31 октября 2016, 08:00

Входить только по делу насчет угощения: 55 лет Питеру Джексону

Photo by Hagen Hopkins/ Getty Images
Один из главных режиссеров современности, воплотивший на экране книги Дж. Р. Р. Толкина, празднует юбилей. ТАСС вспоминает о том, как Питер Джексон завоевал свое кинематографическое Кольцо Всевластья

Сэр новозеландский

Обращение "сэр" Питер Джексон заслужил не за то, что он является кавалером ордена Британской империи. В этом ордене Джексон не состоит. Зато он награжден сразу двумя орденами своей родины: орденом Новой Зеландии — высшей наградой этой страны — и орденом Заслуг. Последний и принес ему титул "сэр".

Питер Джексон является, пожалуй, самым знаменитым на данный момент новозеландцем в том смысле, что именно его имя связывается с этим островным государством. Джексон не только прославил природу своей страны, сделав ее "задником" для событий "Властелина колец" и "Хоббита", но и буквально открыл для многих это островное государство на краю земли.

"Инопланетное рагу" из маминой духовки

Джексон родился в городке Пукеруа-Бэй неподалеку от столицы Новой Зеландии Веллингтона. Там же он за три тысячи долларов снял свой первый фильм — Bad Taste ("Плохой вкус"), который шел в российском прокате под названием "Инопланетное рагу". В фильме, как это понятно из названия, есть инопланетяне. Помимо них, там есть множество крови и черного юмора. Сам Джексон сыграл в фильме две роли: одну из главных "человеческих" и еще одну "инопланетную". Маски инопланетян, как утверждается в некоторых источниках, выпекали в духовке мамы режиссера.

Звучит дико (впрочем, как и все, что касается фильмов Джексона в тот период), но один из его друзей умудрился организовать показ "Инопланетного рагу" на Каннском кинофестивале 1987 года. Фильм был встречен тепло, и его удалось продать для проката в 12 стран, в том числе и в Россию.

Все приходится делать самому

Со времен "Инопланетного рагу" Джексон, кстати, снялся почти во всех своих фильмах, в том числе в пяти частях "Властелина колец" и "Хоббита", обычно в микроскопических бессловесных ролях: он метал копье в урук-хаев со стен Хельмовой пади, погибал от стрелы Леголаса, будучи умбарским пиратом, и находил Аркенстон в недрах Одинокой горы. А в деревне Бри, находящейся по пути из Шира в Ривенделл, Джексон и вовсе появлялся дважды: он слоняется перед трактиром "Гарцующий пони" в "Братстве кольца" и грызет морковь в "Пустоши Смауга". Кроме того, Джексон стрелял с самолета в Кинг-Конга на крыше Эмпайр-стейт-билдинг (в аналогичной роли в "Кинг-Конге" 1933 года снялся режиссер того фильма Мэриан Купер, бывший военным летчиком).

Джексон, кстати, увлекается коллекционированием и восстановлением полномасштабных рабочих копий самолетов времен Первой мировой войны. В 2014 году он даже провел экскурсию по центру авиационного наследия для герцога и герцогини Кембриджских во время их визита в Новую Зеландию.

Семейный подряд

Во время работы над "Инопланетным рагу" Джексон встретил Фрэн Уолш, которая с тех пор не только стала его женой и родила ему двоих детей, но и работает с ним над всеми его фильмами как многостаночник: в первую очередь как сценарист и продюсер, но еще и, например, как автор песен. У Фрэн, кстати, ровно столько же "личных" "Оскаров", сколько у ее гораздо более знаменитого мужа, — три. Один из них как раз за лучшую песню в 2004 году — Into the West ("На запад") для "Возвращения короля". Два "Оскара" — за лучший фильм и лучший адаптированный сценарий — за все то же "Возвращение короля" Джексон и Уолш получили вместе, разделив последний со своим многолетним соавтором Филиппой Бойенс, а Джексон взял в тот год еще и "лучшего режиссера".

