Все новости

Реставраторы Петергофа нашли под портретом Екатерины I фрагменты другой картины

Немецкий живописец Генрих Бухгольц на большой холст наклеил погрудное изображение Екатерины I кисти другого художника и дописал его
Портрет Екатерины I работы Генриха Бухгольца Сергей Петров/TACC
Описание
Портрет Екатерины I работы Генриха Бухгольца
© Сергей Петров/TACC

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 июля. /ТАСС/. Реставраторы государственного музея-заповедника "Петергоф" в ходе работы над восстановлением известного портрета Екатерины I работы немецкого живописца Генриха Бухгольца нашли следы другой картины.

Как сообщили ТАСС в пресс-службе музея, речь идет о портрете императрицы кисти другого художника.

"Портрет Екатерины I в течение года находился на реставрации в мастерских ГМЗ "Петергоф", - отметили в пресс-службе. - В ходе реставрационных мероприятий неожиданно выяснилось, что для создания картины Бухгольц на большой холст наклеил погрудное изображение Екатерины I кисти другого художника и дописал его".

Такие истории уже выяснялись при исследовании творчества Бухгольца, рассказали искусствоведы Петергофа. Например, в ГМЗ "Царское Село" хранится выполненный им в 1768 году портрет Елизаветы Петровны, в который вшит камерный портрет кисти французского художника Луи Каравака.

Портрет Екатерины I преподнес реставраторам еще несколько сюрпризов. "После утоньшения слоя лака и удаления записей выяснилось, что императрица одета в платье не из золотой, а из серебряной парчи, в прическе открылись драгоценности с жемчугом, а также стало возможным рассмотреть пейзаж на дальнем плане: военный лагерь с шатрами и крепость с приспущенными флагами", - рассказали в музее.

Накануне портрет Екатерины I был возвращен на свое обычное место в Тронном зале Большого Петергофского дворца, куда он был определен при оформлении зала в царствование Екатерины II по проекту архитектора Юрия Фельтена. Императрица, стремившаяся показать преемственность своей власти, распорядилась украсить Тронный зал портретами предшественников - Петра Великого, его супруги Екатерины I, императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Все картины были исполнены Бухгольцем в 1770-х годах.

Реставрация и эвакуация

В Петергофе рассказали, что отреставрированный портрет за историю своего бытования сменил несколько адресов. В 1844 году он был перевезен в Эрмитаж, чтобы с него сняли копию, и там впервые подвергнут реставрации. В 1870 году его демонстрировали на выставке портретов известных лиц XVI - XVIII веков, которую устраивало "Общество поощрения художников".

Последнее "переселение" портрета произошло в годы Великой Отечественной войны, когда во время немецкого наступления картину перевезли из Петергофа в Ленинград - в осажденном городе экспонаты пригородных музеев сохраняли в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора. Из этой эвакуации вновь отреставрированный портрет вернулся в Петергоф лишь в 1962 году и с тех пор не покидал стен Большого дворца.

Большой Петергофский дворец, отметивший недавно 300-летие, был основан Петром I в феврале 1715 года. Построенный по образцу французского Версаля, он до начала ХХ века был летней парадной резиденцией российских императоров. В период немецкой оккупации 1941-1944 гг. он был разрушен, реставрация продлилась несколько десятилетий.

В наши дни это один из самых посещаемых туристических объектов России. По данным дирекции ГМЗ "Петергоф", в "высокий" сезон здесь бывают около 5-6 тысяч посетителей в день. В год количество гостей достигает 600 тысяч человек. В 29 действующих залах дворца выставлены свыше 3 тысяч экспонатов.