Как кумир Фрейда посвятил роман любимому коту. Что читать у Гофмана, кроме "Щелкунчика"?

24 января отмечается 250 лет со дня рождения немецкого писателя-романтика и композитора Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Из-под его пера вышло множество фантасмагорических и увлекательных историй, среди которых был и любимый уже несколькими поколениями "Щелкунчик и Мышиный король", ставший для многих неотъемлемым атрибутом Нового года. Рассказываем, что стоит еще обязательно прочитать у мастера готических повестей
Редакция сайта ТАСС
06:00

Эрнст Теодор Амадей Гофман, автопортрет, 1822 год

"Фантазии в манере Калло"

Сборник "Фантазии в манере Калло" был первой опубликованной книгой Гофмана. Она выпускалась в четырех томах в 1814–1815 годах — в ее состав вошли работы, которые автор писал на протяжении шести лет. К этому моменту Гофману было уже 34 года: он выучился на юриста, работал чиновником, ввязывался в интрижки, но, конечно, не забывал посвящать себя искусству.

До того как стать самым популярным писателем в Германии, Эрнст Теодор еще и занимался музыкой. В 1804 году Гофман, получив должность правительственного чиновника в Варшаве, написал партитуру зингшпиля "Веселые музыканты", где впервые рядом с его именем появляется еще и имя "Амадей". Выбрал он его, конечно, в честь Моцарта.

К 1808 году, когда была написана первая повесть, Гофман потерял должность из-за вторжения в город наполеоновских войск, пережил тяжелую болезнь, но в конце концов стал работать капельмейстером (руководителем оркестра) в театре Бамберга. Но после неудач в роли дирижера он отказался от данных обязанностей и зарабатывал на жизнь частными уроками и музыкальными сочинениями для театра. В следующему году во "Всеобщей музыкальной газете" была опубликована повесть "Кавалер Глюк"; в этой газете он будет выпускать свои произведения и дальше.

Обложка книги с рассказами Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Дон Жуан" и "Кавалер Глюк"

Но первый сборник писатель издал уже в Лейпциге, благодаря тесному общению с местным виноторговцем. Большая часть текстов сборника несут на себе отпечаток музыкальных интересов автора, а чтобы придать единство текстам, он приписал их перу некоего Странствующего Энтузиаста, отразив это в подзаголовке.

Самым заметным произведением в сборнике стала повесть "Золотой горшок: сказка из новых времен". Это одно из самых светлых произведений писателя, и оно противопоставляет миру мещанской пошлости романтический мир "положительных людей", представителей музыкального ремесла. Главный герой повести — молодой студент Ансельм, который обладает уникальной способностью проникать благодаря фантазии в воображаемые миры и решается оставить опостылевшую действительность ради жизни в поэзии.

Первоначально Гофман задумывал историю как более легкую, шутливую, но затем углубил ее — тому виной все продолжавшиеся наполеоновские войны. В момент написания автор проживал в Дрездене, который был осажден французами, и первые страницы повести создавались буквально под грохотом залпов.

Сборник принес Гофману первую литературную известность, и на какое-то время писатель стал желанным гостем в литературных салонах. А спустя два года автор опасался, что ничего лучше "Горшка" он написать не сможет. Но ему удалось, по крайней мере, не потерять марку.

"Эликсиры Сатаны"

Первый роман Гофман "Эликсиры Сатаны" выходил в двух частях — в 1815–1816 годах. Считается, что идея произведения пришла автору во время пребывания в Бамберге — на него повлияли готический облик католического собора, а также истории монахов.

Сам Гофман называл "Эликсиры" "романом особого рода". Важной чертой романа является исповедальная форма: история рассказывается от первого лица, что свойственно для произведений готической литературы. Но для Гофмана это была скорее стилизация. Сюжет произведения вдохновлен романом "Монах" М. Г. Льюиса, который эпатировал читателей на всех запретных для того времени темах. В итоге у Гофмана с учетом его фантасмагорического стиля получился во многом гиперболизированный текст с элементами пародии и гротеска.  