Властелины "Оскаров"

Это, конечно, довольно известный факт, но мы все-таки напомним: "Возвращение короля" получило 11 "Оскаров". Фильм победил во всех номинациях, в которых был выдвинут. Две первых части "Властелина колец" получили еще шесть "Оскаров" вместе взятые, в том числе оба фильма взяли статуэтки за лучшие спецэффекты. Что касается "Возвращения короля", то больше "Оскаров" не получал ни один фильм, лишь дважды до этого столько же статуэток забирали "Бен-Гур" Уильяма Уайлера в 1960-м и "Титаник" Джеймса Кэмерона в 1998-м.

Питер Джексон пошел по стопам Джеймса Кэмерона еще кое в чем: "Возвращение короля" стало вторым после "Титаника" фильмом в истории, преодолевшим в прокате отметку в миллиард долларов кассовых сборов. На сегодняшний день таких фильмов уже 27, и первую строчку в этом списке теперь занимает "Аватар" все того же Кэмерона. Кстати, спецэффекты для "Аватара" делала основанная Питером Джексоном совместно с коллегами компания Weta Digital, получившая за этот фильм "Оскар".

А weta — это такие насекомые. Обитают, естественно, в Новой Зеландии.

"Маппет-шоу" на наркотиках

Спецэффекты, пожалуй, были тем, с чего для Питера Джексона начался кинематограф. В некоторых источниках пишут, что Джексон занимался спецэффектами еще даже не с видео, а с фото: например, он додумался изображать вспышку от выстрела, прокалывая пленку.

Джексон вообще никогда не занимался "обычными" фильмами. В том смысле, что он не снял вообще ни одного фильма без фантастики или какой-нибудь иной чертовщины. Вторым его полнометражным фильмом был кукольный "Познакомьтесь с Фиблами" (Meet the Feebles, 1989). Кто-то из критиков назвал этот фильм "сидящим на наркотиках "Маппет-шоу", пародией на которое напичканные черным юмором и кровищей "Фиблы" и являлись. Среди героев были директор театральной труппы морж Блэтч, занимающийся наркоторговлей и порнобизнесом, режиссер-гомосексуал лис Себастьян, беспрерывно курящий менеджер труппы червь Артур и другие подобные персонажи.

Да, вы ничего не перепутали, через 10 лет этот человек снимет "Властелина колец".

Новозеландская резня газонокосилкой

Следующим фильмом Джексона была "Живая мертвечина" 1992 года, которая в оригинале называлась Braindead — что-то вроде "Мозготруп". Это вновь была пародия, на этот раз, очевидно, на культовую франшизу "Зловещие мертвецы", плюс в фильме содержалась явная отсылка к "Кинг-Конгу", сюжет которого много лет занимал мысли Джексона и в итоге воплотился в блокбастер 2005 года. Главного монстра "Живой мертвечины" — крысобезьяну — привозили по сюжету с Острова Черепа, где живет Кинг-Конг.

Помимо крысобезьяны и очевидных из названия зомби, в фильме было все, что характеризует раннее творчество Джексона, и даже больше: тайна убийства отца героя его матерью, предсказание на картах Таро, ветеринар — беглый нацист из Латвии и даже зомби-роман, заканчивающийся появлением на свет зомби-младенца. Фильм завершается сценой резни зомби газонокосилкой, для которой в лучших традициях раннего Джексона было использовано 400 литров искусственной крови. Стоит ли говорить, что происходит вся эта чертовщина в столице Новой Зеландии Веллингтоне.

И еще: если внимательно смотреть джексоновского "Кинг-Конга", то в одной из сцен на корабле можно увидеть клетку с табличкой "суматранская крысобезьяна". Сэр Питер очень последовательный режиссер.

