24 марта 2016, 06:00

Ольга Ростропович: проводить фестиваль или не проводить - вопрос не стоял

Ольга Ростропович. Антон Новодережкин/ ТАСС
Ольга Ростропович

Художественный руководитель VII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича рассказала почему в России до сих пор нет музея Ростроповича и Вишневской, а также о новом оперном форуме в Сочи

Торжественное открытие VII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича состоится 27 марта в Большом зале Московской консерватории. В этом году фестиваль посвящен 90-летию со дня рождения певицы Галины Вишневской. Среди участников фестиваля - Лондонский филармонический оркестр под управлением Владимира Юровского, Филармонический оркестр Радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга, оркестр и хор Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты, и другие.

Почему в России до сих пор нет музея Ростроповича и Вишневской, особенностях программы фестиваля и новом оперном форуме в Сочи в интервью ТАСС рассказала художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович.

- Ольга Мстиславовна, как решились на фестиваль в такое непростое экономическое время?

- А как можно не решиться? Фестиваль проходит уже в седьмой раз, тем более, что в этом году он посвящен юбилею мамы, ее 90-летию. Так что вопрос - проводить фестиваль или не проводить - не стоял. Другой вопрос, что с финансами, конечно, все очень сложно. Но на самом деле сложно было всегда. За семь лет проведения фестиваля у нас еще никогда не было безоблачной финансовой "погоды". Так что надо расставлять приоритеты и делать. Как говорила мама - делать надо или как надо, или не делать вообще. Так что делаем как надо.

- На ваш взгляд, что будет самым интересным на фестивале?

- Для меня - выступление оркестра и хора Maggio Musicale Fiorentino под управлением Зубина Меты с концертным исполнением оперы "Аида". Несколько лет назад я уже слышала, как маэстро это делает, с тем же составом, с которым он "Аиду" записал. Когда я попросила его привезти "Аиду" в Москву, Мета сначала засомневался - опера у них сейчас не в репертуаре, поэтому нужно репетировать специально, вызывать исполнителей посреди сезона. При этом он был согласен только на тех певцов, с которыми уже работал. Кроме того, из всех концертов фестиваля именно этот проект - самый сложный. Приезжают почти 300 итальянцев - это особая статья, так что нам не скучно: переговоры еще до сих пор не закончены.

- А как к вам на фестиваль попал Люка Дебарг?

- Я услышала этого пианиста на конкурсе Чайковского, и меня он очень заинтересовал. У нас есть традиция - приглашать на фестиваль молодых музыкантов. Так что мне показалось, что это будет интересно. Дебарг - очень необычный, спорный пианист. Кому-то он нравится, кому-то - нет, я слышала много мнений. Но меня интересует мое. Я - человек избалованный хорошими исполнителями. Родившись в такой семье и с теми друзьями, которые окружали моих родителей… Достаточно перечислить имена: Ойстрах, Шостакович, Рихтер, Гилельс. В те времена мы все жили в одном доме. Помню, как Давид Федорович приходил играть камерную музыку к папе. Так что музыкальный вкус прививается с детства.

- Говорят, на концерт Дебарга билетов уже нет?

- Да, и уже давно. Значит, не только мне одной интересно услышать его еще раз.

- Сейчас многие ваши коллеги говорят о необходимости импортозамещения, в том числе в искусстве. Призывают приглашать вместо западных артистов российских, например.

- Я не очень понимаю, что это такое. Так можно сказать про моцареллу (в которой я большой эксперт), что ее, например, можно не привозить из Италии, а сделать у нас. Это похвально и хорошо, но она не такая вкусная. А в искусстве - у нас прекрасные вокальная, балетная школы. Другой вопрос, что многие прекрасные артисты уезжают работать на Запад. Вот за этим нужно следить.

Если же говорить о приглашениях звезд - просто сначала нужно точно знать, кого ты привозишь. Я помню, когда в 1974 году мы уехали из России, то много лет, приходя в магазин, мы с мамой удивлялись - как такое может быть? Такое мясо? Клубника и бананы посреди зимы? Это сейчас у нас все есть в любое время. А тогда мне все время думалось - как бы хорошо, чтобы и в нашей стране у людей были такие же возможности. Вот такое же у меня ощущение, когда я слышу потрясающий концерт где-то на Западе: мне всегда хочется, чтобы это услышали у нас.

- При составлении программы фестивалей вы оцениваете музыкантов с точки зрения, одобрили бы ваш выбор родители или нет?

