Все новости

Валерий Гергиев и оркестр Мариинки дали концерт в освобожденной Пальмире

"Наш концерт в истерзанной Пальмире - это призыв к миру и согласию, это обращение ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом, с терроризмом", - сказал руководитель Мариинского театра
Валерий Гергиев  ИТАР-ТАСС/Сергей Фадеичев
Описание
Валерий Гергиев
© ИТАР-ТАСС/Сергей Фадеичев

МОСКВА, 5 мая. /ТАСС/. Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил с концертом в сирийской Пальмире, освобожденной при поддержке российских военных от боевиков "Исламского государства". Концерт под названием "С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены" прошел на площадке всемирно известного амфитеатра. В нем приняли участие виолончелист, художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин и скрипач, лауреат конкурса Чайковского Павел Милюков.

Искусство во имя мира

"Наш концерт в истерзанной Пальмире - это призыв к миру и согласию, это обращение ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом, с терроризмом", - сказал Гергиев, открывая концерт.

По его словам, в музыке, которая прозвучала в Пальмире - "наша душевная боль, негодование, протест против варварства и насилия, против нелюдей, уничтожавших бесценные памятники мировой культуры, устроивших здесь место массовых казней». Концерт открыл Павел Милюков, исполнивший «Чакону» Иоганна Себастьяна Баха, которая, как отметил Гергиев, "символизирует величие человеческого духа и как нельзя лучше подходит к сегодняшнему событию». 

Вместе с тем, сказал маэстро, в программе концерта также есть и музыка, "выражающая огромное чувство оптимизма и надежды". Таковы, по его словам, "Кадриль" Родиона Щедрина в исполнении Сергея Ролдугина и "Симфония №1" Сергея Прокофьева, которую представил оркестр Мариинского театра. 

Классическая симфония Прокофьева, по мнению Гергиева, "полна оптимизма и восхищения перед классическими образцами высокого искусства". "Это то, что мы видим перед собой сейчас в этом великом месте", - отметил он.

Гергиев представил программу концерта и музыкантов на русском и английском языках, его слова были переведены также на арабский язык.

Привычные концертные декорации сменили колонны и портики римского амфитеатра, построенного во II веке н.э. Засыпанный песком амфитеатр был открыт археологами в середине ХХ века. После реставрации ему был возвращен первоначальный облик, который, к счастью, практически не пострадал, пока Пальмира находилась под контролем боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ).

На сцене амфитеатра разместили портрет сирийского археолога, многолетнего смотрителя Пальмиры 82-летнего Халеда аль-Асаада, казнь которого в 2015 году боевиками возмутила музейное сообщество во всем мире. Многие из зрителей, среди которых было немало детей, пришли на концерт с цветами и рукоплескали музыкантам в перерывах между выступлениями.

Музыканты оркестра Мариинского театра узнали о возможности сыграть в Пальмире примерно за два дня до концерта и без раздумий согласились выступить. Об этом в эфире телеканала "Россия 1" сообщил художественный руководитель, директор театра Валерий Гергиев.

"Я очень благодарен музыкантам Мариинского оркестра, которые без раздумий согласились. Мы буквально позавчера- вчера заговорили о том, что есть реальная возможность выступить здесь, в этой стране, которая потрясена гибелью людей", - сказал он.

Гергиев подчеркнул, что музыканты считают концерт "актом человеческого сострадания и солидарности с теми, кого можно называть братьями и сестрами".

Будущее Пальмиры

Пальмира - один из богатейших городов поздней Античности в оазисе Сирийской пустыни между Дамаском и Евфратом, археологические памятники которого с 1980 года входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть из них серьезно пострадала от боевиков ИГ, которые взорвали главный храм, самое старое сооружение Пальмиры - храм Бэла (32 г. н.э.), - храм Баалшамина, а также известную практически всем россиянам по обложке учебника истории Триумфальную арку и башни-гробницы.

Пальмира была освобождена сирийскими войсками в конце марта. Около года древний город находился под контролем боевиков. В разработке операции освобождения участвовали специалисты Вооруженных сил РФ, а российская авиация в ходе освобождения города совершила около 500 боевых вылетов.

ЮНЕСКО учредила Чрезвычайный фонд по сохранению наследия Сирии. По оценке организации, за четыре года боевых действий на территории Сирии было разрушено 300 археологических памятников из 10 тысяч. С 24 по 26 апреля в Пальмире находилась миссия экспертов ЮНЕСКО во главе с руководством Центра Всемирного наследия для составления предварительной оценки ущерба, нанесенного археологическим памятникам и Национальному музею Пальмиры. Некоторые строения, в том числе храм Бэла и крепость, специалистам пришлось осматривать издалека, так как в городе продолжается операция по разминированию.

Участники миссии, сообщается на сайте ЮНЕСКО, пришли к выводу, что в целом, несмотря на разрушение некоторых знаковых сооружений, Пальмира сохранила большую часть целостности и подлинности. По оценкам специалистов, восстановление памятников может занять 5-7 лет. Полный отчет с рекомендациями по охране и восстановлению древних сооружений планируется представить на 40-й сессии Комитета Всемирного наследия, которая пройдет в июле в Стамбуле. Кроме того, ЮНЕСКО планирует направить международную миссию экспертов для более подробного изучения состояния сохранности объектов культурного наследия Сирии, в том числе Пальмиры. Готовность участвовать в восстановлении исторического облика Пальмиры выразили специалисты Государственного Эрмитажа и Российского научно- исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Институт Наследия).