90 метров от убийства до инсценировки

Самым "традиционным" фильмом Джексона можно считать вышедшие в 1994 году "Небесные создания". Традиционный этот фильм лишь тем, что в нем нет фантастики и масштабных спецэффектов, в остальном же это история о том, как две девочки убили мать одной из них. История основана на реальных событиях, произошедших в новозеландском Крайстчерче в 1954 году. Джексон снимал свою сцену убийства в 90 метрах от того места, где оно было совершено в реальной жизни. Одна из девочек-убийц, кстати, стала впоследствии довольно известной писательницей Энн Перри.

В "Небесных созданиях" за три года до "Титаника" сыграла свою первую роль Кейт Уинслет. Фильм, как и предыдущая лента Джексона, завоевал множество наград, в том числе "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля, а Питер Джексон и Фрэн Уолш тогда получили свою первую номинацию на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.

Обиды, провал, отсрочка

Следующим фильмом Джексона было снятое в соавторстве с Костой Боутсом мокьюментари "Забытое серебро", где рассказывалось о никогда не существовавшем режиссере Колине Маккензи (естественно, новозеландце), который якобы был одним из пионеров цветного и звукового кино. Часть зрителей не поняли, что фильм является мистификацией, и впоследствии писали Джексону гневные отзывы, обвиняя его в обмане.

Затем последовал спродюсированный Робертом Земекисом и провалившийся в прокате комедийный фильм ужасов "Страшилы" (The Frighteners, 1996) со звездой "Назад в будущее" Майклом Джей Фоксом в главной роли, который сыграл плутоватого архитектора, заключающего договор с тремя призраками: они имитируют в квартирах полтергейст, а герой Фокса их "изгоняет".

Параллельно Джексон активно работал над ремейком "Кинг-Конга", однако Universal Studios приняла решение перенести съемки, так как в производстве уже находились сразу два фильма, занимающих ту же нишу: "Могучий Джо Янг" и "Годзилла" Роланда Эммериха.

Кино-Конг

Именно тогда Джексон начал работу над "Властелином колец". В 1997 году он получил добро на экранизацию у продюсера Сола Зэнца, который с 1976 года владел всеми правами не только на любые кинематографические воплощения произведений Толкина, но даже на какое бы то ни было использование имен собственных из "Властелина колец" и "Хоббита". Через 10 лет Сол Зэнц сыграет очень значительную роль в карьере Джексона, но об этом чуть ниже.

Много говорить о "Властелине колец" теперь уже едва ли нужно. Почти три миллиарда долларов кассовых сборов, 17 "Оскаров" и слава одного из главных современных режиссеров (если не сказать — главного) — с таким Кольцом Всевластья Питер Джексон вступил в кинематографический XXI век.

Вслед за "Властелином колец" в 2005 году на экраны вышел "Кинг-Конг", получивший три "технических" "Оскара" и подтвердивший статус Джексона как главного режиссера блокбастеров мирового масштаба. За этот фильм ему выплатили самый большой на тот момент режиссерский аванс в истории кино — 20 миллионов долларов. В тот год Питер Джексон возглавил список самых влиятельных лиц мировой киноиндустрии, ежегодно составляемый журналом Premiere. Для сравнения: за три года до этого, когда на экраны только вышло "Братство кольца", Джексон находился на 40 строчек ниже.

После "Кинг-Конга" Джексон снял фантастический триллер "Милые кости" и спродюсировал две ленты: необычный и получивший множество положительных отзывов фильм южноафриканца Нила Блокампа "Район №9" и мультфильм "Приключения Тинтина: Тайна "Единорога" Стивена Спилберга.

А затем в жизни Джексона вновь наступило время Толкина.

Хоббит: Лучше звоните Солу

О своей заинтересованности в экранизации "Хоббита" Джексон говорил еще в 2006 году, и для него ожидаемо было зарезервировано место режиссера. Планировалось снять два фильма, однако Джексон не поделил с New Line Cinema, на базе которой он снимал "Властелина колец", ряд правовых и финансовых вопросов и был со скандалом отстранен от работы. И вот тут на сцене появляется Сол Зэнц, который полностью занял в споре кинокомпании и режиссера сторону Джексона. New Line Cinema вынуждена была пойти на мировую, Джексон занял место продюсера, а режиссерское кресло было отдано Гильермо дель Торо, уже снявшему к тому моменту "Лабиринт фавна" и "Хеллбоя". Однако после трех лет проволочек, в начале 2010-го, дель Торо покинул проект, и Джексон вернулся в режиссерское кресло. Съемки под его руководством закончились летом 2012-го, и вскоре после их окончания Джексон внезапно объявил, что "Хоббит" разросся до размеров трилогии.