- Это уже нераздельно. Прожив столько лет с моими родителями уже знаешь, кто, что и как играет. В какой-то момент уже случилось так, что уши родителей стали моими ушами. А для них самое главное было качество. Это должно быть не обязательно так, как все хотят услышать. Но это должно быть убедительно, интересно, профессионально и технически безукоризненно.

- Знаю, у вас есть идея провести первый оперный фестиваль памяти Галины Павловны в Сочи?

- Да. Все получилось очень просто. Не так давно нам предложили провести в Сочи концерт. А раз концерт - значит, надо посмотреть площадку. К своему стыду, до этого момента я в Сочи никогда не была: до отъезда из страны не было времени - школа, занятия. Мы знали всю Москву только на пятачке от Газетного переулка до ЦМШ, и все. И вдруг я побывала в Сочи - какая же вокруг красота! С одной стороны - горы, с другой - море. Есть и закрытый театр, и открытые площадки, и какой климат! Просто все создано для оперного фестиваля, тем более, что у нас в России такого пока нет. Например, как в Зальцбурге, но я пока о таком масштабе не говорю. И вот, кто-то мне такую мысль с небес подал - я даже подозреваю, кто. Так что в сентябре мы такой фестиваль проведем.

- Что там будет?

- Пока мы проведем его силами Центра оперного пения. Представим две оперы - "Риголетто" и "Иоланту". Участвовать будут наши солисты, также мы планируем пригласить нескольких известных певцов из-за рубежа. Я думаю о проведении мастер-классов педагогов Центра оперного пения, творческих встреч. Маквала Касрашвили как раз будет праздновать 50-летие на сцене Большого театра - есть о чем поговорить. Надеюсь, удастся провести концерт на открытой площадке на набережной. Еще у меня есть мысль касательно "Розы Хутор" на следующий фестиваль - дай Бог, он состоится.

- То есть он будет ежегодным? И постоянно осенью?

- Пока не знаю. Думаю, точно не зимой. Хочется все-таки использовать всю эту природную красоту. Я прямо представляю opening night, когда женщины, наконец, смогут надеть длинные вечерние платья, мужчины - смокинги, будут сверкать звезды, шуметь море, рукоплескать публика. Это будет очень красиво и романтично. Опера - это, как сейчас говорят, "эксклюзивно", элегантно и шикарно. И если есть еще финансовая помощь, - которой, кстати, у нас нет, - то можно сделать что-то просто невероятное.

- Расскажите о праздновании 90-летия Галины Павловны. Помимо фестивалей, будет еще большой гала-концерт?

- Да, 8 ноября. На исторической сцене Большого театра, с оркестром Большого театра под управлением Тугана Сохиева. Больше я ничего рассказывать не буду - должен быть элемент неожиданности. Мы все видели прекрасные вечера в Большом, посвященные разным артистам. Но Галина Павловна отличалась от всех. Поэтому и концерт ее памяти должен быть достоин этого отличия. Там же, в Большом театре, будет выставка. Надеемся открыть ее 25 октября, в мамин день рождения, и она будет проходить примерно до середины декабря.

В июне также проведем VI Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, заключительный тур которого также пройдет в Большом театре - 9 июня.

- После ухода Галины Павловны вы возглавили ее Центр оперного пения. Как он сейчас функционирует?

- Так же, как при ней. И сейчас все чувствуют незримое присутствие ее образа, ее личности. Это мамин дом, здесь все дышит ею. Такова была ее воля, чтобы я стала художественным руководителем. Первое, что я сделала после своего назначения, это пригласила новых педагогов: Маквалу Касрашвили, Анатолия Лошака и Елену Зарембу. За годы, прошедшие после ухода мамы, мы создали свой оркестр, осуществили две новые постановки: "Руслан и Людмила" и "Паяцы". Возобновили постановку "Иоланты".

- Есть ли уже планы следующих фестивалей?

- Конечно, есть. Но я пока не буду о них рассказывать. Следующий год тоже особенный, это год 90-летия Мстислава Ростроповича. Так что отдыхать некогда. Папа меня часто посещает, делится мыслями и советами. Надеюсь, рубль не рухнет и у нас все получится. Уже есть некоторые договоренности, будет интересно.

- Не думали ли вы приурочить к юбилейным годам создание музея?

- Это достаточно болезненная тема. Все архивы у нас собраны родителями в Санкт-Петербурге: в какой-то момент эта идея витала, но она так и осталась в незаконченной форме. Папа с мамой об этом думали-думали, но ушли, оставив нас с сестрой думать. Теперь мы думаем… Наверное, и своим детям оставим эту тему для раздумий.

Беседовала Виктория Иванова