Несмотря на это, роман пользовался большой популярностью среди читателей. "В "Эликсире сатаны" заключено самое страшное и самое ужасающее, что только способен придумать ум. Как слаб в сравнении с этим "Монах" Льюиса, написанный на ту же тему. Говорят, один студент в Геттингене сошел с ума от этого романа", — писал прочитавший роман современник Гофмана, известный поэт и публицист Генрих Гейне.

"Ночные этюды"

Следующий сборник "Ночные этюды" вышел, когда у писателя дела шли все лучше и лучше. Название сборника связано с растущим интересом Гофмана к "темным сторонам" существования — к сфере подсознательного и иррационального. При этом если прошлый сборник пронизан любовью автора к музыке, то здесь внимание смещается в большей степени на живопись: ночными этюдами в Германии называли ночные пейзажи с контрастными эффектами светотени.

Эрнст Теодор Амадей Гофман, автопортрет

Также сборник отличался большим жанровым разнообразием. В нем представлены и пародия на сентиментальные повести, и обращение к разбойничьей литературе. Но главным произведением, которое стало одной из визитных карточек Гофмана, считается "Песочный человек". На его написание автора вдохновило посещение выставки автоматонов — механических кукол, которые выполняют заданные действия, и народные поверья о песочном человеке. Это фольклорный персонаж, который заигравшимся допоздна детям сыплет в глаза волшебный песок, чтобы те заснули.

У Гофмана же этот образ отсылает к детским травмам главного героя, который в момент безумия видит в одном из персонажей страшное мифическое существо. Неудивительно, что впоследствии Зигмунд Фрейд разбирал повесть в одном из своих очерков. Психоаналитик опирается на высказывание философа Фридриха Шеллинга об определении категории жуткого, чтобы характеризовать содержание повести: "Все то, что должно было оставаться тайным, скрытым, но вышло наружу".

После выхода "Ночных этюдов" в 1817 году Гофман был уже популярен и как писатель, и как композитор, также он продолжает свою профессиональную карьеру (чему не был особо рад) и становится уважаемым судьей. На его оперу "Ундина" публикуются положительные рецензии, проходит множество представлений. 27 июля состоялось последнее, а через два дня пожар уничтожает театр, а вместе с ним сгорают и декорации к постановке. Огонь чуть не перекинулся на дом Гофмана.

"Житейские воззрения кота Мурра…"

К 1818 году поток идей Гофмана не иссякает. Тогда возникает замысел сборника "Серапионовы братья", в рамках которого потом будет издан "Щелкунчик". Весной он тяжело заболевает и начинает писать повесть "Крошка Цахес", а летом заводит кота Мурра.

Рисунок Эрнста Теодора Амадея Гофмана, изображающий его верхом на коте Мурре

Роман "Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах" стал одним из последних изданных произведений писателя. Издавался он в двух томах. Все читается в названии: первая часть представляет из себя "автобиографию" кота, а вторая — историю жизни капельмейстера при дворе в немецком княжестве.

Вымышленный издатель книги предупреждал читателя, что при подготовке рукописи к печати произошла курьезная оплошность и среди корректурных листов, присланных из типографии, постоянно попадались отрывки совершенно постороннего текста. Оказалось, что кот Мурр, собственно, излагая свои житейские воззрения, рвал на клочки первую попавшуюся книгу из библиотеки хозяина, чтобы якобы сушить чернила. В печать эти страницы были включены, как заверял издатель, по недосмотру наборщиков.

Любимый кот Гофмана Мурр, которому автор и посвятил роман, умер в четыре года, когда автор заканчивал работу над произведением. "Заключая второй том, издатель принужден известить благосклонного читателя о весьма прискорбном событии. Разумного, высокопросвещенного, философического и поэтического кота Мурра посреди его блистательного жизненного поприща настигла неумолимая смерть. Он испустил дух со спокойствием и стойкостью истинного мудреца в ночь с двадцать девятого на тридцатое ноября, после недолгих, но тяжких страданий", — писал в послесловии Гофман.

Памятник Эрнсту Теодору Амадею Гофману в Бамберге

Через год после смерти Мурра не стало и хозяина. Многие считают роман вершиной творчества писателя, и в Бамберге, в котором начинал свою писательскую карьеру Гофман, его именем назвали городской театр. А перед зданием поставили памятник, на котором Эрнст Амадей стоит в цилиндре и держит на плече своего любимого кота.

Даниил Хмелевской