие надписи разной степени приличности; пыльные батареи, окна в облезлых рамах, разукрашенные неловкими граффити подъездные щитки. В некоторых работах есть подвижные элементы и "тайники" (в одном из них, например, обнаружились миниатюрные окурки). 

Своими работами Дмитрий воссоздает ушедшую эпоху, возвращает в знакомые, пусть и не самые приятные, места, рассказывает о неприукрашенной жизни. Зрителям откликается — на вернисаже у "подъездов" постоянно толпились желающие поностальгировать. 

Валерия Лунская (Viselitsa) 

Художница родом из Череповца живет и работает в Санкт-Петербурге, создает керамические объекты и пишет картины. Рассказывая о своем на первый взгляд мрачном псевдониме, улыбчивая и приветливая Валерия Лунская (1995 г.р.) говорит: "Слово "виселица" созвучно русскому слову "веселиться". Это показывает первую мою сторону — игривую, задорную, в моих скульптурах и живописи много ярких цветов. Но мой псевдоним дуалистичный, и часто в моих работах отражены ощущения, связанные с дискомфортом, подавленностью, детскими психотравмами и осмыслением конечности жизни". 

Валерию вдохновляют переплетения сна и реальности, ее небольшие скульптуры — сюрреалистичные и фантазийные (как и картины). Керамические животные обладают человеческими чертами, а люди будто бы сливаются с природой, покрываясь цветочными лепестками, языками пламени или синими волнами. "Керамика позволила мне полностью погрузиться в процесс эксперимента, глина — с ее природной пластичностью — позволяет мне физически выразить те чувства и эмоции, которые порой даже не удается сформулировать словами, — рассказывает художница. — Все образы автопортретны, я нахожу их внутри, а глина становится соавтором".

Мария Кавко

Мария Кавко (1997 г.р.), художница из Бирска, работает с традиционными материалами — масло и холст. Интерес вызывает ее техника: картины Марии напоминают смазанные снимки или случайные стоп-кадры из видео. Изображение на них будто бы "поплыло", исказилось, а текстуры специально не прогрузились: Триумфальная арка слегка двоится, дорога покрывается вспышками, а вода под мостом переливается с эффектом глитча. 

"Эта серия картин называется "Резонанс", — рассказывает Мария. — Мне хотелось передать ощущение внутренней вибрации у человека, когда ему поступает такое количество информации, которое он уже не может переварить". Художница поделилась наблюдением, что она, как и многие другие, иногда испытывает тревогу от перепоступления информации. "Я нашла подход к смещению изображения в разные стороны, чтобы добавить динамики. Кого-то такой эффект гипнотизирует, кого-то отторгает", — говорит Мария Кавко.

Вера Петровская

Мерцающие золотом женские силуэты и лица, звезды, расшитые бисером деревья, растущие будто бы из синей бесконечности, — один из самых загадочных и завораживающих стендов на ярмарке принадлежит Вере Петровской (1990 г.р.), выпускнице Академии художеств имени Репина. Художница родилась в Чите, живет в Санкт-Петербурге, работает с текстилем, вышивкой и керамикой. 

"Мне кажется, по моим работам видно мое желание передать зрителю чувство таинственного, волшебного, чудесного — все, что я испытываю при взаимодействии с этим миром, все, что меня вдохновляет", — говорит Вера. Большинство ее работ посвящены женщине, женской силе, красоте, стихии. При этом излюбленное ею сочетание темно-синего и золотого создает атмосферу волшебства, навевает мысли о звездном небе. "Многие мои работы — про поиск внутреннего спокойствия, счастья, про желание вернуться к себе настоящему, а может, ощутить что-то божественное", — добавила Вера Петровская.

Максим Савва 

Работы петербургского художника Максима Саввы (1972 г.р.) привлекают своей сентиментальностью и иронией. На его картинах — слегка расплывчатых и приглушенных — живут герои, будто бы заблудившиеся во времени. Парень в костюме Арлекина и девушка с голубыми волосами, граф на коне, мечтатель с книгой и музыкант в колпаке Пьеро вписаны в современность, но напоминают о прошлом. Одна из сквозных тем в творчестве Максима — одиночество. 

Большое влияние на формирование художественного стиля Максима Саввы оказали рекламные постеры, окружавшие художника с детства. В названиях работ он иногда цитирует названия песен.

Лера Варпаева

Лера Варпаева (1994 г.р.) живет в Нижнем Новгороде и работает редактором в медиа, на Port Art Fair она дебютирует как художница. "Я с детства много рисовала, училась в художественной школе, а потом из-за нее и перегорела. Мне казалось, что я никогда больше не буду этим заниматься. Но во времена ковида рисование стало отдушиной, и вот я теперь здесь", — улыбается Лера. 

За живописью художницы стоят истории из детства и воспоминания — о тюльпанах на бабушкиной даче, которые теперь появляются на многих работах, первом походе в театр, домашних животных, снимках на цифровую мыльницу и "Полароид". Одна из картин вдохновлена работой Лериного дедушки, который занимался выжиганием по дереву. Трогательные моменты из прошлого художницы раскрываются в таинственной, лилово-синей гамме и напоминают сюжеты снов.

Дарья Шаталова