10 лет за два дня

Сложнейшая и многострадальная экранизация детской книги Толкина, ставшая по хронометражу едва ли не длиннее "Властелина колец", вобрала в себя множество не существующих в оригинальном тексте сюжетных линий и персонажей, введенных в повествование исключительно для того, чтобы привязать вторую трилогию Джексона к первой. Работа над ней продолжалась в общей сложности около 10 лет. В ходе съемок Джексон использовал уникальные камеры, снимающие со скоростью, вдвое превышающей обычную, — 48 кадров в секунду. При этом, по данным некоторых источников, работа над спецэффектами к первой части "Хоббита" — "Нежданному путешествию" — была окончена всего за два дня до мировой премьеры в Новой Зеландии.

Трилогия выходила на экраны с 2012 по 2014 год. Она не была уничтожена критиками и зрителями, но была признана неудачной, и заслуженно. Неудачу "Хоббита" признавал и сам Джексон. В одном из интервью он говорил, что фильмы "Хоббита" вышли такими неуклюжими, потому что во многих случаях съемки шли фактически без сценария, и уже из отснятого материала впоследствии формировалась нить повествования. В то же время существует точка зрения, что фильмы "Хоббита" смотрятся столь неуклюжими лишь в театральных версиях, беспощадно искромсанных в попытках уложиться в допустимый хронометраж. Расширенные режиссерские версии, в которые возвращены выкинутые при монтаже куски, действительно выглядят во многих случаях более ровными и логичными.

Возвращение короля?

Питер Джексон не был разгромлен за неудачу "Хоббита" и сохранил за собой статус одного из главных современных режиссеров блокбастеров. И уж точно для миллионов поклонников творчества Толкина во всем мире он остался тем человеком, который воплотил их мечту увидеть Средиземье на экране.

В данный момент, по данным сайта IMDB.com, режиссер работает над двумя анонсированными продолжениями "Приключений Тинтина": "Узниками Солнца" и еще одним мультфильмом, который пока не имеет рабочего названия. Когда эти ленты выйдут на экраны, неизвестно.

Уже когда шла работа над этим материалом, на странице Джексона в Facebook появилось объявление о том, что он продюсирует экранизацию не переведенной на русский язык серии детских книг писателя Филипа Рива Mortal Engines ("Смертные двигатели"). Действие этих книг происходит в футуристическом Лондоне в атмосфере стимпанка. Поставит "Смертные двигатели" Кристиан Риверс — в первую очередь специалист по визуальным эффектам, а на деле еще один многостаночник, работающий с Джексоном в разных ипостасях начиная еще с "Живой мертвечины".

Сюда и обратно

В сентябре Питер Джексон впервые приезжал в Россию, чтобы принять участие в дискуссии в школе "Сколково". Визит был, по сути, необъявленным: не было никаких публичных мероприятий с участием режиссера, и даже о встрече в "Сколково" не сообщали в СМИ.

Корреспондент ТАСС, гуляя по Красной площади, встретил Питера Джексона в очереди в мавзолей. Будучи поклонником "Властелина колец", он подошел и попытался заговорить с режиссером. Однако Джексон отказался от общения, явно не желая быть разоблаченным. Возможно, впрочем, разговор не удался, потому что корреспондент изначально обратился к нему "мистер Джексон", в то время как к нему следует обращаться "сэр". Что ж, имеет право: если ты снял "Властелина колец" и у твоих фильмов два десятка "Оскаров", ты уж точно "сэр", пусть даже и новозеландский.

Александр Бычков