В понедельник был объявлен шорт-лист кинопремии "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". В него не попали оказавшиеся в лонг-листе "Ученик" Кирилла Серебренникова и еще не вышедший в России "Рай" Андрея Кончаловского. ТАСС поговорил с кинокритиками Василием Корецким и Сергеем Сычевым и собрал пятерку российских фильмов, которые за последние несколько лет "гремели" за границей, но были холодно приняты на родине.
"Класс коррекции" Твердовского стал событием. В России его посмотрело довольно много людей. Потому что он был сделан так, чтобы спровоцировать скандал вокруг себя и чтобы его смотрели. Он сначала получил хороший фестивальный шлейф, начавшийся на "Кинотавре", потом у него было несколько десятков призов на фестивалях, потом он вышел в прокат. Всякому артхаусному фильму бы такую судьбу
Сергей Сычев
В силу того, что Твердовский склонен к преувеличениям, четко ловит всякие стилистические нюансы и доводит их до некого абсурда, то смотрится фильм как некая пародия на весь российский неореализм: ужасы больниц и госучреждений, ужасы коллектива. Это все смотреть немного комично, живя в этой реальности. Мы понимаем, что, когда дирекция зоопарка превращается в какое-то подобие фильма Валерии Гай Германики — это уже перебор. Это уже перенос одних штампов в другие обстоятельства. И здесь типичная героиня, все очень типично... но ее хвост! И вся эта история, с одной стороны, гениальная. На месте хвоста можно представить любую проблему. И когда появляется этот хвост, вместо того чтобы как-то решать, все просто закрывают на это глаза
Василий Корецкий
С "Левиафаном" история понятная: режиссер Андрей Звягинцев — фигура достаточно известная, в первую очередь потому что его первые фильмы "Возвращение" и "Изгнание" вполне вписывались в такую ожидаемую схему, некий штамп о том, каким должно быть русское кино. У нас "Левиафан" воспринимается как суперреалистическое кино, как критика российской действительности. Но в сущности, поскольку основой сюжета поначалу являлась история Марвина Химайера (на бульдозере он попытался снести цементный завод, а потом покончил с собой), к российской действительности добавилась только церковь. Но такая история могла произойти где угодно
Василий Корецкий
У фильма "Белые ночи...", можно сказать, была уникальная судьба. Андрей Сергеевич Кончаловский вместо того, чтобы бороться за место в кинопрокате непонятно зачем и непонятно с кем, решил, что сразу пустит этот фильм на телевидение, чтобы показать его в прайм-тайм. Потому что было ясно, что фильм с маленьким бюджетом, без спецэффектов, без скандальной рекламы, в том числе и бесплатной политической рекламы, как у "Левиафана", не может рассчитывать на успех в кинопрокате. Этим он, с одной стороны, обделил людей, потому что у фильма действительно потрясающая картинка, которую можно увидеть только в кинотеатре. С другой стороны, он автоматически перешел с одной беговой дорожки на другую, потому во время телеэфира в прайм-тайм все равно этот фильм посмотрели больше людей, чем в кинотеатре
Сергей Сычев