МОСКВА, 17 апреля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Молодой режиссер Тимофей Кулябин, прославившийся скандальной историей с "Тангейзером" в Новосибирской опере, дебютирует в Большом театре. На Новой сцене ГАБТа он поставил оперу Гаэтано Доницетти "Дон Паскуале". В воскресенье состоится генеральная репетиция спектакля, премьерные показы которого пройдут с 19 по 24 апреля, сообщили ТАСС в пресс-службе ГАБТа.
Как ранее говорил в интервью ТАСС генеральный директор Большого театра Владимир Урин, "переговоры о постановке в ГАБТе с Тимофеем Кулябиным велись задолго до "Тангейзера". "Думаю, что "Дон Паскуале" в режиссуре Кулябина может быть интересным, живым спектаклем", - прогнозировал Урин.
Об опере "Дон Паскуале"
По мнению музыковедов, "Дон Паскуале" - практически эталон жанра. Если нужно привести пример идеальных опер-буффа, "Дон Паскуале" имеет все шансы занять верхнюю строчку в рейтинге, считают специалисты. В спектакле рассказывается, как старик решил жениться на молодой девице. В постановке есть все: забавный сюжет, качественный юмор, комические положения с переодеваниями. И персонажи под стать предлагаемым обстоятельствам: как будто все вышли из комедии дель арте.
Но не все так просто: у этой оперы двойное дно. Уже в первых откликах на премьеру французские газеты писали: "Драматическая краска "Дона Паскуале" - грустная буффонада". За всем этим праздником жизни и молодости у Доницетти скрывается глубокая меланхолия, за блестящей шуткой - горькая ирония по отношению к любви, браку и жизни.
Эта опера - одна из последних у Доницетти. Она написана в зените его славы, но уже появились признаки болезни, из-за которой всего спустя два года он перестанет сочинять музыку. "Я смеюсь, но тебе-то известно, что на душе у меня печаль, которую я скрываю под мишурой веселья", - писал Доницетти одному из своих родственников. Однако он по-прежнему работал в рекордно сжатые сроки.
Существуют разные мнения относительно того, сколько времени потребовалось композитору на сочинение этой оперы. Одни считают, что он управился за восемь дней, другие - за одиннадцать, а третьи - что ему потребовалось целых три недели.
Однако в ноябре 1842 года в парижском Итальянском театре стали готовиться к премьере, которая состоялась 3 января 1843 года и увенчалась полным триумфом. Композитора неоднократно вызывали на сцену, множество номеров повторялись на бис. В том же году эта опера была поставлена в Милане, Турине, Вене, Лондоне, Брюсселе и Лилле. И до сих пор "Дон Паскуале" продолжает быть одной из самых репертуарных опер Доницетти.
Несмотря на популярность, в Большом театре "Дона Паскуале" ставили лишь дважды - в 1850 и в 1872 годах. И вот теперь почти полтора столетия спустя спектакль вновь возвращается на сцену Большого.
Современное прочтение
По словам постановщика спектакля Тимофея Кулябина, он предлагает зрителям взглянуть на персонажей оперы не как на некие маски, а как на живых людей. Героев спектакля он перенес в ХХI век. Неизменным оставил только место действия - Рим.
"Я стремился к тому, чтобы сюжет перестал быть абстрактной театральной шуткой, чтобы все герои обрели плоть и кровь сегодняшних людей, пытался найти им точные прототипы в современной действительности. Поэтому пришлось придумать каждому профессию, социальный статус, биографию, - пояснил режиссер. - Одна из главных сложностей оригинального либретто заключалась в том, что дон Паскуале, будучи человеком очень состоятельным и далеко не молодым, абсолютно наивен в своем отношении к противоположному полу. Почти как ребенок. Представить себе такого человека в современном мире очень трудно. Нужно было отыскать достоверный образ, поскольку природа этой странной наивности - пружина разворачивающейся интриги".
В одном из составов партию дона Паскуале исполнит приглашенный итальянский бас Джованни Фурланетто. В спектакле также заняты приглашенный солист Большого Николай Диденко, солисты оперной труппы ГАБТа Николай Казанский, Олег Цыбулько, Игорь Головатенко, Константин Шушаков, Станислав Мостовой, Венера Гимадиева и выпускницы Молодежной оперной программы, а ныне приглашенные артистки театра Нина Минасян и Кристина Мхитарян.
Дирижер-постановщик - маэстро из Польши Михал Клауза. Современное сценографическое оформление для спектакля выполнил художник Олег Головко.